Top.Mail.Ru
Статьи
2
Замороженный “Тепличный”

Разорение совхоза в Ивановской области: стихийное бедствие или расчет?

Уже второй месяц с уст жителей Иваново не сходит название совхоза “Тепличный”. Градообразующее для поселка Ново-Талицы предприятие, дающее около шестисот рабочих мест не только жителям самого поселка, но и “городским”, в ближайшее время рискует закрыться из-за бремени накопившихся долгов. Меж тем народ говорит уже в открытую: развалиться предприятию помогли. Корреспондент “Солидарности” съездил на место событий и попытался разобраться в происшедшем.

До села Ново-Талицы от Иваново ехать всего ничего - пару километров. Ближний, в общем, свет - если не по пробкам, а с ними, говорит сопровождающий меня глава обкома профсоюза работников АПК Александр Фатин, здесь уже почти как в Москве. Но все же благополучно выруливаем на ярославскую трассу и вскоре въезжаем в поселок.

Ново-Талицы - место примечательное. Тут находится дом-музей семьи Цветаевых, выстроенный дедом поэтессы, здешним священником. Совхоз “Тепличный” - вторая, пусть и более “прозаичная” достопримечательность поселка. Длинные ряды теплиц - 45 гектаров под огурцы и помидоры; другого такого предприятия в окрестных областях больше нет.

В лучшие - читай советские - годы здесь трудилось около полутора тысяч человек. Сейчас, конечно, меньше - чуть менее шестисот. Только вот этим без малого шестистам людям розданы уведомления о сокращении, а теплицы, оставшись без ухода и отопления, могут не пережить снежной зимы. Недавно руководство предприятия подало в суд заявление о введении процедуры наблюдения, то есть инициировало собственное банкротство. Над “Тепличным” - бремя многомиллионных долгов, а расплачиваться предприятию нечем.

ЗАМОРОЗИЛИ

Если на агропромышленном предприятии дела хоть как-то, но идут, по отечественным меркам это практически успех. “Тепличный”, некогда успешное предприятие, в последние годы занимался именно что выживанием. Тепличные конструкции, часть которых стоит еще с семидесятых, ветшали, профессионалов-овощеводов в последние годы стало откровенно не хватать. Вдобавок тарифы на газ для отопления - жизненно важная вещь для тепличных культур в средней полосе - неуклонно росли, чего нельзя сказать о цене на огурцы - она, напротив, медленно, но верно ползла вниз. Вот и получается - последние несколько лет совхоз работал себе в убыток. Держаться на плаву удавалось благодаря кредитам, который брали под первый культурооборот. Летом, после массового сбора урожая и его реализации, средства удавалось вернуть - так и жили. Но этим летом вышло по-другому.

Мы с Александром Фатиным сидим в кабинете заместителя генерального директора Григория Крупского. Гендиректора на предприятии сейчас нет никакого  - есть и.о. Юрий Зерцалов, который и подал в суд на банкротство. Почему-то с собственником предприятия, Росимуществом, шаг этот не согласовывался.

- В этом году ситуация, - рассказывает Крупский, - сложилась так, что средств, вырученных от продажи продукции, нам не хватило, чтобы покрыть взятые ранее кредиты. От совета директоров мы получили одобрение на получение кредита в 150 миллионов, однако не нашли кредиторов: с нас стали требовать личное поручительство гендиректора. Тем временем генеральный директор вынужден был уйти со своего поста. Таким образом, к сентябрю месяцу мы оказались должны “Межрегионгазу” около 30 миллионов. “Межрегионгаз”, в свою очередь, перекрыл предприятию вентиль, оставив газ лишь на то, чтобы отапливать совхозные пятиэтажки.

Сентябрь в средней полосе выдался аномально холодным, а культуры на отключение газа отреагировали мгновенно. Растения начали болеть. Фитофтора и корневая гниль, поразившие огурцы и помидоры в выхоложенных теплицах, стоили предприятию нескольких десятков миллионов рублей убытка. Но договориться с газовиками о рассрочке долга не удалось. О реструктуризации те слышать не захотели: мол, такова инструкция из Москвы.

Это вкратце.

ЧЬЯ ВЫГОДА?

Ушедший в сентябре в отставку экс-глава предприятия Телман Фероян уверенно смотрит вперед - по крайней мере, с календарей, какие можно встретить в кабинетах правления совхоза, в том числе и в профкоме. Представительный, осанистый, дородный, он позирует, по актуальной чиновной моде, вместе с митрополитом Ивановским Иосифом. Фероян - личность в городе известная: депутат от правящей партии, бизнесмен-тяжеловес, владелец сети ивановских торговых центров “Тополь”, играющий, вдобавок, немалую роль в дорожно-строительном бизнесе.

В “Тепличный” Фероян пришел зимой этого года. До него гендиректорское кресло занимал другой ивановский “политмастодонт”, единоросс Владимир Бочков. Как признавался сам Фероян в интервью региональному телевидению, Бочков и предложил Ферояну прийти в совхоз: последние три года “Тепличный” находится в перечне объектов Росимущества, предназначенных для приватизации. По словам Ферояна, его приход руководителем имел целью изучить ситуацию, чтобы впоследствии, возможно, поучаствовать в приватизации совхоза.

Деятельность Ферояна в качестве гендиректора совпала с активным стартом кампании перед выборами депутатов местной думы. Может быть, поэтому обещаний и ожиданий поначалу было много - модернизация для совхоза, новые рабочие места для жителей Ново-Талиц, повышение зарплат для работников предприятия. Что-то и вправду было сделано - при Ферояне был переоснащен и модернизирован один из блоков совхоза.

Избирательная кампания для Телмана Ферояна, правда, закончилась раньше срока. Незадолго до выборов, в начале августа, семья депутата оказалась в центре скандала: сын Ферояна Мамо избил находившегося “при исполнении” сотрудника ГИБДД. После этого о депутатском кресле Ферояну пришлось забыть. А в сентябре - Фероян уволился и с поста гендиректора совхоза, не дожидаясь даже решения совета директоров. Только вот без его поручительства совхоз не смог получить столь необходимые деньги. Кризис обернулся крутым пике.

Впрочем, как предприятие оказалось в кредитной ловушке, не совсем понятно. В профорганизации совхоза недоумевают: почему выручка от продажи помидоров и огурцов не смогла покрыть взятый ранее кредит, если урожая было собрано на 1000 тонн больше, нежели в прошлом году? В профкоме настаивают: цены на продукцию были занижены - то ли потому, что плохо сработали специалисты, то ли специально.

- Скажите, а вам не странно, что в отделе реализации такого крупного предприятия, как наше, работают люди, которые даже не состоят в штате? - задает вопрос председатель профкома Лариса Архипова.

В действиях команды управленцев, пришедшей в “Тепличный” вместе с уже бывшим директором, профактивисты предприятия, да и не только они, вообще видят немало странностей.

- Первый “звоночек” для нас прозвучал, когда нам стали задерживать профвзносы, - рассказывают в профкоме. - Когда мы задали вопрос бухгалтерии, то узнали, что и в фонды денег не перечисляется. В таких ситуациях необходимо направлять в ФСС и Пенсионный фонд уведомления о задержке. Несмотря на то, что руководство говорило нам обратное, такие письма посланы не были. И вот мы стали “раскручивать” эту ситуацию и выяснили, что в законодательстве о банкротстве есть норма, которая говорит: отсутствие выплат в фонды в течение трех месяцев и задолженность в 100 тысяч рублей являются условием, при котором кредитор либо само предприятие может подать на банкротство.

По словам профработников, с июня “Тепличный” прекратил платить и налоги. Опять же, забыв направить соответствующие письма в налоговую. Правда, чего бухгалтерия себе не позволяла - так это задержек зарплат.

- Если бы тогда же начались перебои с зарплатами, был бы социальный взрыв...

Что только убеждает тех, кто считает банкротство предприятия намеренным, в своей правоте: таким образом, кризис в совхозе оказался “на виду” только тогда, когда что-то сделать было уже сложно.

Есть и другие подозрительные моменты. В частности, при получении одного из последних кредитов имущество предприятия, как выяснилось недавно, было заложено под очень низкую сумму:

- По последним оценкам, оборот предприятия составляет около миллиарда рублей в год, - делится соображениями Андрей Автонеев, глава Ивановской областной организации защиты малого и среднего бизнеса “Перспектива”. - При этом закладывалось его имущество под 230 миллионов рублей. Сейчас в Иванове идет дело о преднамеренном банкротстве завода “Точприбор” - там, как выявило следствие, директора занизили стоимость имущества в три раза. Здесь, как мы предполагаем, ситуация такая же. Какого-то специального аудита на предприятии не проводилось.

Что, помимо ВТО, обрушившего цену на овощи, газовых тарифов и холодной погоды, стало виной падения “Тепличного” - неуспешное руководство или трезвый расчет? У жителей Иванова, по крайней мере если судить по городским сетевым сообществам и форумам, ответ готов - Ферояна здесь очень не любят и считают “мафиози” и “коррупционером”, да и предшественника его Бочкова, мягко говоря, не жалуют.

Конечно, все эти подозрения необходимо подтвердить (или, кто знает, опровергнуть) документально. Конкретику в это дело, по-хорошему, должны внести прокурорские проверки. Как рассказала “Солидарности” руководитель Ивановского управления Росимущества Юлия Антонова, заявления о проведении таких проверок разосланы в “соответствующие органы”. Однако когда ждать их результатов - пока не ясно.

МИТИНГИ

В теплицах, между тем, продолжается работа - усталые женщины собирают оставшиеся помидоры. Работа тяжелая, зарплата невысокая - если считать “в среднем по больнице” за год, то выйдет меньше 19 тысяч. Но и это неплохо по меркам Ивановской области - одной из беднейших в центральной России.

После того, как урожай собран, растения вырубаются, а теплицы освобождаются - культурооборот закончен. В начале ноября у овощеводов - новый год: нужно начинать пропарку грунта и готовить рассаду. Тогда первые огурцы и помидоры появятся в феврале - а значит, их удастся продать по высокой цене до того, как летом рынки заполнят бабушки со своими “демпинговыми” овощами.

Однако пока культурооборот начинать не на что: счет идет, в общем-то, на недели, если не на дни.

- Почему же Путин нашей ситуацией не заинтересуется? Приехал бы на предприятие, - говорит одна из женщин.

- Он интересуется, - разъясняет Лариса Архипова будто бы даже с обидой за национального лидера. - Мы писали письмо, ответ пришел на ивановскую администрацию.

Просьбы о помощи, таким образом, попадали в бюрократический круговорот. Ивановские чиновники, которым спускали письма из высоких московских кабинетов, разводили руками: мы, мол, не при делах, предприятие федеральное.

Параллельно, еще с начала минувшего месяца, работники “Тепличного” стали выходить на митинги. Первая акция в защиту предприятия состоялась еще 7 октября - кстати подошел Всемирный день действий за достойный труд. Потом были и другие акции - 22 октября и 2 ноября. Происходящим на “Тепличном” заинтересовались СМИ, и в конце концов с работниками лично встретилась замглавы областного правительства Светлана Давлетова. Она заявила: найден арендатор, который позволит, по крайней мере на первое время, спасти производство. Речь идет об аренде 21 гектара теплиц - то есть чуть менее половины площадей совхоза.

ЧЕГО ЖДАТЬ?

С представителем (и, похоже, руководителем) компании-арендатора совхозных площадей Владимиром Росихиным мы встречаемся в кабинете Григория Крупского.

- Для акционерного общества главный вопрос - это получение прибыли. Нас попросили ввязаться в эту ситуацию, и мы к этому готовы, - говорит он. - Однако лишь при соблюдении ряда условий. Прежде всего, если не будут повышаться тарифы на воду, электроэнергию и, главное, на тепло. Мы надеемся, что этого не произойдет - по крайней мере, областное правительство нас в этом уверяет.

Сейчас совхоз занимается передачей своей коммунальной инфраструктуры муниципальному району - это позволит стабилизировать ситуацию с тарифами. Однако процесс этот, мягко говоря, небыстрый.

- Я планирую принять людей на работу с первого декабря. Раньше вопрос с поставкой тепла и энергии не решится. Процесс передачи инфраструктуры муниципалам идет с проблемами - если переоформление документов продлится до января, я уйду. Если огурец появится в марте, а массовый сбор пойдет в июле - продать его по нормальной цене будет нельзя.

Росихин сразу предупреждает: долгосрочных планов он не строит.

- Пока мы рассматриваем один оборот. Всех работников, которых я буду принимать, я возьму на срочные трудовые договора - со всеми полагающимися выплатами. В перспективе, если дело заладится, мы можем рассмотреть и второй оборот. Сейчас Росимущество рассматривает вопрос о передаче предприятия эффективному собственнику. Кто знает, может быть, этим собственником будем мы.

Понятно, что даже если арендатор придет, работой он сможет обеспечить не всех.

- Будут устроены овощеводы и часть агротехнического персонала, - говорит Григорий Крупский. - Остальным администрация области и Ивановского района обещает трудоустройство. Каждую среду к нам приезжают люди из комитета занятости. Но понятно, что некоторым придется уйти.

Первое заседание суда по делу о банкротстве “Тепличного” назначено на 19 ноября. Как заявила Юлия Антонова, ивановское управление Росимущества будет ходатайствовать о том, чтобы процедура банкротства была отложена:

- Мы прилагаем все усилия по смене директора и выводу предприятия от банкротства. В настоящее время центральным аппаратом проводится оценка пакета акций. Как только отчет поступит, будет соответствующее распоряжение (о приватизации. - А.Ц.). Генеральный директор уже найден, мы проводим процедуры по его назначению. Вопрос должен решиться в течение недели.

Кто же станет новым гендиректором, пока остается загадкой - до завершения всех процедур Антонова отказалась раскрыть его имя.

Так или иначе, хотя ситуация меняется каждый день, радужных настроений нет, похоже, ни у кого.

- А вообще народ здесь боевой, - невзначай вспоминает Александр Фатин, когда мы выезжаем с предприятия в сторону Иваново по Ярославской трассе. - Им и дороги перекрывать не привыкать.

Это речь об истории трехлетней давности. Когда в Ново-Талицах на две недели перекрыли горячую воду, жители поселка перекрыли шоссе. Впрочем, в то, что возможен такой стихийный протест, глава профорганизации не слишком верит - люди, говорит, может и выйдут, да лидера не найдется.

А пока погода, будто бы извиняясь за сентябрьские холода, сгубившие урожай, держится для ноября необычно мягкой.

- Сама природа за нас пока что, - сказала Лариса Архипова, когда мы ходили смотреть теплицы.

Только вот погода в нынешней ситуации уже погоды не делает.

Комментарий

Галина Юрова, заместитель председателя профсоюза работников АПК:

- Наверное, можно было бы озаглавить этот материал как “Последняя линия обороны” или “Последняя надежда”. Крайними, как всегда, оказались работники. Это они и их семьи рискуют в сложившейся ситуации, это им тяжелее всех. Никто - ни местные, ни федеральные власти не берут на себя ответственность за дальнейшую судьбу предприятия. Если государство ищет эффективного собственника, то почему это делается не публично? Почему надо было довести успешное предприятие до коллапса, чтобы потом решать вопрос - кто же согласится купить его с долгами? Почему постоянно снижался ассортимент выращиваемых культур? Как могло оказаться, что к сентябрю этого года на счетах предприятия осталось всего 30 тысяч рублей? Здесь действительно много вопросов, которые остаются без ответа, несмотря на огромное количество обращений профсоюзного комитета во все властные органы.

Профсоюз работников АПК поддерживает борьбу профсоюзной организации совхоза за сохранение своего предприятия, своих рабочих мест. Мы ожидаем от государства - нынешнего собственника - более четкой и ответственной позиции и считаем, что оно обязано принять более деятельное и эффективное участие в дальнейшей судьбе предприятия.

Фото Александра Цветкова

Автор материала:
Александр Цветков - Замороженный “Тепличный”
Александр Цветков
E-mail: cwietkow@yandex.ru
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

пенсионер-юрист
21:50 от 19.11.2013
Если совхоз - учреждение государственное можно требовать дополнительной ответственности по трудовым обязательствам от государства (часть 12 ст. 20 ТК РФ).
Варвара
02:35 от 14.11.2013
В этой ситуации остается только один выход - передать дело в СК.
Найдутся "герои", обанкротившие совхоз.
С них и спрашивать возврата всех долгов.

Удивляет другое: госпредприятие - и полная беспомощность "защитных" государственных структур.
Что уж говорить о частниках, если "Росимущество" не в состоянии контролировать И СОХРАНЯТЬ СВОЕ ИМУЩЕСТВО.

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика