Недавно в редакцию “Солидарности” пришло письмо, подписанное работниками Звенигородской энергосетевой компании - предприятия, обеспечивающего теплом большую часть Звенигорода. В письме содержалась просьба о помощи: люди жаловались, что им не дают честно выполнять обязательства перед потребителями. Расписался под письмом едва ли не весь коллектив компании. Корень зла руководство и сотрудники ЗЭСК видят в городской администрации, которая, в свою очередь, от комментариев пока воздержалась. В этой истории много аббревиатур, коммунальных хитросплетений и правового нигилизма.
В прошлом году в Звенигород (Московская область) зачастили съемочные группы региональных и федеральных каналов. Из-за спора “хозяйствующих субъектов” ЖКХ в домах звенигородцев стала пропадать то горячая вода, то отопление. В городе прошли митинги с требованиями убрать из города арендатора тепловых сетей и котельных - ЗАО “Звенигородская энерго-сетевая компания”. Администрация выступила на стороне протестующих.
“Когда ЗЭСК выиграла тендер на управление тепловыми сетями, - говорил на камеры замглавы Звенигорода по вопросам ЖКХ Олег Мочалкин, - компания продекларировала, что она приведет в город полтора миллиарда рублей для реконструкции котельных и тепловых сетей. У нас нет информации, что она принесла в город хотя бы десять рублей. Мы будем принимать все законные меры для расторжения данного контракта”.
А вот тут, пожалуй, будет уместно сдать назад - особенно если мы заговорили о “законных мерах”.
ЗЭСК появилась в городе в конце 2010 года: выиграли тендер на аренду тепловых сетей на сорок девять лет. Однако все сразу же пошло не так. Договор на аренду сетей по разным причинам отказывались регистрировать - руководству компании даже пришлось обратиться в арбитражный суд, который, кстати, вынес решение в пользу ЗЭСК. Параллельно у предприятия сразу обострились отношения с управляющими компаниями, собирающими деньги с потребителей тепла - в свою очередь, не получая денег, сама ЗЭСК стала нерегулярно расплачиваться с поставщиками энергии - в частности, структурами “Газпрома”.
- Первый раз нам перестали платить два года назад, - рассказывает главный инженер предприятия Владимир Тарасов, пока мы с фотографом сидим в офисе ЗЭСК. Организация, снабжающая теплом почти весь город, находится на самой его окраине. - В итоге оставшийся без денег “Газпром” едва не пошел на то, чтобы отключить в городе Вечный огонь. Тогда администрация все же нашла деньги - но долги копились.
Что же стало причиной столь резкого охлаждения отношений с управляющими компаниями и городскими структурами? У директора компании Павла Захарова есть версия: в начале 2011 года он решил поучаствовать в выборах главы города. Свою кандидатуру Захаров в итоге снял, но, считает он, осадок остался.
А в январе 2012 года случился инцидент, который в ЗЭСКе предпочитают называть рейдерским захватом.
Началось все с того, что горадминистрация решила в одностороннем порядке разорвать отношения с ЗЭСК и передать котельные города в ведение муниципального предприятия “Городские коммунальные системы”. Сейчас, кстати, на ГКС началась процедура банкротства.
- Муниципальных предприятий в городе в последние годы было создано и ликвидировано много, - утверждает Владимир Тарасов. - При этом каждое уходило, во-первых, банкротом, а во-вторых, с долгами.
В ночь с 16 на 17 января прошлого года “ГКС” выставило при входе в котельные города свою охрану - так что работники не смогли попасть на свои рабочие места.
- Пришли, охрану свою поставили, - вспоминает Любовь Землякова, оператор котельной в новопостроенном микрорайоне имени Пронина, рядом с офисом компании. - Меня утром идут сменять, а их не пускают внутрь, требуют заявления об устройстве на работу в ГКС. А меня, в свою очередь, не выпускают, пока я такое заявление не напишу. Потом мы все-таки написали заявления на работу в “ГКС” по совместительству - зима все-таки, котельная должна как-то работать. А потом с нас, операторов, стали уже требовать, чтобы мы написали заявления об увольнении у Захарова (директор ЗЭСК. - Прим. А.Ц.) и устройстве в ГКС на постоянной основе.
В итоге передачу котельных “муниципалам” ЗЭСК удалось оспорить в судебном порядке. Суд обязал возместить компании убытки. В распоряжение “Солидарности”, в частности, предоставили документ за подписью директора “ГКС”, выпущенный после вынесения судебного решения, в котором сбор денег с одного из потребителей тепла, детского сада “Ласточка, фактически назван незаконным - договор детсада с муниципалами вынуждены были признать “ничтожной сделкой”...
Компании в итоге удалось добиться того, что работники попали на свои места и смогли продолжить обслуживание котельных - но перестали поступать платежи (по словам работников, существует соответствующее распоряжение главы администрации в адрес управляющих компаний), и стала расти задолженность за энергоносители. В итоге летом “Газпром” дважды перекрывал подачу газа.
Особо чувствительны перебои с теплом и горячей водой были в ноябре - тогда на “антизэсковский” митинг в городе вышло около сотни человек. Людей, впрочем, можно понять - они-то за тепло и горячую воду платили исправно.
- Мы коммерсанты, и никто не говорит, что мы работаем за спасибо, - говорит Владимир Тарасов. - Мы хотим и людей обогреть, и сами заработать. Но делать это мы хотим нормально, чтобы никто нам в спину плюнуть не захотел. Но нам перестают платить - и мы тоже поставщику платить не можем, а его представители в ответ приезжают и ограничивают подачу газа в котельные. Между тем, у нас сейчас в судах 28 исковых заявлений, из них большинство выигрышных. Но получили мы пока лишь часть денег...
Между тем, в этой коммунальной войне близится очередной поворот: в конце декабря управление тепловыми сетями было вновь, как и год назад, в одностороннем порядке передано “третьим лицам”.
- Я не знаю, что будет дальше, - говорит Владимир Тарасов. Деньги к нам не идут. Замглавы администрации по ЖКХ Олег Мочалкин собрал совещание с потребителями, на котором утверждалось, что ЗЭСК больше в городе не работает, а наше хозяйство передается в муниципальное предприятие “Звенигородские инженерные сети”. Это четвертое муниципальное предприятие такого рода, созданное за восемь лет. Ни основы, ни фондов. Два предыдущих, напомню, обанкротились вместе с долгами, а третье находится на банкротстве.
- Собирать деньги с потребителей “Звенигородские инженерные сети” права не имеют, - подтверждает один из журналистов канала ТВЦ, занявшийся проблемой ЗЭСК и попросивший по некоторым причинам не указывать его имени. - Просто потому, что у них нет никаких договорных отношений с поставщиком газа. А это уже можно рассматривать как незаконное предпринимательство: нельзя продавать то, чего у тебя нет. У “Газпрома” все договоры пролонгированы с ЗЭСК.
Пожалуй, в этой ситуации для нас осталось слишком много неясного. Возможно, в администрации города могли бы пролить свет на темные места, но замглавы по вопросам ЖКХ Олег Мочалкин встречаться с журналистами “Солидарности” отказался. Хотя, как мы поняли из разговора с его секретарем, свободное время у него в этот день было. Теперь позицию администрации мы надеемся выяснить путем официального запроса.
Однако реакция на происходящее самих работников ЗЭСК довольно красноречива.
С одной стороны, при том, что средняя заработная плата на предприятии - 25 тысяч, низкооплачиваемые категории работников в котельных ЗЭСК - например, операторы, - получают меньше (13 - 15 тысяч). Однако, несмотря на это, сами работники демонстрировали завидную лояльность проблемной компании:
- Если что-то все же случится, в другую компанию переходить не будем, - сказала нам оператор Нина Тюнина. - Во-первых, мы тут уже не юные девушки. Но работать мы можем - только у Захарова. Он, по крайней мере, человек порядочный.
- С директором предприятия проблем у нас не возникает, - говорит председатель профкома энергосетевой компании Татьяна Смирнова. - Он сам приветствовал создание у нас профсоюзной организации, а когда люди не могли попасть на работу (это длилось около месяца. - Прим. А.Ц.) он продолжал платить заработную плату как полагается - и сохранил коллектив.
Впрочем, получится ли в условиях постоянной нехватки денег продолжать стабильно выплачивать людям зарплату - пока вопрос. До сих пор, говорят, удавалось.
А что будет с городом, если противостояние все же приведет к коллапсу?
- В декабре поставщики уже обещали нам ограничить подачу газа, но до этого не дошло, - говорит главный инженер ЗЭСК. - Сейчас заканчивается январь. Конечно, в отопительный сезон отключений никто допустить не может. Нам придется брать кредит, а издержки по суду возлагать на управляющую компанию. Те котельные, которые обслуживают поликлиники, центральную городскую больницу, детские садики и психоневрологический диспансер, не отключают, во что бы это не стало. С другой стороны, всякое возможно.
Впрочем, полностью оставлять город без тепла в холодный период, объясняет Тарасов, никто не может себе позволить даже при желании - по закону нельзя. А вот уменьшить подачу газа, так чтобы пришлось выбирать - дома отапливать или горячую воду давать, - вполне имеют право. А полностью закрутить вентиль будет возможно с мая.
При этом “тепловая” война может вскоре аукнуться новыми проблемами - не считая уже упомянутых перебоев с водой и отоплением. Дело в том, что существующая в Звенигороде сеть котельных нуждается в серьезной реконструкции: город в последние годы пережил настоящий строительный бум, имеющихся мощностей не хватает. А как их наращивать в нынешних условиях, никто не знает. Представители ЗЭСК и городские чиновники, между тем, уже не общаются между собой...
Николай Федоров
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно