Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
Действующие правила въезда на территорию России перекрывают границу лишь для законопослушных, стремящихся к адаптации мигрантов и родственников россиян, приезжающих из ближнего зарубежья. При этом нелегальной миграции правила эти только способствуют - так считает ряд экспертов в области российской миграционной политики.
- Вредителям, врагам народа не надо засылать в страну диверсантов - достаточно делать то, что сделал руководитель Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский, - возмущалась в ходе пресс-конференции, состоявшейся 6 ноября, председатель правления Общества содействия защите прав мигрантов Ирина Зисман.
По мнению Ирины Зисман, сотни тысяч людей узнают о том, что им запрещен въезд в Россию, совершенно случайно, а причиной запрета становится зачастую простое недоразумение. Живет себе человек в Москве, работает, имея на то официально оформленный патент, платит налоги, а затем вдруг, возвращаясь в столицу после визита к родственникам, обнаруживает себя в числе невъездных. Причем обнаруживает только в аэропорту, где кому-то что-то доказывать не имеет смысла: единственное, что можно сделать - это возвратиться домой и там уже выяснять, что же в действительности произошло.
Решение о запрете въезда в Россию иностранца может быть принято на основании всего лишь двух зафиксированных административных правонарушений. Например, припарковался пару раз в неположенном месте - и все, невъездной.
- При выезде из страны никто сейчас у человека в аэропорту не интересуется, почему у него что-то не так с документами. Просто закрывают автоматически въезд на пять лет, даже не ставя о том в известность, - рассказывает Ирина Зисман. - Например, видят на границе, что он слишком долго, более трех месяцев пребывает в России, а о наличии патента не спрашивают, просто закрывают въезд. А вот открыть обратно его можно только через суд. Или, бывает, русские люди - бабушки, дедушки, приехавшие из ближнего зарубежья погостить к родственникам, задержатся на 2 - 3 дня, и внезапно для себя становятся в России нежелательными персонами.
Доказать неправомерность подобных решений в суде вполне реально, но только для этого необходимо собирать документы, искать адвоката. А в силу того, что в Российской Федерации не действует прецедентное право, каждый подобный случай, которые сейчас стали совершенно типичным явлением, приходится с каждым новым судьей разбирать заново. Но чем мучиться с адвокатами и документами, куда проще поступить по-другому.
- В мусульманских странах людям дешевле просто поменять буквы в паспорте и решить тем самым все проблемы с въездом. А еще на границе есть такая услуга - за 200 тысяч рублей открыть в базе данных человеку въезд на 1 - 2 дня, а потом снова закрыть. Открыть насовсем без судебного решения нельзя - за такое сотрудников увольняют, но кратковременно, чтоб пропустить тех, кому очень нужно - это теперь востребованная услуга, что не лучшим образом влияет на имидж страны.
По мнению бывшего замдиректора Федеральной миграционной службы Вячеслава Поставнина, ныне возглавляющего фонд “Миграция XXI век”, российские правила скопированы с правил, действующих в шенгенской зоне. Там тоже закрывают въезд всем нарушителям. Но только тот закон, который хорошо действует в Евросоюзе, оказался совершенно неприменим для России.
- Этот закон действует при хорошо обустроенных государственных границах, которых у нас нет. Эта норма работает, когда есть надежная база данных собственного населения, а у нас ее тоже нет, - утверждает эксперт.
Как считает Поставнин, действующее законодательство служит препятствием лишь для законопослушных людей, а кто готов проехать нелегально - тот найдет способ. Более того, по мнению специалиста, инициаторы вступления в силу этих правил не ставили своей целью борьбу с трудовой миграцией, а руководствовались совсем другими соображениями.
- Они введут дорогие патенты и объявят для тех, кто их приобретет, амнистию, - предсказывает Поставнин. - Они ведь подходят к делу чисто бюрократически.
Непродуманные правила иногда приводят и к нежелательным политическим эффектам. Например, таким, как возвращение из России в зону вооруженного конфликта украинских беженцев.
- Меня интересовало, почему украинцы возвращаются из России с детьми в свои заминированные огороды, подвергая себя и свои семьи серьезной опасности, - рассказывает член Совета по правам человека и развитию гражданского общества при президенте РФ Евгений Бобров. - Оказывается, эти люди не смогли за 2 - 3 месяца найти себе работу, поскольку у них нет временной прописки, и они вынуждены ехать домой, чтобы не лишиться права на въезд в Россию на 5 лет.
Кстати, по словам Ирины Зисман, никто из людей, прибывающих в Россию с территорий военных действий на Украине, статуса беженцев не получает: этот статус распространяется лишь на прибывающих из Сирии, Афганистана и Ливии.
Стоит заметить, что с такими обвинениями эксперты выступают регулярно, однако руководство ФМС на их критику реагировать упорно не желает.
Нужны ли нам трудовые мигранты?
Одной из самых резонансных тем прошлой недели стала поддержанная мэром Москвы Сергеем Собяниным законодательная инициатива об отмене квот для трудовых мигрантов. Президент РФ Владимир Путин успел обсудить законопроект с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым. А мы предложили подписчикам нашей газеты поделиться мнениями, требуются ли трудовые мигранты в их отраслях.
- В нашей отрасли потребности в привлечении трудовых мигрантов пока не было. Был момент перед кризисом 2008 - 2009 годов, когда у нас сильно вырос объем заказов, и мы подумывали об этом. Но на рынке не оказалось подходящего предложения. Мы нуждаемся в высококвалифицированных специалистах, наше предприятие оборудовано самой современной техникой европейских моделей. Потому мы ездим по институтам и отбираем подходящих специалистов штучно. Поскольку у нас приграничный регион, то когда появились беженцы с Украины, нам предложили их трудоустроить. Мы смогли найти работу для нескольких человек, но только низкоквалифицированную.
- Мы проводили подобный опрос среди предприятий, на которых есть первичные организации нашего профсоюза. По их оценкам, доля иностранных граждан среди работающих составляет от 7 до 9%. Здесь речь идет о муниципальных предприятиях пассажирского транспорта. Что касается такси, технического транспорта предприятий жилищно-коммунального хозяйства - по ним официальной статистики нет. Сложно оценить и количество иностранных граждан, работающих в коммерческих предприятиях, где отсутствуют профсоюзные организации - там это называют коммерческой тайной. Официальную оценку на основании государственной статистики должен дать Минтруд. По оценкам министерства, сейчас у нас наблюдается большая безработица среди молодежи и студентов. В транспортной отрасли происходят сокращения. И при этом мы видим нехватку кадров - как водителей, так и инженеров. Поэтому мы считаем, что в первую очередь необходимо повышать престиж профессии и привлекать в отрасль отечественные кадры.
- Во-первых, в ряде случаев в строительной отрасли мигранты действительно необходимы, так как нам не хватает отечественных кадров. Причем кадры необходимы квалифицированные, которых среди мигрантов довольно мало. Но, к сожалению, и неквалифицированные кадры тоже требуются, что бы мы ни говорили о повышении производительности труда, энерговооруженности и технической вооруженности в строительстве. При этом мы хотели бы, чтобы процесс привлечения и использования трудовых мигрантов регулировался с участием профсоюзов.
- В московской системе образования необходимости в привлечении иностранной рабочей силы по основным педагогическим должностям нет. Нам хватает выпускников московских педагогических вузов, которых необходимо трудоустраивать. Мигранты иногда бывают заняты на должностях вспомогательного персонала. Лет пять назад в связи с низкими зарплатами в дошкольном образовании детским садам приходилось брать на работу мигрантов помощниками воспитателей, но сейчас такое уже почти не встречается. С моей точки зрения, система квот на иностранную рабочую силу должна сохраняться, и вопрос о том, специалисты каких отраслей и каких специальностей нам нужны, должен решаться в каждом регионе и согласовываться с профсоюзами.
- На нашем предприятии мигрантов нет - мы свои возможности используем. У нас вокруг много деревень, оттуда людей берем, обучаем, тем более что есть хорошая учебная база. Летом у нас были беженцы с Украины, которых мы устроили на работу, но сейчас их уже осталось мало - люди постепенно домой возвращаются, ведь где родился - там и пригодился.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно