Top.Mail.Ru
Статьи
“Эффективный” эскулап

Как Минздрав оптимизирует здравоохранение

“Эффективный” эскулап

Фото РИА Новости

На прошлой неделе в Государственной думе министр здравоохранения Вероника Скворцова выступила с отчетом о работе Минздрава. Она рассказала о ходе преобразований и о планах на будущее.

ПРАЗДНИЧНЫЙ ОТЧЕТ

Министр обрушила на депутатов каскад цифр, призванных доказать успешность бесконечных реформ в здравоохранении. По данным Минздрава, в 2012 году “удалось достигнуть равновесия рождаемости и смертности, после 20-летнего периода активной убыли населения, начавшегося в 1992 году”. По итогам первых восьми месяцев этого года “положительные тенденции сохраняются, несмотря на эпидемию гриппа, которая прошла в январе - апреле; лишь за один месяц (май) после эпидемии общая смертность в стране снизилась на 7%”. В целом за январь - август этого года в сравнении с аналогичным периодом 2012 года младенческая смертность снизилась более чем на 5,6%, смертность от болезней системы кровообращения - на 3%, от туберкулеза - на 8,9%, от инфекционных заболеваний - на 1,8 %.

За последние 2 года более 3,3 тысячи учреждений здравоохранения отремонтированы, закуплено более 379 тысяч единиц медоборудования; число фельдшерских пунктов, сельских амбулаторий, кабинетов врачей общей практики увеличилось на 1760 в целом по РФ. Число пациентов, получивших в регионах высокотехнологичную медпомощь, увеличилось в четыре раза, а количество региональных медучреждений увеличилось со 124 в 50 субъектах РФ до 221 в 59 субъектах. В целом за два года “оснащенность фондов” учреждений здравоохранения увеличилась на треть. Что касается доступности медпомощи в отдаленных районах, то в РФ “работает более 900 мобильных комплексов и более 8 тысяч выездных мобильных бригад, полностью оснащенных портативным оборудованием”. Спутниковой навигацией “Глонасс” оснащено более 19,5 тысячи машин скорой помощи и 2,5 тысячи станций скорой помощи. С целью “развития сельских территорий” в ближайшие годы Минздрав планирует ввести в действие около 860 ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов) или кабинетов врачей общей практики, а также “увеличить мощности” сельских амбулаторно-поликлинических учреждений, участковых и районных больниц. Что до обеспечения сельских поселений квалифицированными врачебными кадрами, то по программе “Земский доктор” более 7900 специалистов “уже пришли работать на село”, а с этого года программа “распространена и на рабочие поселки”. Программу предложено продолжить и в будущем году.

Важным элементом реформы Минздрав считает “введение единых современных требований” к качеству оказываемой медпомощи. За прошлый год были обновлены или вновь созданы 60 порядков (инструкций) оказания медпомощи; приступили к созданию “национальных клинических рекомендаций”, или протоколов, по наиболее значимым заболеваниям - всего за три года их будет подготовлено около 1,5 тысячи. Для поэтапного перевода медработников на “эффективный контракт” Минздрав и Минтруд составляют новые отраслевые профстандарты, “учитывающие необходимость перераспределения обязанностей медработников”. Речь прежде всего идет об устранении дублирования врачами функций среднего медперсонала в тех медпунктах, где налицо нехватка фельдшеров. Первые 27 стандартов обещают доработать и обнародовать к концу года. Программа госгарантий бесплатного оказания медпомощи “обновлена”: было разработано и утверждено 794 стандарта медпомощи. Это помогло “рассчитать потребность в средствах” для реализации программы госгарантий на три года - более 2 трлн рублей к 2016 году. В Минздраве уверены, что им такие деньги дадут...

Тем временем начали пересмотр “объемов медпомощи внутри системы”: ввели “нормативы профилактической, неотложной и паллиативной медпомощи”, плюс переориентировали распределяемые средства “на развитие стационаров”, а не амбулаторного лечения. Минздрав уверяет, что такое перераспределение сил и денег “не снижает качество медпомощи и сопровождается интенсификацией работы больниц, а реструктуризация стационарной помощи не подразумевает особо массового сокращения коечного фонда. Речь всего лишь о его “оптимизации с высвобождением коек “острого периода” за счет ускорения их работы и перепрофилирования в койки для долечивания и реабилитации”. Никаких цифр, подтверждающих сбережение коечного фонда и сохранение пациентов в клиниках без “опережающей выписки”, - не предоставлено. Да и откуда...

СКЕПТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Депутаты министра сильно не ругали, но подвергли жесткому перекрестному допросу. О неприкосновенности коечного фонда с министром сразу же заспорил депутат Владимир Родин (КПРФ). Он заявил “о сложившейся в Москве в последние 2 года системе уничтожения государственных больниц при сохраняющемся дефиците больничных коек”. Это когда коечный фонд “вместе с помещениями передается в концессию частным медцентрам для оказания платных дорогостоящих медуслуг, а персонал увольняют”. Скворцова поблагодарила за информацию, но заметила, что ей хорошо известны “факты подобных инфраструктурных преобразований не только в Москве, но и в других регионах”. И ничего ужасного в этом нет, точнее, тревога преувеличена. Впрочем, если есть какие нарушения, надо реагировать по закону и хозяйчиков вместе с концессионерами как-то урезонивать. Только для начала надо такой закон принять, а пока его вообще-то нет: “Очень важно в этом случае сохранить те объемы медпомощи, которые учреждения в рамках программы госгарантий оказывали населению, - открыла министр. - И никак не должно быть перепрофилирования под платные услуги медпомощи. А нынешнее законодательство таких условий не содержит, отсюда бывают и те искажения, о которых вы говорите, - они как бы вне законодательного поля. Надо в таких случаях сбалансировать договоренности, дабы население выигрывало, а не проигрывало от таких концессионных соглашений”.

Сергей Катасонов (ЛДПР) заявил, что статистические выкладки министерства даже не лукавы, а просто объективно неверны, потому что чиновники оторвались от народа, никуда не ездят - и поставил в пример депутатов: у нас, мол, постоянные приемы, встречи с населением. Скворцова возразила, что министерство работает со всеми 83 регионами и “согласовало с субъектами Федерации все региональные программы”.

Валерий Селезнев (ЛДПР) на 21-м году “реформ” храбро предложил сделать все медицинское образование бесплатным, в том числе второе высшее (ординатуру, докторантуру). Скворцова напомнила, что запретить платное образование министерство не может, но облегчить положение будущих врачей может “бесплатная программа целевой подготовки”, объемы и распространение которой постоянно расширяются.

Николай Рябов (КПРФ) спросил о возможности ограничения спекулятивных цен на лекарства и медоборудование и об “усилении ответственности компаний за продажу лекарств и медизделий по необоснованно высоким ценам”. Скворцова ответила, что лекарства зарегистрированы по минимальной европейской цене и радикально пересмотреть все нормы нельзя, “пойти на тотальную перерегистрацию сейчас не представляется возможным”. Она напомнила, что до 2010 года, когда заработал скандальный “закон об обращении лекарств”, не было никакой “единой методики регистрации препаратов - и первая регистрация цен, которую провели в 2010 году, фактически фиксировала субъективные пожелания производителей и посредников”. Так что “мы вынуждены контролировать и держать на определенном уровне те цены, которые были выставлены заранее”. А теперь такая “современная и эффективная” методика есть, и это уже плюс - “ввели жесткую процедуру регистрации цен на основе мониторинга цен с выбором минимальной цены”. Министр понадеялась, что в ближайшие год-два ситуация каким-то образом “упростится на основе этой методики”.

Светлана Горячева (“СР”) потребовала назвать “меры оздоровления сельского здравоохранения”. Она сообщила, что специалисты из районных поликлиник были фактически выдавлены безденежьем, следствием этого стали “увеличивающиеся жалобы сельских жителей на недостаточность медуслуг”. Министр сослалась на убыль контингента и ответила в том смысле, что “тенденция к снижению плотности населения в некоторых регионах не облегчает эффективного оказания медпомощи”. Зато это побудило министерство “ пойти на существенное повышение эффективности выездных форм работы, параллельно с формированием стационарных ФАПов, сельских амбулаторий - в зависимости от численности населения в том или ином регионе”. Кроме того, серьезной проблемой остается “отрыв экстренной специализированной медпомощи от первичной при угрожающих жизни больного состояниях (инфарктах, инсультах, комах, комбинированных травмах)”. Из-за этого “летальность доходит до 85%”. Выход - в формировании промежуточного “второго этапа, второго уровня межмуниципальных медицинских заведений с коротким “плечом доставки” (менее чем за час. - В.Б.). Что “позволит нам уже за три ближайших года снизить летальность в несколько раз”.

Вводится временной норматив скорой помощи, и хотя с учетом пробок это почти нереально, министр обещала, что скорая помощь будет приезжать в течение двадцати минут даже в условиях мегаполиса. “С января 2014 года, - сообщила Скворцова, - вступит в силу новый Порядок оказания скорой медпомощи, где внесены точечные изменения и в кадровое формирование бригад скорой помощи, и в формирование маршрутов, и в контроль за маршрутизацией движения больных. По результатам восьми месяцев 2013 года примерно 80% подъездов машин скорой помощи на территории нашей страны обеспечивается в течение 20 минут. Но есть вопиющие случаи, их около 3%, когда скорая помощь приезжает более чем через час с момента выезда”. По мнению министра, “здесь нам должна помочь система “Глонасс”. Плюс у руководителей здравоохранения вдруг появится “возможность жесткого контроля за использованием машинного парка”.

Кроме того, на длинных магистралях, и федеральных, и региональных, Минздрав создаст “филиалы, пункты, станции скорой помощи, чтобы к этому пункту были приписаны конкретные машины”. Наконец, обновят и парк автотранспорта - “только в 2014 году будет приобретено порядка 1500 машин скорой помощи”. Минздрав также разработал Концепцию развития санитарной авиации, которая уже проходит согласование в правительстве; в 2014 - 2015 годах уже запланирована реализация пилотных проектов в 4 регионах. На вертолетах прилетать будут - это, оказывается, проще, чем на мотоциклах приезжать.

И О ЗАРПЛАТАХ...

Анатолий Локоть (КПРФ) спросил, когда врачам общего профиля, специалистам и другим медработникам будет повышена зарплата. И, сообщив о “перекосах в этих выплатах”, потребовал увеличивать выплаты медперсоналу “в зависимости от его реального труда, от доказанного числа обслуженных пациентов”. Министр ответила, что “средняя зарплата по регионам повышается и в первичном звене составляет сейчас в среднем по стране 20 тысяч”. Она напомнила, что согласно сводкам Росстата, за 1-е полугодие этого года средняя зарплата врачей повысилась до 38 тысяч рублей (но признала, что это зарплата специалистов в стационарах в зависимости от квалификации врача), - и стала на 34% больше средней зарплаты по стране. У среднего же медперсонала, по росстатовским данным, заработок доходит до 22 тысяч рублей (76% от “средней по РФ”).

При этом оптимизм был подан “с диалектикой”: “Конечно, это средняя зарплата, она мало отражает зарплату каждого конкретного специалиста”, - оговорилась министр. Скворцова сочла необходимым слегка отмежеваться от сказок Росстата и признать факт “огромной вариативности”, когда зарплата может различаться буквально на порядок в стационарах, расположенных на одной улице. “Сейчас 80% медработников имеют повышение зарплаты, а 20% даже некое снижение, - сказала министр. - Так сложилось по тем нормативам, которые были приняты, что только 40% от зарплаты составляет базовый оклад, остальное - стимулирующие и компенсационные выплаты. Здесь уже налицо фактор субъективизма, который присутствует и на уровне региона, и на уровне каждого лечебно-профилактического учреждения”.

По мнению Минздрава, повышение оплаты труда медперсоналу “поставило вопрос о пересмотре отраслевых норм труда, которые не менялись с 1980-х годов”. Вроде как мы вам денег ниспослали - извольте квалифицироваться и соответствовать, а главное, работать много и хорошо. Поэтому весной этого года была создана межведомственная рабочая группа, которая уже завершает подготовку методики по разработке нормативов труда и начинает реализацию пилотного проекта по нормированию труда в 17 регионах. “Мы с марта начали работу по пересмотру норм труда на основе хронометража, временных нормативов на одного врача и в амбулаторном звене, и в стационарном, - подчеркнула министр. - Наша задача - пересмотреть и временные нормативы, и функции, которые они выполняют на местах, и увеличить базовый оклад как минимум до 65% заработка. И тогда меньше жалоб будет”.

Автор материала:
Вадим Барабанов - “Эффективный” эскулап
Вадим Барабанов
E-mail: barabanov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика