В редакцию “Солидарности” поступило тревожное письмо, в котором председатель профкома ОАО “Волгоградский алюминий” Игорь Князев сообщил о неожиданных для трехтысячного коллектива отключениях производственных мощностей Волгоградского алюминиевого завода на 25%. Корреспондент газеты выяснил, что всему виной опять непомерный тариф на электроэнергию. И внезапное решение холдинга “РУСАЛ”.
То, что один из крупнейших производителей алюминия в мире “РУСАЛ” готовит оптимизацию объемов производства, было известно еще в марте этого года. 4 марта совет директоров холдинга согласовал программу оптимизации на 2013 год, которая предполагала сокращение выработки алюминия на 300 тысяч тонн. Эти меры, по мысли топ-менеджмента “РУСАЛа”, должны обеспечить конкурентоспособность холдинга в условиях высоких тарифов на электроэнергию и низких мировых цен на металл.
- Всё так за одним исключением: предприятия, подпадавшие под программу оптимизации, были давно известны, - рассказывает “Солидарности” Игорь Князев. - И вот, совершенно неожиданно, слухи об отключении ряда мощностей на предприятии появились в апреле. А в начале июня бригадиры производственных корпусов в ходе встречи с рабочими заявили о начале отключения с 10 июня четвертого корпуса (84 электролизера)! С 13 июня в корпусе отключается по пять электролизных ванн в сутки. Всего на заводе действуют пять корпусов.
Основной причиной данного технического и управленческого решения стала высокая цена на электроэнергию, которая в себестоимости производства алюминия на ВгАЗ достигает 45%. Более 1 рубля 70 копеек за 1 кВт/ч при цене менее 1900$ за одну тонну алюминия на Лондонской бирже металлов, которая является определенным ценовым ориентиром для всех потребителей. К слову сказать, это один из самых высоких тарифов среди всех, какие установлены для заводов холдинга, включая зарубежные. В этих обстоятельствах предприятие работает в убыток.
Ситуация - абсолютно не новая для алюминиевых заводов. Мы неоднократно писали о проблемах, связанных с высокой себестоимостью продукции, например, на Богословском алюминиевом комбинате (“Солидарность” №№ 45, 46, 2011; №№ 14, 26, 28, 32, 34, 41, 2012; № 22, 2013) или Надвоицком алюминиевом заводе (“Солидарность” № 29, 2012; № 15, 2013). Там положение усугубляется еще и тем, что предприятия являются градообразующими. Волгоградский завод, конечно, не обеспечивает рабочими местами весь город-миллионник, но, как отметил Князев, для Тракторозаводского района предприятие остается единственным действующим и дающим возможность достойного заработка значительной части его жителей. Сейчас на производственной площадке предприятия работает почти 3000 человек, из них около 1700 - члены профсоюза.
6 июня профком завода от имени трудового коллектива направил соответствующее обращение на имя губернатора области Сергея Боженова, в котором попросил обратить внимание на сложившуюся ситуацию. Профсоюзная сторона видит решение проблемы в создании процентной привязки тарифа на электроэнергию к цене на конечную продукцию. То есть речь идет о специальном тарифе - примерно 1,2 рубля за кВт/ч, что позволило бы заводу закончить начатую ранее модернизацию и в будущем уже не зависеть от величины тарифа.
- Ситуация в коллективе напряженная, работники обеспокоены своим будущим, - говорит Князев. - Многие проработали на заводе не один десяток лет, к тому же на Волгоградском алюминиевом заводе работают династиями. Если поэтапное сокращение производства все-таки продолжится - без работы могут остаться целые семьи. Вот то, что волнует всех. Что касается переговоров с работодателем, то объемы, которые пока подпали под сокращение, позволяют удержать ситуацию под контролем. На заводе некоторое время назад был закрыт прием, соответственно образовались вакантные рабочие места, на которые пока и будут переводиться работники подразделений, где пройдет сокращение производства. Работодатель уверяет, что все разряды и размер средней заработной платы будут сохранены, но это - временная мера. Если в ближайшем будущем не будет найден выход из ситуации на уровне государственной власти - от дальнейших сокращений никто не застрахован.