2010 год. Фото из архива "Солидарности"
Лесной госнадзор частично вернут регионам, как было до катастрофических лесных пожаров 2010 года. Пока же у местных властей связаны руки, а Центр не справляется, да и не планирует следить за всеми. Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло в Госдуму законопроект, который имеет большие шансы быть принятым - в правительстве не возражают...
Пакет поправок питерских законодателей к Лесному кодексу вернет региональным властям право вести госнадзор и госконтроль в лесах, расположенных на участках в собственности субъектов РФ. По мысли авторов, поправки исправят нынешнее положение, когда проблемы госнадзора в “региональных” лесах не урегулированы на уровне федерального центра.
Ранее, согласно статьям 81 и 83 ЛК, Центр передал субъектам РФ право лесного госконтроля и надзора только “на землях лесного фонда”, за исключением “лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения”. То есть госнадзор за лесами не передавался “регионалам” в отношении лесничеств и лесопарков, а также лесов, расположенных на “стратегических” землях. При этом ни в 184-м законе (о перераспределении полномочий между Центром и регионами), ни в Лесном кодексе РФ для регионов не прописали возможность самостоятельно осуществлять лесной надзор на участках, находящихся в их собственности. Получилось, что полномочия продекларированы, но неосуществимы.
Поправки призваны наделить регионы полновесным правом осуществлять государственный “лесопатологический” мониторинг на своей территории, а также разрабатывать и утверждать программы такого мониторинга.
Эта система постоянного наблюдения позволит вовремя получать данные о происходящих в лесах изменениях, делать прогнозы и обнаруживать проблемные участки, а значит, предотвращать беду. Сейчас в федеральном законодательстве полномочия регионов по части “лесного” мониторинга не регулируются, что снимает с местных чиновников всякую ответственность за пренебрежение его проведением.
Законопроект установит общие полномочия субъектов РФ по ведению “лесного” мониторинга, по разработке программ лесопатологического обследования и контролю работ по обследованию территорий. Кроме того, регионы смогут оперативно решать вопросы, связанные с контролем состояния окружающей среды. Авторы указывают, что нехватка таких полномочий “приводит к кризисному состоянию лесов”, когда тысячи деревьев гибнут “в результате воздействия неблагоприятных факторов (загрязненный воздух, засоление и загрязнение почв при отсутствии адекватных методов ухода)”.
Напомним, два года назад, по следам “всероссийского пожарища - 2010” парламент принял ряд законов, перераспределивших часть “лесных” полномочий между федеральными и региональными органами власти. Так, уже в середине 2011 года исполнительной власти вернули часть отнятых у нее новым Лесным кодексом прав на осуществление противопожарного лесного надзора, а также передали Центру полномочия по установлению допустимого объема изъятия древесины в лесах.
Другим законом к полномочиям регионов добавили осуществление государственного пожарного надзора в лесах. При этом постарались уточнить порядок обеспечения пожарной безопасности - ввести мониторинг пожарной опасности в лесах, определить перечень работ по противопожарному обустройству лесов, по обеспечению лесхозов средствами предупреждения и тушения пожаров, по ликвидации ЧС, вызванных пожарами, а также по разработке планов тушения таких пожаров.
Так, при обнаружении пожара на предоставленном участке лесопользователи обязаны немедленно сообщить об этом в диспетчерскую службу и принять возможные меры по недопущению распространения пожара. Работы по тушению лесных пожаров и принятию мер пожарной безопасности в лесах выполняются местными пожарными подразделениями МЧС.
Вдобавок после “горячего лета - 2010” власти одобрили закон, который расширил круг региональных чиновников, разбирающих дела о нарушении лесного законодательства. Такими полномочиями наделили не только глав региональных “лесных” ведомств и их заместителей, но и руководителей структурных подразделений этих организаций в муниципалитетах, а также их заместителей. Муниципальные “филиалы” региональных лесхозов получили формальное право штрафовать нарушителей правил поведения в лесах по горячим следам и практически “на месте”.
Приняв этот проект, законодатели исправили свою ошибку: согласно одобренным ими в конце 2009 года поправкам к КоАП, право рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов исполнительной власти субъектов РФ по лесному контролю и надзору с 2010 года оставили только за руководителями региональных профильных органов и их замами. Получилось так, что в каком-нибудь обширном регионе право разбирать “дела об ущербе лесам” от имени органов исполнительной власти имели несколько человек. Любой может прикинуть, способны ли эти полдюжины чиновников успеть всюду с учетом российских расстояний. А ведь “черные вырубщики” учитывают это прежде всего...
Другое дело, что такое полномочие передали частично и не всем. В реестр “право имеющих” не были включены главы территориальных (местных) лесхозов и их структурных подразделений. То есть именно те, кто сталкивается с нарушениями чаще всего и в первую очередь...
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно