Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
Нефтегазовая отрасль России попала под удар экономических санкций стран Запада и лишилась возможностей выгодного кредитования и технологической поддержки. На работниках отрасли это до настоящего времени не отразилось: коллективные договоры выполняются в полном объеме, уровень социальных гарантий не снижается, сокращений персонала не предвидится. В то же время на депутатском уровне профсоюзам удается отбивать атаки на “северные” надбавки, жизненно важные для нефтяников. А Нефтегазстройпрофсоюз “добивает” инициаторов таких атак официальными требованиями не разрабатывать “вредных” законов.
Работники нефтегазовой отрасли, трудящиеся на Севере, не ощущают, чтобы власти заботились о их достойной заработной плате и нормальных условиях труда. Об этом заявили 13 ноября участники Х Пленума Российского совета Нефтегазстройпрофсоюза в специальном обращении к федеральным органам законодательной и исполнительной власти России. В обращении отмечается, что работники отрасли трудятся в суровых климатических условиях и при этом обеспечивают страну почти половиной ее бюджета (на пленуме прозвучала цифра 48%).
“....До сих пор не решен вопрос, особенно важный для северян, о составе МРОТ, в который продолжают включаться компенсационные и стимулирующие выплаты”, - говорится в обращении.
Поводом для профсоюзной реакции послужил, в частности, проект постановления правительства “О размерах районных коэффициентов и порядке их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”, подготовленный недавно Минтрудом.
- В предлагаемом проекте постановления размеры районных коэффициентов ниже фактически применяемых в настоящее время, в частности, в нефтегазовой отрасли, для которой размеры районных коэффициентов для расчета заработной платы устанавливались отдельными постановлениями соответствующих государственных органов по труду СССР и РСФСР, - пояснил председатель Нефтегазстройпрофсоюза Лев Миронов.
Так, документ предусматривает снижение районного коэффициента в местности, расположенной севернее Полярного круга, с 1,8 до 1,6. А в районах Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, расположенных севернее 60-й параллели, - до 1,5 вместо нынешних 1,7. К тому же, как считают в профсоюзе, при принятии постановления о размерах районных коэффициентов автоматически прекращают свое действие ранее принятые нормативные правовые акты СССР и РСФСР - как в бюджетной, так и во внебюджетной сфере - на основании ст. 423 Трудового кодекса России.
Правда, после того как представители профсоюза приняли участие в заседании Общественного совета при Минтруде, предложенный проект документа был отложен. Пусть не в “долгий”, но хотя бы в “среднесрочный ящик” - к его рассмотрению вернутся только в первом полугодии 2015 года. Пока атака отбита, но, как заметил Лев Миронов, успокаиваться на этом нельзя. А можно и нужно - не прозевать появление нового варианта проекта постановления.
- Кстати, в СМИ развернулась широкая дискуссия: нужны или не нужны “северные” надбавки и льготные пенсии? - заметил председатель профсоюза. - Об этом надо, прежде всего, спросить самих северян. И еще тех, кто станет осваивать русскую Арктику, восстанавливать Северный морской путь, строить Северный широтный ход. Мотивация людей будет весьма важным фактором реализации стоящих задач. Поэтому решения о системе надбавок и компенсаций для людей, работающих в суровых природно-климатических условиях, должны быть взвешенными и продуманными.
Черту (пока пунктирную) под этим вопросом подвел посетивший пленум профсоюза зампред думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко.
- Наша (комитета. - П.О.) позиция однозначна, и позиция ФНПР однозначна: мы все сделаем для того, чтобы не развалить эту реально работающую систему поддержки наших “северов”, поддержки наших людей.
Как возможную площадку для наступления на “северные” льготы профсоюз воспринимает и законопроект о так называемых территориях опережающего развития (ТОР). По мнению Российского совета Нефтегазстройпрофсоюза, этот законопроект фактически отменяет “северные” гарантии и компенсации, а также провоцирует неограниченное привлечение иностранной рабочей силы.
“Как представители работников нефтегазового комплекса, мы обращаемся к вам с требованием не разрабатывать и не принимать в такое трудное время законопроектов, которые могут создать крайне нежелательную ситуацию социальной напряженности в северных регионах”, - говорится в том же самом обращении РС профсоюза к властям.
Что касается привлечения иностранных трудовых мигрантов, то стоит напомнить о планах правительства заменить квоты на продажу патентов. При этом право на продажу отдать в регионы. Против такой формулировки вопроса категорически выступает Федерация независимых профсоюзов России, о чем напомнил первый зампред ФНПР Сергей Некрасов:
- Нам все равно, как это называется - патенты, квоты... Главное в том, что этот вопрос надо регулировать. Наша позиция такова: количество патентов должно определяться на территории через региональную трехстороннюю комиссию. Только после этого можно принимать решение. Иначе мы откроем шлюз, и поток иностранных мигрантов - и легальных, и нелегальных - будет неуправляемым. Наша позиция здесь однозначна.
Предварительные итоги по этой теме вновь подвел не кто иной, как профсоюзный депутат Михаил Тарасенко. Как сообщил гость нефтяников, мнение профсоюзов уже было учтено при голосовании по соответствующему вопросу в Госдуме буквально накануне пленума РС Нефтегазстройпрофсоюза:
- По вопросу замены квотирования иностранных рабочих на продажу патентов имеется очень жесткая позиция ФНПР, и она изменила ситуацию, - сообщил Михаил Тарасенко. - Уже вчера (12 ноября. - П.О.) во втором чтении принят законопроект, в котором четко прописано: все вопросы, касающиеся этих патентов, будут определяться в региональном масштабе губернатором с учетом мнения соответствующей региональной комиссии по социально-трудовым отношениям. А на федеральном уровне будет приниматься решение с учетом мнения РТК, то есть здесь профсоюзы уже, можно сказать, своего добились.
Обсуждая текущие вопросы в сфере социально-трудовых отношений, члены Нефтегазстройпрофсоюза не могли обойти вниманием введенные странами Запада экономические санкции против России. В конце концов, это в общем говорится, что против России, а бьют они по самому больному - предприятиям ТЭК перекрыли доступ к кредитам в западных банках и технологиям бывших партнеров, которые помогали российским компаниям осваивать шельфовые и требующие глубокого бурения месторождения.
Конкретно речь идет о компаниях “Роснефть”, “Транснефть” и “Газпромнефть”. Лев Миронов, выступая на пленуме, добавил в список еще “Лукойл”, “Новатэк” и “Сургутнефтегаз”. Черное золото, напомним, тем временем все дешевеет и дешевеет, а его продажа давала до сих пор стране половину годового бюджета. Все это уже отражается, вкупе с падением рубля, на жизни рядовых россиян в виде повышения цен на продукты и снижения покупательной способности. Работники нефтегазовой отрасли в этом смысле от прочих соотечественников не отличаются. Но коль скоро под удар попали непосредственно их предприятия, возникают опасения снижения зарплат и возможности сокращений.
Однако пока что это только опасения, не более того. К такому выводу корреспондент “Солидарности” пришел, пообщавшись с руководителями нескольких профсоюзных организаций “нефтянки” в кулуарах пленума. Общее мнение можно выразить словами зампреда межрегиональной профсоюзной организации ОАО “Газпром” Кирилла Богуша:
- На данный момент не очень корректно было бы говорить о реальном снижении социальных гарантий. Имеются определенные опасения в связи с тем, что происходит сегодня на рынке энергоносителей. Но, тем не менее, реальное положение наших работников остается стабильным, выполняются условия коллективных договоров и трудовых контрактов. Будем надеяться, что так оно и будет. Информации о возможных сокращениях у нас нет.
По словам Льва Миронова, доступ к зарубежному финансированию в первое время может быть в значительной степени компенсирован за счет других источников. Например, за счет целевого выделения средств из Фонда национального благосостояния. “Роснефть” и “Новатэк” уже обратились в правительство с соответствующими заявками. “Лукойл” также высказывал намерение обратиться к государству за финансовой помощью.
Другое дело, что в нефтегазовой отрасли высокотехнологичное оборудование для топливно-энергетического комплекса, технологии для горизонтального бурения - практически полностью западные. И введенные санкции, говорит Миронов, “потенциально способны серьезно ограничить и задержать развитие российского нефтегазового сектора, в том числе при реализации арктических проектов”. Задержать, отметим, не означает убить, но здесь уже вся надежда на дипломатов и нормализацию международных отношений. Иными словами, поводы для пессимизма есть, но углубляться в него бессмысленно.
Между тем, расходясь из штаб-квартиры ФНПР, нефтяники переговаривались между собой:
- Как так? Бог дал стране десять лет высоких цен на нефть - и за это время не развить собственную науку и технологии?..
- И не говори...
Фото Николая Федорова
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно