В редакцию “Солидарности” поступило письмо из Саратовской областной организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов. В письме председатель обкома Михаил Усанкин пожаловался на то, что у его организации... “увели” первичку.
В конце мая весь преподавательский состав профессионально-технического учебного учреждения в Энгельсе сменил профсоюзную прописку и перешел в профсоюз работников народного образования и науки РФ, встав на учет в Саратовском обкоме. Автор письма считает, что во всем виноват обком. В ситуации разбирался корреспондент “Солидарности”.
Энгельсский механико-технологический техникум был образован ровно 60 лет назад, в 1953 году, и с тех пор выпустил тысячи специалистов строительного профиля: сварщиков, сантехников, маляров, штукатуров, каменщиков. Данное учебное учреждение до недавнего времени не относилось к системе образования, тем более науки, оно было базовым учебным заведением Энгельсского завода металлоконструкций - обычное дело для плановой экономики СССР.
- Наша первичная организация существовала в техникуме с момента его основания, находилась у нас на профобслуживании все это время, - рассказывает председатель Саратовского областного комитета профсоюза работников строительства и промстройматериалов РФ Михаил Усанкин. - А вечером 29 мая я узнаю, что состоялось собрание коллектива, на котором было принято решение о выходе сотрудников из нашего профсоюза и вступлении в профсоюз работников народного образования и науки РФ, о создании новой первички. Там же прошли выборы нового председателя. Таким вот образом у нас оттяпали первичку.
По словам Усанкина, профсоюз работников строительства и ПСМ попросил Саратовский обком профсоюза работников народного образования показать им копию протокола собрания и другие документы, касающиеся сложившейся ситуации. Однако никаких документов им не предоставили. При этом важно, что ЦК профсоюза работников строительства и промстройматериалов почти два месяца, до 26 июля, был вообще не в курсе происходящего. Усанкин, вместо того чтобы сразу сообщить о ситуации “наверх”, думал, по его словам, “что он все решит на месте и как-то разрулит”.
Действия председателя обкома были решительными. Уже 30 мая он направил в прокуратуру Саратовской области обращение в связи с нарушением прав профсоюза директором техникума Олегом Абрамовым. Правда, в чем именно директор нарушил права профсоюза - Усанкин не уточнил.
На следующий день после собрания исполком областной организации профсоюза работников строительства и промстройматериалов своим решением отменил протокол внеочередного собрания первичной профорганизации техникума и признал его незаконным, так как “оно было проведено с нарушением Устава профсоюза строителей РФ”.
Кроме того, Усанкиным было направлено письмо в адрес председателя Саратовского областного объединения профсоюзов Михаила Ткаченко с просьбой разобраться в ситуации, “в связи с нарушением п. 3.5.11 Устава Саратовского областного объединения профсоюзов”. Согласно уставу, членская организация Федерации не должна допускать действий, ущемляющих интересы других входящих в нее членских организаций.
Корреспонденту “Солидарности”, однако, не составило никакого труда дозвониться до “виновников торжества” в Саратове и получить копию протокола собрания первички ГБОУ СО СПО “ЭМТТ” от 29 мая. Все верно: работники техникума перешли из одного профсоюза в другой, создали первичку, выбрали председателя... А еще - заслушали подробный отчет теперь уже бывшего председателя Татьяны Корабель о работе профкома за последние два года. А еще - за выход и вход люди проголосовали единогласно. А еще - избрали профком, ревизионную комиссию... Словом, все как полагается. Всего в новоиспеченную первичку вошли 136 человек - 100% старшего и младшего преподавательского состава. Определенно, эти люди прекрасно знали, что делали.
- Весь преподавательский состав давно уже хотел перейти в профсоюз работников образования, потому что мы не строители, а учителя, мастера производственного обучения, - подчеркивает председатель профкома Энгельсского механико-технологического техникума Татьяна Трунтова. - Сварочное производство, технология машиностроения, техобслуживание и ремонт автомобильного транспорта, повар-кондитер, парикмахер - вот основные специальности, которые у нас преподаются.
При этом даже в некотором роде “строительная” профессия сварщика в скором времени, с разработкой новых образовательных стандартов, будет актуализирована: появятся “сварщики-строители”, “сварщики-слесари”. И не факт, что именно сварщиков-строителей будут готовить в техникуме в будущем.
- Работники выполнили все процедурные требования, которые необходимы в сложившейся ситуации, - констатировала главный правовой инспектор труда Саратовской областной организации профсоюза работников наробразования Татьяна Гордеева. - Написали заявления о выходе из одного профсоюза и приеме в другой, провели внеочередное отчетно-выборное собрание. Все уставные тонкости были соблюдены.
Несмотря на теперь уже очевидное желание самих работников перейти под крыло профильного профсоюза, подводные камни в этом процессе все-таки имеются. Казалось бы, что может быть проще: люди, свободные в своем выборе, единогласно решили перейти в другой профсоюз. Что здесь не так?
- Если у людей возникает стремление перейти из одного профсоюза, входящего в состав ФНПР, в другой, то, прежде всего, этот вопрос решают между собой председатели ЦК отраслевых профсоюзов, - объясняет председатель комиссии Генсовета ФНПР по организационной работе и кадровой политике Андрей Чекменев. - Далее запускается процедура перехода: проводится собрание прежней организации, они объявляют о том, что прекращают свою деятельность, люди пишут заявления о выходе из профсоюза. Затем собирается инициативная группа по созданию ячейки другого профсоюза, выбирается председатель, и профорганизация начинает работать.
Теперь допустим, что мнения председателей ЦК противоположны: один говорит, что готов принять к себе эту первичку, другой - что ни в коем случае ее не отдаст. Тогда собирается расширенная группа, в которую кроме председателей отраслевых ЦК входят председатель территориального объединения профсоюзов и комиссия по организационной работе и кадровой политике Генсовета ФНПР. Если эта расширенная группа принимает решение о целесообразности передачи первички, тогда процесс запускается.
- Если переход осуществляется самостийно, без обсуждения, без соблюдения этих процедур, то это называется переманиванием организации. Даже несмотря на объективное желание людей, несмотря на то, что де-факто они уже написали заявления о выходе из одного профсоюза и о вхождении в другой, - подчеркнул Чекменев.
Все это черным по белому прописано в приложении № 1 к постановлению Генерального совета ФНПР от 12.02.2003 № 4-2: “Рекомендации по регулированию взаимоотношений членских организаций ФНПР в вопросах профобслуживания”.
Как отметил Чекменев, похожая ситуация сложилась несколько лет назад, когда Общероссийский профсоюз работников госучреждений и профсоюз работников здравоохранения спорили насчет первички санатория, расположенного на Дальнем Востоке.
- Там тоже обратно уже ничего вернуть было нельзя, но мы сказали, что профсоюз работников здравоохранения, куда вошла та первичка, должен прилюдно высказать свое отношение к этой процедуре, наказать председателя обкома и довести до сведения всех остальных структур, что подобные переходы таким путем осуществлять нельзя, - подчеркнул он.
- За что здесь наказывать? За то, что люди вышли из профсоюза самостоятельно? - задается вопросом заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Андрочников. - Там, во Владивостоке, никакой предварительной работы, договоренностей, переговоров не было. Отчасти я понимаю, что если у нас начнутся все эти переходы, то многие профсоюзы могут пострадать. Но, с другой стороны, у нас организация, существующая на добровольных началах, поэтому мнение людей мы не имеем права игнорировать. Да, есть уставы, решения, какие-то подходы комиссии Генсовета ФНПР по организационной работе, переговоры на уровне федераций. Но решать за людей, считаю, не совсем правильно.
- Обычно все это делается по согласованию, и Генеральный совет ФНПР в этом плане давал определенные рекомендации, - отметил председатель профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ Борис Сошенко. - То, что коллеги из другого профсоюза нам ни о чем не сообщили, - это плохо. Естественно, у нас не было никаких переговоров по этому поводу с Галиной Меркуловой (председатель профсоюза работников народного образования и науки РФ. - Г.С.).
Чем спровоцированы эти переходы из профсоюза в профсоюз? Как правило, они связаны с отраслевыми метаморфозами, а не с какими-то межличностными отношениями руководителей отраслевых обкомов.
- Дело в том, что эти процессы идут повсеместно, во всех сферах деятельности, особенно там, где правительством РФ приняты определенные решения по реструктуризации отраслей, - отметила зампред профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Куприянова. - В частности, меняется отраслевая принадлежность учреждений в связи с процессами модернизации. Так было и в здравоохранении, и в культуре, и в образовании. Поэтому большая часть учреждений начального, среднего, высшего профобразования перешла в систему Министерства образования и науки РФ. И естественно, в связи с этим у работников возникла потребность в получении конкретной помощи - методической, профессиональной, организационной, экономической. И кто в этой ситуации может оказать конструктивную помощь? Конечно, профессиональный союз, который занимается этим десятилетиями в тесном взаимодействии с Министерством образования и науки РФ. Разве можно держать и не отпускать работников, которым нужна конкретная помощь, ради сохранения численности за счет непрофильных учреждений?
Таким образом, проблема формирования рациональной профсоюзной структуры касается не только укрупнения, слияния слабых профсоюзов по отраслевому признаку и придания территориальным объединениям статуса официальных отделений ФНПР (“Солидарность” № 23, 2013). Вопрос еще и в самоорганизации первичек на среднем уровне профсоюзной вертикали с учетом меняющихся реалий и волеизъявления самих работников.
- Мы не сторонники того, чтобы первичные организации переходили из одного профсоюза в другой, - заявил председатель Саратовского областного объединения профсоюзов Михаил Ткаченко. - Но власть меняет систему образования, а профсоюзные организации работают в учреждениях, соответствующих профессиональному признаку. Понимаете, председатель Саратовского обкома профсоюза работников строительства ходит на совещания в региональное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а директор техникума - в Минобразования. Но еще раз подчеркну, что мы подобные переходы, скажем так, не приветствуем.
Вообще, по мнению Ткаченко, на уровне территорий все было решено: оба председателя областных комитетов дважды встречались в его кабинете и обо всем договорились. “Раз люди уже перешли в профсоюз наробразования, значит, они уже все решили”, - подытожил он.
Хотя теперь мы уже знаем, что договоренность на территории - это тоже не метод в соответствии с указанной выше рекомендацией Генсовета ФНПР десятилетней давности. Интересно, кстати, кто-нибудь, кроме экспертных орговиков, помнил о ее существовании до прочтения данного материала?
- У нас ведь такая история уже была, - вспоминает председатель Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Николай Тимофеев. - На обслуживании нашей организации находилось несколько музыкальных школ, и пять лет назад их работники решили перейти в профсоюз работников культуры РФ. Конечно, нам было жалко их терять, но музыкальные школы уже несколько лет находятся под крылом Министерства культуры РФ, и мы не смогли бы толком защитить права работников. Мы никоим образом не препятствовали этому переходу, потому что объективно поняли, что музыкальные школы должны находиться на учете Саратовского обкома профсоюза работников культуры.
Тимофеев описывает ситуацию с переходом преподавателей техникума в их профсоюз так: учебное заведение, вокруг которого разгорелся весь сыр-бор, уже не готовит специалистов строительных профессий. Именно поэтому в конце апреля - начале мая к ним в обком обратилась первичная организация техникума с вопросом, почему они состоят в профсоюзе работников строительства. Далее в техникум съездила правовой инспектор, которая рассказала о работе обкома и профсоюзе работников наробразования. Ну и, как мы уже знаем, 29 мая состоялось внеочередное отчетно-выборное собрание, где, собственно, и произошел “переворот”.
- У нас есть постановление ЦК профсоюза, согласно которому все образовательные учреждения должны находиться в нашем отраслевом профсоюзе, - объясняет Тимофеев. - Мы поступательно идем в этом направлении. Но в отношении данного техникума хотел бы подчеркнуть: это инициатива самих работников, пожелавших перейти в профсоюз работников народного образования.
Сложившаяся в Саратовской области ситуация имеет “две стороны медали”. Есть волеизъявление людей, работников, ради защиты экономических прав которых профсоюзы и существуют в принципе. И здесь сами участники профсоюзной работы должны открыто и, главное, своевременно договариваться между собой. Чтобы все было с учетом интересов работников и, как говорится, “по букве”. Чтобы до неуставных отношений и взаимных обвинений все-таки не доходило.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно