Рисунок Дмитрия Петрова
Обратившись за назначением законной досрочной трудовой пенсии, работники образования нередко получают отказ. Хотя есть и все необходимые документы, и стаж. А дело в том, что Пенсионный фонд исключает из общего стажа какой-то период трудовой деятельности - дескать, “отсутствует в списках”! Обычно такие периоды связаны с работой в сфере дополнительного образования, в пионерских лагерях и школьных библиотеках, в детсаду. И доказывать, например, что воспитатель ведомственного садика - тоже педагог и право на досрочную пенсию имеет, приходится в судах. Практика показывает, что решения в пользу работника принимаются чаще, если его защитой занимается профсоюз. О действенных в этом случае аргументах “Солидарности” рассказала председатель Егорьевского райкома Общероссийского профсоюза работников образования Светлана Касаткина.
Досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” по истечении 25 лет педагогической работы. Однако, по словам председателя Егорьевского районного комитета Общероссийского профсоюза образования Светланы Касаткиной, в последнее время людям все чаще отказывают в назначении досрочной пенсии.
- Очень много проблем из-за изменений в законодательстве, - констатирует Светлана Юрьевна. - К примеру, раньше в Списке должностей и учреждений, педагогическая деятельность в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, были указаны определенные должности, а теперь их нет. Человек, начав работать в одних законодательных условиях, выходит на пенсию в других, и ему отказывают в досрочной пенсии: не хватает выслуги лет. Тот период, который, по мнению специалистов Пенсионного фонда, не дает права на досрочную пенсию, из общего стажа убирают. И все.
Председатель райкома профсоюза рассказала о случае с учителем, который в 1980-х годах работал школьным библиотекарем. Этот период из общего стажа был исключен, и в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано. Человек обратился в райком профсоюза, где смогли доказать, что этот период приходится на время действия постановления Совета Министров СССР “О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства” от 17.12.1959 № 1397. А в том документе библиотекари были включены в список работников просвещения, которым досрочная пенсия полагалась. Как полагалась и другим работникам образования, часть трудовой деятельности которых была посвящена работе партийной, комсомольской, старшим пионервожатым и т.п. В итоге право бывшего библиотекаря на досрочную пенсию удалось доказать.
- Данное постановление уже не действует, и работа на этих должностях не дает права на досрочную пенсию, - продолжает Касаткина. - Но если человек трудился при прежнем законодательстве, то ему можно помочь. Ведь статья 55 Конституции РФ гласит, что не должно издаваться законов, которые отменяют или снижают права граждан. Учитывая это, суды признают, что в данном случае, согласно Конституции, отказ в назначении досрочной пенсии невозможен.
Есть и другие прецеденты. К примеру, в новом пенсионном законодательстве, от 2002 года, указана норма, которую надо отработать, чтобы получить право на досрочную пенсию. А как отработать требуемые часы, если в подмосковном районе сельские школы маленькие и нужную нагрузку просто не набрать?
- Скажем, у учителя муниципального специального коррекционного интерната нагрузка 15 часов, там больше не положено. И 6 часов кружковой работы, которую в ПФР педагогической не считают. Надо было доказать, что и кружковая работа, и учебная нагрузка - это все педагогическая нагрузка. Либо из стажа “испаряются” периоды учебного отпуска. Но их тоже можно вернуть в судебном порядке, - разъясняет Касаткина.
Светлана Юрьевна предоставила в распоряжение редакции кипу судебных решений, принятых в пользу работников. У людей, проработавших 25 лет в разных должностях в образовательных учреждениях Егорьевского района (Московская обл.), разные записи в трудовых книжках, но проблемы схожи. Так, в райком профсоюза обратилась учительница. Ее трудовой стаж был сокращен ПФР сразу по трем основаниям и практически на 10 лет. В частности - годы работы воспитателем детского комбината одного из предприятий, периоды учебных отпусков и более трех лет работы инструктором по физкультуре в другом детском саду.
Не согласившись с аргументами чиновников, женщина обратилась в Егорьевский райком профсоюза, где ей и помогли составить исковое заявление в суд. В нем она потребовала: признать незаконным отказ ответчика - ГУ УПФ РФ - в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости; засчитать исключенные периоды в стаж работы; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня первоначального обращения за ней. Суд нашел аргументы истицы более весомыми, чем ответчика, и принял решение в ее пользу.
Разберем, как ей удалось оспорить доводы чиновников.
Шаг 1. Первая претензия ПФР к стажу была аргументирована тем, что учреждение “детский комбинат” не было предусмотрено Списком должностей и учреждений, педагогическая деятельность в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости. Да, это действительно так, потому что на основании ряда документов, в частности Типового положения о дошкольных образовательных учреждениях (утв. постановлением правительства РФ от 01.07.1995 № 3667), было предусмотрено только два типа дошкольных учреждений: ясли-сад и детский сад. Однако учредитель детского комбината, где работала воспитателем истица, присвоил ему ненормативное наименование. Но женщина работала именно в образовательном учреждении, которое занималось обучением и воспитанием дошкольников, и профиль и вид деятельности учреждения не менялся. Так что в данном случае претензии должны быть не к работнику, а к учредителю детского комбината.
Шаг 2. Опция вторая - периоды нахождения в учебных отпусках. В иске истица справедливо заметила, что, уходя в отпуск, она возвращалась именно в то же учреждение и на ту же должность. И поскольку учебные отпуска проходились на период с 1987 по 1989 год, то следует и руководствоваться действовавшим тогда законодательством. А по Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, как уже говорилось, время профобучения в стаж включается.
И это не единственное основание. О том, что период учебного отпуска входит в стаж, говорится и в Рекомендациях МОТ “Об оплачиваемых отпусках” (Рекомендации Международной организации труда (МОТ) от 24.06.74г. № 148 “Об оплачиваемых отпусках”, регулирующие правоотношения, связанные с учебными отпусками в оспариваемый период и предусматривающие, что период оплачиваемого отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений (п. 21)). Да и в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” есть такая запись: “...периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки)”. К тому же, по закону, основным принципом для включения периодов работы и (или) иной деятельности в страховой стаж работника является выплата взносов в ПФР. В период учебного отпуска зарплата сохраняется и взносы уплачиваются. Вывод понятен: оснований для исключения учебных отпусков из трудового стажа нет.
Шаг 3. Ну и третий “кусок стажа” был срезан ПФ из-за того, что с 1998 по 2001 год женщина работала инструктором по физической культуре в детском саду: данная должность не предусмотрена упомянутым Списком должностей и учреждений... Так что нет и возможности сослаться на постановление от 1959 года, чтобы выстроить защиту этих лет педагогического стажа в суде. Как же решили действовать в райкоме профсоюза?
Первым аргументом снова выступила Конституция РФ - ее ч. 1 ст. 39 (гарантирует соцобеспечение по возрасту, в случае болезни и т.п.). Кроме того, была указана ч. 2 ст. 39, согласно которой федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом должно исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее норм (ч. 1 ст. 15). Далее - ст. 19, гарантирующая равенство прав и свобод без дискриминации, независимо от рода и места деятельности. И это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений, вне зависимости от формы собственности учреждений. Следующая составляющая - ст. 55 ФЗ “Об образовании” (в ред. 2000 года) гарантирует для педагогов получение пенсии за выслугу лет.
Также упоминаются гарантии ст. 55 Конституции РФ - о недопустимости умаления прав и свобод граждан. И коль скоро новые нормативно-правовые акты изменяют условия приобретения пенсионных прав данного работника, то это противоречит еще и ч. 1 ст. 1, ч. 1 и ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 39 и ч. 2 ст. 59 Конституции РФ.
Конечно, по современным нормативам должность истицы не относится к педагогической категории. Но вот в постановлении правительства РФ от 29.10.2002 № 781 “О списках работ... с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости...” в стаж педагогической работы засчитывается работа в должности преподавателя по физкультуре в детских дошкольных учреждениях. Да и классификатор профессий ОКПДТР (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 367), являющийся частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК), относит должность истицы к педагогическим работникам.
Еще нюанс - продолжительность отпуска инструктора по физкультуре равна отпуску воспитателя, что предусмотрено постановлением правительства РФ от 1.10.2002 № 724 “О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам” (п. 3 “Дошкольное воспитание”). То же говорит и о размере зарплаты приказ Министерства просвещения СССР № 94 от 16.05.1985.
По совокупности представленных аргументов должность инструктора по физкультуре на законных основаниях относится к педагогической сфере.
Мы постарались наиболее полно изложить алгоритм, который применяет Светлана Касаткина, защищая права членов профсоюза. Возможно, этот материал поможет профсоюзным работникам не только педагогической, но и вообще бюджетной сферы в их деятельности. Проблемы во многом схожи.
И еще напомним, что споры вокруг закона о трудовых пенсиях подтолкнули Верховный суд РФ к принятию постановления “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии” от 20.12.2005 № 25 с разъяснениями. В частности, п. 9 постановления гласит, что в описанных выше случаях:
“...необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно