Top.Mail.Ru
Статьи
Город давит “Пригородный”

Эффективное агропредприятие страдает от новых правил отъема земли

Город давит “Пригородный”

Фото автора

В редакцию “Солидарности” поступило обращение от коллектива государственного племенного завода “Пригородный” (Тамбовская область). Причина - земельный конфликт с участием предприятия, областной администрации и Фонда содействия развитию жилищного строительства (РЖС). Проблема, если верить коллективу, может привести к частичному коллапсу производства и сокращениям работников. Корреспондент “Солидарности” отправился разбираться на место событий.

ВРАЧИ И ЗООТЕХНИКИ ПОД ПРИЦЕЛОМ

К селу Донскому, где находится “штаб-квартира” госплемзавода “Пригородный” (см. “Солидарность” № 10, 2014), разросшийся Тамбов подошел совсем близко - бывшие совхозные поля вплотную окружают многоэтажки. В центре поселка - приземистое здание, больше похожее на вокзал небольшого городка, с елями в рядок у фасада. Это администрация предприятия и, в общем-то, неофициальный центр села, потому как именно племзавод является здесь основным работодателем. Надолго ли - вот вопрос. Земли предприятия отбирают под застройку. Сюда, по планам чиновников, придет Новый Тамбов - видимо, по аналогии с Новой Москвой.

Парадоксальная ситуация. Тамбовская область - едва ли не сердце русского “аграрного пояса”, а племенной завод - предприятие с весьма хорошими показателями: в год 6,5 тысяч тонн молока, 500 тонн мяса, 14 - 15 тысяч тонн зерна... Впрочем, что там перечислять! Красноречивее всего о состоянии предприятия говорят уровень зарплат, невеликий по московским меркам, но неожиданный на сельхозпредприятии в не самом богатом регионе страны, и то, что на племзаводе работает много молодых ребят.

Мартовское солнце топит остатки снега на окрестный полях, однако в помещении фермы темно и прохладно. Александр Афанасов, как сам говорит, по профессии “слесарь, механик, водитель”, - трудится здесь оператором машинного доения.

- Я работал в свое время на Тамбовском заводе металлоконструкций, но зарплату нам вовремя не платили - завод фактически обанкротился. Ни разу, честно говоря, не пожалел, что я оттуда ушел и пришел сюда - по совету мамы, которая здесь работала. Сейчас у меня зарплата 30 - 35 тысяч против 10 - 12 тысяч, которые были там.

У других работников поскромнее, 20 - 25 тысяч - но и это ощутимо выше среднего по области (прошедшей осенью эта цифра не дотягивала до 20 тысяч).

- Спросите тех, кто разваливает совхоз, куда нам идти с нашим образованием - ветврачам, зоотехникам? - Ольга Бирюкова, бригадир и зоотехник, вышла из коровника погреться на весеннее солнце. - Мне до пенсии осталось три года, куда я пойду?

- А меня на какой завод возьмут? - вторит ей ветеринар Вера Фирсова. - Шить я не умею, я умею коров лечить... Из 270 наших работников никто одномоментно не трудоустроится.

- Писали и президенту, и в правительство, и в Госдуму, - жалуется председатель профкома Валентина Смотракова, - но толку нет. Все переводится на местную власть.

ИСТОРИЯ С ОТЧУЖДЕНИЕМ

- Началась эта история, - рассказывает агроном Николай Медведев, занимающий пост замдиректора предприятия, - еще весной прошлого года, когда во время посевной кампании пришли первые документы об изъятии земель, находящихся у нас в хозведении. Да что там - в бессрочном пользовании. Сначала речь шла о земле под строительство коттеджных поселков для малообеспеченных семей. Собственники, кстати, объявились, но на многодетных они не похожи. Но это ладно - может, землю и перепродали, это их право... А осень прошлого года и зима года нынешнего принесли документы от Фонда содействия развитию жилищного строительства: постановление комиссии при правительстве об изъятии буквально последних 180 гектаров. И ведь должны были предупредить хотя бы за месяц...

Племенной завод - это предприятие, если можно так выразиться, “замкнутого цикла”:

- Племзавод абсолютно самодостаточен, - говорит Виктор Суворов, руководитель Донского отделения “Пригородного” (у племзавода есть и другое отделение, в Татанове, ему изъятие земель пока что не грозит. - А.Ц.). - Мы выращиваем телок на продажу и для воспроизводства (это называется “шлейф”), и весь этот шлейф мы обеспечиваем собственными кормами: заготавливаем силос, зерно, овес, кукурузу, горох, ячмень. Лишнее зерно, которое у нас остается, мы еще и продаем.

Стоит ли говорить, что при таком раскладе большие территории, годные под пашню, предприятию просто необходимы. Однако их-то и изъяли. Мне показывают ту часть полей, которых пока изъятие не коснулось - на них в шесть линий стоят столбы ЛЭП.

- Изъяв удобную землю, нам оставили коммуникации, - говорит Медведев. - Посмотрите сюда. Современная техника с ее габаритами здесь просто не сможет маневрировать. И как быть?

ОТДАТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОТЕСТОВАТЬ

Здесь, пожалуй, нелишне будет напомнить, что представляет собой Фонд содействия развитию жилищного строительства, из-за которого предприятие лишили львиной доли пахотных земель.

Госструктура-гигант, созданная в 2008 году и возглавляемая известным в профильных кругах человеком - Александром Браверманом, была учреждена в том числе для поиска подходящих под застройку участков земли, находящейся в федеральной собственности, подготовки документации по ней и проведения аукционов для дальнейшей передачи земли под застройку компаниями на местах. Участие крупного госфонда, по логике вещей, призвано сократить бумажную волокиту и ускорить процесс подготовки земель, а следовательно, и удешевить финальную стоимость заветных метров.

Об особом положении структуры говорит хотя бы то, что ее деятельность регулируется особым федеральным законом. В нем, среди прочего, говорится, что земля в федеральной собственности, даже если она передана той или иной организации в бессрочное пользование, может быть, во-первых, изъята без согласия этой организации, а во-вторых, что еще важнее, закон выводит эти случаи из-под действия соответствующих пунктов Земельного кодекса.

И стоит ли удивляться конфликтам, в том числе весьма резонансным, которые возникают в этой связи? Так, много шума вызвало противостояние Фонда РЖС и Всероссийского НИИ растениеводства имени Вавилова. В зону интересов РЖС попали земли, на которых, по словам ученых, сохранялись и выращивались “вавиловские” генетические коллекции растений. Тяжба по поводу спорных земель растянулась на годы. Другой не менее громкий случай - переход в ведение фонда территорий ландшафтного памятника ЮНЕСКО “Павлово-Колтуши” (Ленинградская область) - исторического ландшафта бывшего Научного городка имени академика Павлова и уникальных с палеогеоморфологической точки зрения Колтушинских высот. Опять же, конфликт между застройщиками и защитниками памятника продолжается до сих пор - дело доходит до пикетов.

Случаев же, когда на пути фонда оказываются просто эффективные и работо-способные организации, куда больше. Просто эти случаи внимание СМИ по традиции привлекают меньше.

КУДА СТРОИТЬ?

Один из важнейших вопросов во всей этой истории - почему застройку областного центра решили вести именно в этом направлении, и нельзя ли было обойтись без изъятия земель у производства?

“В сторону нашего предприятия никогда не планировалось расширение г. Тамбова, т.к. это зона промышленной застройки, - говорится в обращении работников, которое ЦК профсоюза работников АПК предоставил в распоряжение “Солидарности”. - В этой стороне расположены основные заводы, ТЭЦ, аэропорт, по полям предприятия проходит много высоковольтных сетей, водоводов, артезианских скважин, радиотехнических устройств, газопроводов со своими защитными зонами. Многие архитекторы против расширения г. Тамбова в нашу сторону”.

Областные власти, впрочем, считают иначе - при этом в качестве подтверждения необходимости вести строительство именно здесь выдвигают... те же самые аргументы.

- Вся инфраструктура и газ проведены в эту сторону, - комментирует “Солидарности” ситуацию замглавы администрации Тамбовской области Александр Дубовик. - Вести коммуникации в другую сторону возможности нет. Да и спроектирован город так, что растет в сторону этих самых переданных РЖС земель.

Профком, в свою очередь, ситуацию видит так:

- В свое время мы проворонили возможность приватизации, - говорит глава первички племзавода Валентина Смотракова. - А коллектив проголосовал за то, чтобы остаться в госсобственности. Думали тогда, что сделали благое дело, а вышло наоборот. И сейчас этим активно пользуются - и Москва в лице Фонда РЖС, и наша администрация: мол, денег платить никому не надо, и в нашу сторону можно расшириться бесплатно.

И ЧТО ДЕЛАТЬ

Что же делать в сложившейся ситуации? Камнем преткновения на сегодняшний день стал вопрос о компенсациях предприятию.

- Земля им, - уверяет Дубовик, - будет компенсирована другими территориями, которые наш земельный фонд выкупает под инвестиционные проекты и подобные ситуации. Сейчас земля, которую мы нашли, не в таком хорошем состоянии, однако если ее обработать, станет такой же по качеству.

Но на предложения властей на предприятии смотрят скептически: значительная часть новых территорий расположена слишком неудобно. Значит, рушится налаженная логистика, удорожается, а то и вовсе делается нерентабельным все производство в Донском отделении. И в любом случае в те земли, которые могут быть сейчас предложены племзаводу, необходимо вкладывать значительные средства.

- У области есть возможность помочь землями. Речь, в частности, о таком же племзаводе - наш собственник в Москве один и тот же, и он сейчас предлагает нам это хозяйство в качестве третьего отделения. Хозяйство слабое - и нам нужно будет его, так сказать, взять “на буксир”, - говорит замдиректора предприятия Медведев.

Есть еще вариант с территориями, прилегающими к уже существующему Татановскому отделению. Этот вариант руководство племзавода готово рассматривать. О дальнейших же перспективах Донского отделения Александр Дубовик намекнул довольно прозрачно:

- В свое время Донское отделение располагалось далеко за пределами города. Однако жизнь идет, рано или поздно все меняется. Уже складываются некомфортные для производственных целей условия, появляются экологические проблемы. Развиваться надо, надо идти вперед. Если мы не сделаем этого завтра-послезавтра, вопрос о закрытии племзавода, в том числе в связи с экологией, все равно возникнет.

А письма продолжают поступать высокопоставленным чиновникам. Пока без особого толку.

Комментарий

Галина Юрова, заместитель председателя профсоюза работников АПК РФ:

- Я не готова согласиться с пессимизмом, который сквозит в тексте - по нашим сведениям, все не так безнадежно. Информация находится на контроле в Госдуме, и наш профсоюз плотно работает с парламентским аграрным комитетом. Также мы обратились в ОНФ и лично к президенту.

Если нам удастся “поднять” эту ситуацию и показать, что подобные случаи не являются единичными, если получится выявить противоречия всей системы, то мы надеемся, что результат будет хорошим. И здесь очень важна позиция самого коллектива, который отказался мириться с происходящим и вовремя забил тревогу.

Фонд РЖС - это, действительно, своего рода “государство в государстве”. Ситуация, когда земля в одностороннем порядке отбирается у эффективного госпредприятия, которое не допускает долгов ни по зарплате, ни по выплатам в бюджетные фонды, ни по кредитам, - ненормальна. Простая замена земель не решит проблемы, тем более что на сегодня нет законодательной основы, позволяющей изъять землю и дать взамен другую без соответствующих торгов.

Такие ситуации действительно не единичны. С проблемами, очень похожими на те, которые испытывает коллектив “Пригородного”, столкнулись, например, в Северокавказском НИИ животноводства или во Всероссийском институте картофельного хозяйства имени Лорха. Всего благодаря подобным схемам за десять последних лет земельный фонд (с таким же статусом. - Прим. ред.) уменьшился с 6,3 млн га до 1,5 млн га.

Конечно, есть противостояние между селянами и компаниями - застройщиками земли. Косвенно это подтверждается тем, что последние лоббируют принятие закона об отмене категорийности земель. Такой законопроект внесен в Госдуму. Зачастую застройщики прикрываются благими целями, в частности, строительством жилья для многодетных семей. Однако далеко не всегда многодетные эту землю получают.

С этой ситуацией мы мириться не можем - и прилагаем усилия, чтобы она была отрегулирована, даже если для этого нужно будет выйти на уровень президента. Мы ожидаем, что как минимум будет введен годовой мораторий на распределение находящихся у ФГУПов земель. В 2015 году все ФГУПы ждет акционирование, и необходимо, чтобы возможность акционироваться была дана и предприятию, о котором идет речь в статье.

Автор материала:
Александр Цветков - Город давит “Пригородный”
Александр Цветков
E-mail: cwietkow@yandex.ru
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика