Top.Mail.Ru
Статьи
Безличное наклонение

Реформа гражданского законодательства ударит по прессе

Безличное наклонение

Рисунок Дмитрия Петрова

14 июня Госдума приняла во втором чтении скандальный пакет поправок к Гражданскому кодексу РФ. Документ дает возможность практически любому человеку в короткий срок парализовать деятельность любого СМИ, если этот человек сочтет себя оскорбленным. Закон приняли вообще без обсуждения, хотя регламент вполне допускает заявления и даже разрешает вынести на отдельное голосование отвергнутые большинством поправки. То есть никто из “оппозиционеров” не счел нужным даже “пропиариться” на теме ущемления свобод прессы...

По данным источников “Солидарности” в Госдуме, весь пакет поправок к ГК РФ будет принят до конца весенней сессии парламента, после чего закон подпишет глава государства - вероятно, сразу. Во всяком случае, сроков введения новой редакции ГК в действие никто не отменял. В одной из статей законопроекта указано, что большая часть норм будущего закона заработает уже с октября этого года; часть положений - с января будущего года.

Новые поправки к статьям ГК дополнительно защищают честь, достоинство, деловую репутацию и частную жизнь граждан, а также их изображений. Сейчас по закону гражданин может через суд требовать у СМИ опровержения порочащих его сведений и компенсации морального вреда. И если, например, порочащая информация стала “широко известна”, то из-за этого “опровержение невозможно довести до всеобщего сведения”. Как выполнить требование оскорбленного? Уничтожением “экземпляров материальных носителей”, которые содержат порочащие его данные. То есть с сайтов информация будет удаляться - а вот у печатных СМИ арестуют и уничтожат весь тираж (нераспроданные остатки тиража).

Как считают специалисты, закон фактически запрещает журналистские расследования и связывает прессу по рукам и ногам, прямо поощряет сутяжничество и позволяет добиться конфискации и уничтожения тиража. Причем требование наказать СМИ человек может выдвинуть почти по любому поводу: например, если его упомянули в статье против его желания, поместили без разрешения его фото, опубликовали на него карикатуру либо просто наводили о нем какие-то справки. По мнению экспертов, легче всего это сделать чиновникам, бизнесменам или деятелям шоу-бизнеса, которые давно клянут “расследователей” и прочих папарацци, требуя сатисфакции за “несанкционированный” интерес. Теперь у таких персон появится дополнительная “броня”, защищающая от интереса прессы. Поправки ударят и по материальной базе СМИ (уничтожение тиражей, вероятные сокращения персонала, подрыв репутации с отказом контрагентов заключать, например, выгодные рекламные контракты и спонсорские договоры).

Против проекта в этом варианте выступили почти все журналистские организации страны. А равно и Общественная палата, выразившая крайнюю тревогу по поводу возможных последствий. ОП в своем отзыве на проект заключила, что новые нормы ГК необоснованно ограничат право журналистов на сбор и распространение информации. Поскольку вердикт о законности ее распространения будет базироваться на оценочных суждениях даже не судей, а “потерпевших”, коих судьям и будет положено слушать. Расплывчатый же критерий “виновности в распространении” информации через Интернет даст судам возможность обязывать СМИ, опубликовавшее порочащие сведения, отвечать за все “перепечатки” крамолы в Интернете.

Закон также фактически запрещает опираться в публикациях на “инсайдерскую” информацию из неназываемых источников, обязывая журналиста предоставить все данные по этим источникам по первому требованию “пострадавшего” (если суд его поддержит). Кроме того, проект дает право через суд требовать уничтожения не только информации, но и ее носителей, если на них содержатся сведения о чьей-то частной жизни, добытые “с нарушением закона”. Однако журналисты используют не только собственную информацию, но и иные источники (новости информ-агентств, публичные выступления “ньюсмейкеров”). То есть, по мнению ОП, журналист будет отвечать за нарушение закона со стороны третьих лиц, данные которых он не сумел перепроверить (или объективно не имел такой возможности). Наконец, закон запрещает сбор и использование “информации о частной жизни гражданина” без его согласия. Причем любой информации - в том числе о любых фактах биографии. Таким образом, журналист просто не сможет нормально выполнять свои профессиональные обязанности...

Интересна судьба широко разрекламированной “реформы гражданского законодательства”, в рамках которой рассмотрен этот законопроект. Гигантский пакет поправок к ГК, сулящий масштабные преобразования во всех сферах гражданского права, президент внес в ГД в начале прошлого года. Год назад Дума приняла его в первом чтении, и в прессе подняли тревогу. Поскольку ряд норм проекта были, мягко говоря, одиозными. (Например, поощрение “соседских войн” собственников квартир и хозяев дач или облегчение процедуры признания человека недееспособным, после чего его легко лишить собственности и свободы.) После этого закон “лег на полку” на полгода, и в ноябре прошлого года его решили рассматривать и принимать тематическими блоками: общие положения, права граждан, права юрлиц, вещное и обязательственное право, интеллектуальная собственность. Первый блок поправок президент утвердил в начале этого года, второй парламентарии одобрили весной. Теперь пришла очередь третьего - этот блок предусматривает внесение поправок в ч. 1 ГК РФ (“Объекты гражданских прав”), которые оговаривают круг “нематериальных благ” и принципы их защиты.

“А”-СПРАВКА

Согласно поправкам не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в том числе сведений о его происхождении, о месте пребывания или жительства, о личной и семейной жизни, - “если иное прямо не предусмотрено законом”. А законом предусмотрено, что не являются нарушением права на неприкосновенность частной жизни сбор и использование информации о частной жизни гражданина “в государственных, общественных или иных публичных интересах”. И кроме того - в случаях, если информация о частной жизни гражданина была раскрыта самим гражданином или по его воле либо “ранее стала общедоступной” (то есть, по крайней мере, закон обратной силы иметь не будет и применять “задним числом” его не станут).

Неправомерным распространением полученной с нарушением закона информации о частной жизни гражданина будет считаться и ее использование при создании произведений науки, литературы и искусства, “если такое использование нарушает интересы гражданина”. (Любые интересы, до которых он додумается.) Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения “не докажет, что они соответствуют действительности”. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, “или другим аналогичным способом” - это уж как Фемида присудит.

В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны, гражданин вправе требовать полностью удалить такую информацию, а также пресечь или запретить дальнейшее распространение этих сведений. Как? Через изъятие и уничтожение без компенсации изготовленных экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без такого уничтожения удаление информации невозможно.

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в Интернете, гражданин вправе требовать как удаления такой информации и опровержения на этом ресурсе, так и возмещения убытков и компенсации морального вреда. Все указанные меры (кроме компенсации морального вреда) суд сможет применить и “к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности”.

Все эти правила распространяются на защиту деловой репутации любого “субъекта права”. То есть не только физического, но и юридического лица.

Комментарий

Павел Крашенинников, председатель комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (“ЕР”):

- Рассматривать этот законопроект частями мы предложили, что называется, не от хорошей жизни. Причины - огромный объем самого законопроекта (более 800 страниц), плюс более двух тысяч поправок, поступивших к нему после первого чтения. Из-за этого мы уже провели, помимо заседаний комитета, в общей сложности около ста совещаний, парламентских слушаний, круглых столов и так далее. Мы в таком режиме работать уже не могли. И нам удалось выработать нормальный порядок принятия этих поправок к ГК. Было решено пойти по главам: принимать отдельными федеральными законами изменения в соответствующие главы Гражданского кодекса РФ. Все поступившие поправки мы обсуждаем последовательно и этот пакет изменений в ГК принимаем поэтапно.

Комитет определил рабочие группы, которые рассматривают “тематические” блоки поправок, и “сводную” рабочую группу, которая подводит итоги и после этого выносит поправки на заседание комитета. Это нормальная практика, вопрос только в масштабности документа, заложенных в нем изменений. Проблема в том, что в стране в условиях реформы гражданского законодательства практически нет таких людей, специалистов, которые могли бы знать все нормы кодекса, и с правоприменением получается довольно сложно... Однако изменения назрели, и после принятия каждого закона нам нужно отслеживать его соответствие как тем нормам, которые вступают в силу в этом году, так и уже действующим. Да, это процесс долгий, но при этом мы также понимаем, что это делать нужно, нельзя ждать, пока найдутся такие люди, которые сумеют прочесть все это и принять решения сразу по всем частям кодекса.

Сейчас приняли третий, очень важный, блок поправок к ГК, который посвящен систематизации объектов гражданских прав, ценным бумагам и защите чести, достоинства, деловой репутации и частной жизни граждан. Важное нововведение, отмеченное в СМИ: вводится правило о “поэтапном” применении мер защиты при распространении ложной информации о гражданине. То есть помимо привычного принципа “запрета порочащей лжи”, например при распространении сведений о несуществующем уголовном преследовании, впервые введено правило о защите граждан в случаях распространения о них ложной, но не порочащей их информации. Это так называемый принцип “запрета нейтральной лжи”. К примеру, при распространении сведений о несуществующей победе гражданина в конкурсе или получении им огромного наследства. Устанавливается новая норма об охране частной жизни гражданина, в которой установлен запрет на сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни. В частности, сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.

Автор материала:
Вадим Барабанов - Безличное наклонение
Вадим Барабанов
E-mail: barabanov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика