Чем отличается профсоюз от HR? И почему не надо бояться законопроекта о производственных советах.
Так получилось, что за последние несколько дней я присутствовал на двух крупных профсоюзных региональных форумах. Разные, казалось бы, регионы. И выступающие профсоюзные руководители - что здесь, что там - люди известные и авторитетные. Единственный момент - в паре выступлений прозвучала такая фраза (привожу по памяти): “Вы же понимаете, что если работодатель не захочет, чтобы на предприятии была профсоюзная организация, - ее там не будет”. С одной стороны, в запальчивости чего не скажешь. С другой стороны, есть некоторые вещи, которые не стоит говорить даже в запальчивости. С третьей - есть вещи, которые влияют даже не на имидж, а на содержание профсоюзной работы. Тезис о том, что “работодатель не захочет - профсоюза не будет”, как раз из этой области. В данном случае вопрос “кто это сказал?” является вторичным. Поговорим о содержании тезиса.
Глупо утверждать, что создавать профсоюзную организацию или просто вовлекать в члены профсоюза на любом предприятии легко и приятно. То есть может быть и приятно, но в большинстве случаев нелегко. (И, кстати, не только по причине возможного противодействия работодателя: даже без этого противодействия людей еще нужно как минимум убедить в том, что за свои взносы они получат реальную отдачу.) Тезис же, которым часто оперируют профсоюзные работники, о том, что “любой работодатель должен быть рад созданию профсоюза”, мягко говоря, неточен. Поскольку, вообще-то, зависит от того, что вкладывают в понятие “создание профсоюза” и работодатель, и профорганизатор. А главное - что работодатель и профорганизатор понимают под профсоюзной работой? Это вопрос совершенно не риторический. Есть множество работодателей, которые понимают под профсоюзной деятельностью, по сути, работу службы по управлению персоналом. Или, как принято говорить на иностранном языке, HR.
В чем цель HR?
Во-первых, чтобы в коллективе не было скандалов. В том числе на почве трудовых отношений. То есть нормальный HR заранее просигнализирует работодателю, что планка потребностей работника в смысле зарплаты приподнялась. А значит, ее пора повышать. Но - ровно настолько, чтобы не слишком выделяться ни в лучшую (“мы не должны сорить деньгами”), ни в худшую (“наедут за антисоциальность!”) сторону. Норма “увеличение зарплаты в размерах инфляции” - приемлемая норма для HR. Подчеркну - для относительно социального HR.
Во-вторых, это повышение производительности труда. Здесь могут быть разные методы. Например, организация и поддержка кружков рационализаторов и премии за новации. Кстати, спортмероприятия, песни и пляски - это тоже способ повышения производительности труда (“нас свозили на лыжи, предприятие обо мне заботится, можно и повкалывать”). Или обеспечение приемлемых условий труда, реакция на жалобы работников. Чтобы не копилось недовольство.
Если приглядеться, то по второму пункту можно заметить пересечения с деятельностью целой группы профсоюзных организаций. И это еще не беда - в конечном счете, ничего плохого в здоровом образе жизни либо в быстрой ликвидации проблем на рабочем месте нет. Беда в том, что именно это и становится, по сути, единственным объектом приложения сил профсоюзной организации. А если к этому прибавить норму повышения зарплаты из первого пункта (“в размерах инфляции”), то параллели становятся навязчивыми.
Поскольку такая деятельность профсоюзной организации практически полностью копирует работу службы по персоналу, вполне естественно, что работодатель “рад созданию такой профсоюзной организации”. Ему не нужно тратиться на дополнительные службы: “все решит профсоюз”. Как решит? Так, как приемлемо для работодателя, и таким способом, который не сильно возмущает работника.
К слову сказать, я долго не мог понять - почему в отношении законопроекта о производственных советах регулярно слышу от профработников “он может причинить ущерб профорганизациям”? Вроде бы - орган создается работодателем и не имеет связи с трудовыми отношениями. Вроде бы - ясно записано в проекте, что не может подменять профсоюз или подписывать колдоговор. Все равно, подозрения звучат. А недавно - осенило. Ведь если производственные советы претендуют на второй пункт HR, описанный выше, то, соответственно, профком уже не может ни спортом, ни песнями привлечь людей. Остаются только - зарплата, охрана труда, условия труда. Законопроект о производственных советах, сам того не желая, выбивает почву (или может выбить почву) изпод профорганизаций, имитирующих HR. И что им его - хвалить, что ли?
Что им остается в качестве деятельности? И здесь мы возвращаемся к изначальному вопросу: неужели можно создать профорганизацию там, где работодатель ее “не хочет”? Вопрос неестественный. Кризис показал, что при возникновении проблем работодатель не хочет платить зарплату вовремя. Это незаконно, но он “не хочет”. И тот же кризис показал, что его нежелание испаряется, когда его заставляют следовать закону. Ну, понятно, что угрозами. Закон - это вообще концентрированная угроза. Уже 20 лет ясно, что работодателю не нравится более-менее серьезное повышение зарплат. Потому что работники претендуют на “его деньги”. И неужели кто-либо считает, что деятельность профорганизации, ставящей целью существенное увеличение зарплат работникам, исходя из имеющихся ресурсов предприятия, будет приветствоваться работодателем? У собственника “отнимают его деньги” - это более чем повод быть “недовольным”. Другое дело, что недовольство - это эмоция. А право на объединение в профсоюз - это закон. Точно такой же, как любой другой. И очень странно, когда, признавая нарушение одного закона и выступая против него (например, при невыплате зарплаты в срок), профсоюзные активисты явно или неявно признают за работодателем, по сути, право не только на эмоцию (“недовольство”), но и на противодействие созданию профсоюзной организации. То есть противодействие закону.
Конечно, этот закон нарушается. Иллюзий-то нет. Но и реакция должна быть такая же, как и в других случаях, когда нарушается другой закон. Кстати, реакция - не только профсоюзов, но и судебной, и административной власти. А вот этого часто и нет. Но здесь есть и наша вина - условный рефлекс нужно воспитывать. И у себя, и у “социальных партнеров”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
HR-службы создавались в противовес профкомам с целью взять на себя их социально-бытовые и культурно-воспитательные функции и представлять себя эдакими "добрыми дядями и тетями". Имея бОльшие финансовые возможности, чем профсоюзы, и административный ресурс, они действительно стали заниматься вопросами корпоративной культуры, развивать спорт, организовывать культурно-массовые мероприятия в новой, привлекательной, особенно для молодежи, оболочке. Только несколько проигрывали все же перед профкомами тем, что все это делалось без души, а процессы минимизации финансовых расходов компаний за счет человеческих ресурсов все более стали усиливать настроения работников против эйчар-подразделений, являющихся все таки представителями работодателя. Вот, может, здесь и появилась идея создания ПС.
Оговорка в законопроекте о том, что ПС не подменяет профсоюз, - это ничего не значит. Ну, и что? Есть профсоюз, а есть ПС, и работодатель сотрудничает с последним, а профсоюз продолжает не замечать... Колдоговор? Ну, и что? ТК дает право действовать от имени работников любому представительному органу. Административный ресурс сыграет так, что работники выберут своим представителем ПС, куда войдут послушные сотрудники, и далее без комментариев...
Здесь ругают социальное партнерство. Оно никакое и т.д. Да хорошо бы, если бы оно было вообще, да хоть какое... для начала... Во многих структурах слово "колдоговор" для работодателя - ругательное. Соцпартнерство позиционируется на словах и заключается в основном в партнерстве с представителями внешней среды, за стол переговоров с профсоюзами даже и не садятся...
Теперь о главной мысли. Вопрос, много ли у нас первичек, где все или большинство в профсоюзе? И если взять бизнес (малый, средний, крупный) - много ли бизнес-структур, где вообще есть первички? И здесь дело не только в том, что работодатели противятся профсоюзам. Дело все в самих работниках, в человеческих ресурсах, а это основное в любом процессе. Одни боятся администрации, другие не верят в профсоюзы, третьи взносов жалеют, четвертые ассоциируют профсоюзы с компартией и советским прошлым, пятые видят в профкоме чисто коммерческую структуру, которой они платят взносы чисто за услуги по организации их отдыха, досуга и т.п. Причем, как показывает практика, третьи и пятые превалируют, т.к. основная мотивация выхода из профсоюза - я ничем не пользуюсь... Или на предложение вступить в профсоюз - а что я буду с этого иметь материально? И никакие лекции о "светлом трудовом будущем", которое возможно в профсоюзе, представляющем всех или большинство работников, их не увлекает. И с каждым годом эта проблема все больше. Проблема еще и в том, что экскурсии, театры, спортивные мероприятия перестают интересовать людей.
Поэтому сейчас необходимо все усилия профсоюзов направить на воспитательную функцию, в т.ч. и на повышение культурного уровня работников. Культура должна быть на первом месте во всем... Без этого мы окончательно потеряем общество. Второе: необходимо по-новому подходить к организационной работе профсоюзов, отказаться от старых методов проведения собраний, отчетов и пр., что напрягает неосвобожденных в основном профсоюзных лидеров и отвращает от профсоюзов молодежь. Новации в мотивации профсоюзного членства - главная задача профсоюзов. Единственное, чего опасаются и перед чем могут отступить социально неответственные законодатели и работодатели - это массы трудящихся, и эти массы необходимо воспитывать и умножать. И на это надо бросить все усилия и новыми методами. Причем начинать придется исходя из нужд обывателя - через профсоюзы организовывать те мероприятия и (не люблю это слово) услуги, которые сегодня наиболее востребованы, и с помощью ресурсов ФНПР.
В ситуации, когда в профсоюзах меньшинство, мы получим ПС в виде придатка HR-подразделений, которые будут востребованы работодателем в условиях "наказов" о корпоративной социальной ответственности бизнеса. Вот тогда и колдоговоры появятся там, где их нет (а то вдруг внесут все же поправки в ТК об обязанности принятия КД во всех организациях, а тут и ПС в помощь)... только содержание и изменение КД будут регулироваться, считайте, в одностороннем порядке работодателем... Без решения проблем мотивации профчленства любая тематика о трудовых отношениях так и останется говорильней...
Вот пишут люди, что первичке, мол, эти все "штучки" ни к чему, что, мол, сам с усам: слабая и недалекая позиция - будет так, как решит самый верхний орган (съезд, к примеру) и... "мужик и ойкнуть не успел".
Думающие практики понимают, что главная слабина нынешних российских профсоюзов - в структурах между первичкой и ФНПР (за исключением ТООП, которые в зависимости от личности лидера, вкалывают так же, как Шмаков и его аппарат). И вообще, вопрос обсуждаемых перемен в том, насколько именно делегаты верхнего органа ФНПР поймут необходимость строгой вертикали и "переворота финансовой пирамиды", а также в том, как видит решение Шмаков. Ему делегаты поверят (без сомнения).
"Простой профсоюзник" не понимает, что именно верхушка ФНПР поняла необходимость перемен. Иначе этого обсуждения не было бы.
Может быть.
Вот только вопрос: зачем нам сейчас руководство ФНПР, которое вместе с «профсоюзными» депутатами Госдумы не возражает против лишения существующих профсоюзов их прав, создания каких-то «производственных советов» и т.п.? Хотя прекрасно понимает, что всё это разрушает профсоюзные структуры. Или способствует их разрушению. Сильно способствует.
Я полагаю, происходит это потому, что нынешней власти очень нужно пожить ещё несколько лет вообще без профсоюзов. А ещё лучше, несколько десятилетий без каких-либо профобъединений. Мечты, мечты…
А нынешнее высшее профсоюзное руководство в связке с «профсоюзными» депутатами делают эти мечты реальностью.
Цитата:
"...Надо менять установки на самом верху и уходить от изжившего себя - "СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА", ТЕМ БОЛЕЕ, ПАРТНЕРСТВА ТО НИКАКОГО ВОВСЕ НЕТ!"...
Вы, я надеюсь, читаете мои комментарии - везде я пишу об этом!
И так же в кавычках...
А с Шершуковым согласна именно потому, что он точно расставил акценты (объективная картинка) - как будет себя вести профсоюз (точнее, профком) в ПРЕДЛАГАЕМОЙ СИТУАЦИИ (появлении производственного совета на предприятии).
Поэтому я так расписываю, что придется "шевелиться" профкому, выполнять свои ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД РАБОТНИКАМИ.
Иначе не выживет...
Разве не так?!
Серьезные опасения высказываются профсоюзным сообществом совсем по другим причинам. Для чего советы продавливаются любым путем, пусть даже в виде пустышки. Для чего нужен такой бесполезный орган? Не нужно быть стратегом: бизнесу важно его создать, а уж потом постепенно наделить теми функциями, которые нанесут профсоюзам серьезный урон. Так, что не надо нас убаюкивать отвлекающими маневрами, не та мысль вас Александр осенила, не стратегическая. Хотел бы ошибаться, но корректировка проекта возможна уже при принятии документа. Выводы: 1. ФНПР не смог (или не захотел) организовать протест продуманному ходу работодателя. 2. Шершуков пытается увести нас от вывода №1
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно