В результате введения специальной оценки условий труда множество работников потеряли льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях. Центральный совет ГМПР считает, что закон “о спецоценке” надо дорабатывать, а ее результаты не должны сказываться на доходах работников. Об этом говорили на пленуме ЦС профсоюза.
Восьмой пленум Центрального совета Горно-металлургического профсоюза России состоялся 18 декабря. Основной обсуждавшийся вопрос - задачи профорганов при проведении в организациях специальной оценки труда (СОУТ). Напомним, что с 1 января 2014 года вступил в действие ФЗ № 426 “О специальной оценке условий труда”. Минтруд после обсуждения с социальными партнерами разработал необходимые подзаконные нормативные акты, и после утверждения в апреле Методики проведения СОУТ работодатели приступили к спецоценке условий труда в своих организациях.
В первую очередь проблемы возникли с привлечением профсоюзов к участию в СОУТ. Законом определено, что в состав комиссии, проводящей спецоценку, включаются представители выборного органа первичной профсоюзной организации, как минимум два человека. Но так случается не всегда.
- На некоторых предприятиях профкомы как бы отодвигают от этой работы, - объяснял делегатам заместитель председателя профсоюза Андрей Шведов. - К нам обращались председатели профкомов и сообщали, что им предложили подписать карты СОУТ, в которой они не принимали участия! Конечно, тут нужно разбираться и, если это факты фальсификации проведения спецоценки или явного нарушения закона, немедленно подключать Государственную инспекцию труда или прокуратуру. Ну а если все-таки спецоценка на предприятии проводилась, а председатель профкома знал, что формируются комиссия и перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, выявляются и инструментально замеряются вредные факторы, но ничего не сделал, чтобы обеспечить присутствие при этих работах представителей работников, если работники не информировались о возможных негативных для них последствиях проведения СОУТ, то за такую “работу” нужно строго спрашивать уже с наших коллег.
Впрочем, большинство первичек все-таки взяли проведение спецоценки под свой контроль. В частности, эту работу ведут первичные профорганизации “Северстали”, “ЗапСиба”, Синарского трубного завода, Коршуновского ГОКа и многие другие. В свою очередь, исполком ЦС ГМПР в ноябре этого года утвердил Методические рекомендации профсоюзным представителям в составе комиссий, проводящих СОУТ, тщательно подготовленные технической инспекцией труда.
Специальная оценка условий труда может повлиять на доходы работников. Если раньше компенсации за работу во вредных и опасных условиях предоставлялись на основании Списка профессий, то теперь - на основании СОУТ.
- Опасаться есть чего, - уверен Андрей Шведов. - Из-за непосредственной связи результатов СОУТ с предоставлением льгот и компенсаций многие работодатели восприняли эту работу как “старт” сокращения затрат на персонал. Вот уже и первые результаты СОУТ на отдельных предприятиях показывают массовые снижения показателей по сравнению с аттестацией рабочих мест, и это при том, что никаких особых вложений не было и мер по улучшению условий труда на предприятии не принималось.
По словам зампреда, в отдельных случаях результаты аттестации действительно были “натянуты”, для того чтобы, например, за счет доплаты за вредность приподнять небольшую зарплату на рабочем месте, куда никто не шел. Но таких рабочих мест немного. Тогда как результат СОУТ, например, в ЗАО “Кольчугцветмет”, где спецоценка проведена на 322 рабочих местах, показал на 184 местах снижение подклассов условий труда.
- Профком предприятия вынужден был обратиться в территориальный орган Госинспекции труда с требованием организовать проверку качества специальной оценки условий труда, проведенной на предприятии, - сообщил Шведов. - Результатов не с такими большими изменениями, но все-таки со снижением количества работающих во вредных условиях и снижением подклассов наблюдается множество, и именно отсюда складывается впечатление, что работодатели на этом хотят сэкономить.
- На одном из рудников СОУТ показала снижение класса условий труда у 40% работников, - возмутился председатель Свердловского обкома ГМПР Валерий Кусков. - 80 человек потеряли дополнительный отпуск. А ведь для улучшения условий труда не было сделано ничего! Я предлагаю лишать льгот и компенсаций только в том случае, если проводились мероприятия по улучшению условий труда.
Федор Туваев, председатель профкома “Выксунского металлургического завода”, подтвердил, что и на его предприятии возникли схожие проблемы: “У нас на заводе 7 тысяч человек работают во вредных и опасных условиях. Около 2 тысяч из них потеряли свои дополнительные отпуска - от 7 до 14 дней”.
- Эти дополнительные отпуска вводились тогда, когда основной отпуск был всего две недели. А теперь основной отпуск 28 дней! - не принял претензий присутствующий на пленуме глава объединения работодателей “Ассоциация металлургов России” Алексей Окуньков.
Ему вторил и представитель Минтруда Петр Сергеев: “Я в очередной раз поражен. Мы вместе принимали решение на РТК, и договорились, что будем делить ответственность за этот закон”.
Впрочем, ГМПР считает этот закон, мягко говоря, несовершенным:
- Вообще у профсоюзов остались большие претензии к социальным партнерам - разработчикам этого закона, - сказал Андрей Шведов. - Потому что фактически закон дает возможность даже для 4-го класса устанавливать 40-часовую рабочую неделю. А для “улучшения” класса условий труда в законе по сравнению с известным специалистам Руководством Р-2.2.2006-05 было основательно снижено число параметров для оценки тяжести и напряженности труда. Если, например, раньше напряженность труда оценивалась по 23 параметрам, то в соответствии с нормами федерального закона - только по шести. Если раньше общий класс условий труда по напряженности мог “добраться” до 3.3, то по нормам закона - только до 3.2. Это яркое проявление тенденции: проигнорировать то, что уже были правила игры на федеральном уровне (санитарно-гигиенические), и написать свои, по которым будут предоставлять компенсации. Профсоюзы согласия на такие изменения при принятии ФЗ не давали!
По словам Вадима Печёрских, председателя профкома “Запсиба”, в законе много недоработок: “К примеру, микроклимат теперь является замеряемым фактором лишь в закрытых помещениях. А есть рабочие места под открытым небом, где жара за сорок градусов бывает! Шум, вибрация и инфразвук теперь “вредные” только при наличии оборудования, которое может их производить. То есть если люди работают по аутсорсингу, а оборудование принадлежит другому юридическому лицу, то вроде как им и не вредно работать в таких условиях. У водителей и машинистов вообще нечего замерять согласно новым правилам!”
Высказав множество претензий к спецоценке условий труда, участники пленума уверили, что ГМПР придерживается следующей позиции: доход работника не должен уменьшиться. Если снижается доплата за вредность - ее нужно вводить в тариф или оклад. Сокращается количество дополнительных дней отпуска - необходимо компенсировать их работнику хотя бы разово. Эту позицию заявляла и тарифная комиссия ЦС ГМПР на переговорах по внесению изменений и дополнений в ОТС.
Минимальные размеры и условия предоставления гарантий работникам зафиксированы статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ. Это минимальная доплата за работу во вредных или опасных условиях - 4%, минимальный отпуск – 7 дней (по новому законодательству предоставляется не всем, а только начиная с класса 3.2) и сокращенная продолжительность рабочей недели – 36 часов (тоже устанавливается начиная с класса 3.3).
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Ну, да! Типа монетизации льгот! Браво!)))
По методике СОУТ было два заседания:
Итог первого: Пункт 6, подпункт "б" http://government.ru/info/11638/
Итог второго: Пункт 7, подпункт "б" http://government.ru/info/11637/
Дальше информация отсутствует.
Если я правильно понимаю, то приказ о методике не действителен. Можно отзывать все результаты специальной оценке за год.
Интересно было бы услышать мнение юристов ФНПР по этому поводу.
С уважением, Вадим Печёрских
Пожалуйста, как говориться, в студию имена и фамилии представителей профсоюзов, которые присутствовали на заседаниях РТК, когда обсуждался законопроект о СОУТ. Их было несколько. Ключевое заседание было 26 июля 2013г.
По ПрофсоюзТВ показывали Тарасенко с кипой документов по этому законопроекту, когда он обсуждался в Госдуме.
Страна должна знать своих "героев"!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно