Рисунок Дмитрия Петрова
30 мая Совет Федерации профсоюзов Забайкалья принял заявление, в котором профсторона выразила возмущение несправедливой и недопустимой ситуацией, сложившейся с установлением на территории края размера минимальной заработной платы. Корреспондент “Солидарности” выяснил, почему и там все непросто.
Проблему включения самых разнообразных надбавок, компенсаций, стимулирующих выплат в состав МРОТ в последние годы испытали на себе многие регионы - даже те, что находятся на северных или приравненных к ним территориях. Кажущийся очевидным с точки зрения здравого смысла тезис о том, что специалисты, живущие и работающие в сложных климатических зонах, должны получать достойную зарплату по системе “МРОТ + надбавки” (плюс, возможно, стимулирующие выплаты), в наше время срабатывает не везде.
- И в Забайкальском крае, к сожалению, тоже все не так просто, - рассказала корреспонденту “Солидарности” председатель Федерации профсоюзов Забайкалья Зоя Прохорова. - Прописанный в Региональном соглашении размер минимальной заработной платы для работников внебюджетного сектора экономики, то есть 6782 рубля, после уплаты налога на доходы физических лиц составляет лишь 80% прожиточного минимума трудоспособного населения края. В отношении большинства работников бюджетной сферы края и работников сельского хозяйства и вовсе применяется установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. С учетом налога сумма зарплаты, остающейся в распоряжении этой категории работников (4528 рублей), составляет всего лишь 61% прожиточного минимума для трудоспособного населения региона.
Как отметила наша собеседница, основная причина этого - как раз включение дополнительных компенсационных выплат, коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, в состав МРОТ. Причем эти надбавки сильно различаются у работников бюджетной и внебюджетной сферы, а также зависят от места проживания: вся территория Забайкальского края относится к регионам с особыми климатическими условиями, однако три района - Каларский, Тунгокоченский и Тунгиро-Олекминский - вообще приравнены к районам Крайнего Севера.
- С 2010 года профсоюзы Забайкалья в рамках инициированной ФНПР кампании “МРОТ - по закону!” активно помогают низкооплачиваемым работникам - членам профсоюзов в судебном порядке добиваться перерасчета заработной платы в связи с незаконным включением в МРОТ так называемых “северных”, - отметил зампред ФПЗ Дмитрий Титов. - Однако первоначально суды Забайкальского края при поддержке профсоюзов и органов прокуратуры удовлетворяли судебные иски лишь в районах, приравненных к Крайнему Северу.
Ситуация в регионе вызвала большой социальный “перенапряг”: компенсации и надбавки уходили в МРОТ, при этом защитить себя в судебном порядке при поддержке профсоюзов фактически могли только жители трех “избранных” районов всего Забайкальского края. Немалое число, кстати - только в текущем году, по информации ФПЗ, были удовлетворены исковые требования более 300 работников бюджетных учреждений на общую сумму более 2 млн рублей. Хотя реально, как признались в Федерации, количество подобных судебных решений в пользу работников на порядок выше. В основном, конечно же, то были жители тех самых “северных” районов.
Но не только. В апреле прошлого года Забайкальский краевой суд отказал в удовлетворении исковых требований о начислении районного коэффициента и процентной надбавки на МРОТ Владимиру Казакову, работающему сторожем в ООО “Водоканал” города Балея. Мотивировали тем же: Балейский район Забайкальского края не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Посчитав такую позицию суда незаконной и несправедливой, Казаков при помощи юристов ФПЗ обжаловал данное судебное определение в кассационном порядке в Верховном суде РФ.
21 декабря 2012 года судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 24 апреля 2012 года. Верховный суд указал, что поскольку Казаков работает в местностях с особыми климатическими условиями, то, в соответствии со статьями 146, 148 ТК РФ подобный труд должен оплачиваться в повышенном размере, без включения в МРОТ районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы.
- Теперь, в связи со сформировавшейся в конце прошлого года правовой позицией Верховного суда России, судебные иски стали удовлетворяться и в остальных, не приравненных к Крайнему Северу районах, - отметила Зоя Прохорова. - Суды мотивируют свои решения тем, что в соответствии со статьей 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, должен оплачиваться в повышенном размере.
Видимо, нет. По словам главы забайкальских профсоюзов, уже сейчас от количества исковых заявлений по исключению компенсаций и надбавок из МРОТ “суды трещат”. Кроме того, в настоящий момент исполнение судебных решений производится за счет имеющихся фондов оплаты труда учреждений, а ФОТ запланированы без учета этой дополнительной финансовой нагрузки. “Вследствие этого, с целью экономии фондов оплаты труда, остальной части работников сокращаются выплаты стимулирующего характера, происходит оптимизация численности персонала, что приводит к конфликтным ситуациям в коллективах и не мотивирует работников к более качественному труду”, - констатировала Прохорова.
Собственно, именно эта ситуация подтолкнула профсоюзы Забайкалья подготовить и направить решением Совета от 30 мая обращения: в адрес законодательного собрания, правительства и объединения работодателей Забайкальского края - с требованием повысить минимальный размер заработной платы в регионе, в адрес Госдумы и правительства РФ - внести изменения в Трудовой кодекс в части четкого определения понятия “минимальный размер оплаты труда” - без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
- Ну и расходы на удовлетворение законных, я это подчеркиваю, законных исковых требований граждан должны взять на себя региональные власти (бюджетная сфера) и работодатели (внебюджетники), - подчеркнул Дмитрий Титов. - Иначе мы получим социальный взрыв немного с другой стороны.
Нина Кузьмина, заместитель председателя ФНПР:
- Давать “определение” МРОТ не имеет смысла: сегодня это просто цифра. Можно и нужно внести новую часть 6 статьи 129 Трудового кодекса следующего содержания: “Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, которые определяют месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 ТК”. Анализ медианных значений заработной платы в разных секторах и разных регионах показывает, что к существенным бюджетным расходам это не приведет. В учреждениях бюджетной сферы будут пересмотрены положения о стимулирующих выплатах, и это хорошо: будут отменены вынужденные “стимулирующие” выплаты (до МРОТ), которые привели к уравниловке в отношении простого труда и труда средней сложности, профанировали само стимулирование качественного труда.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно