Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Тенденции, которые еще три-четыре года назад казались определяющими для развития трудовых отношений и общества в целом, за последние два года резко изменились, и их слом продолжается. Вместе с тем прорисовываются новые тенденции, которые явно будут определять трудовой и социальный российский ландшафт. Какие из них наиболее значимы и как профсоюзам выстраивать новую стратегию? В этом вместе со специалистами разбиралась “Солидарность”.
Бессмертные слова Виктора Черномырдина - “никогда такого не было, и вот опять” - точно описывают сегодняшние российские реалии. Страна и общество вновь в... уникальной ситуации. Пути развития, казавшиеся магистральными, превратились в нехоженые тропы, а надежные партнеры и союзники оказались не то чтобы партнерами и не так чтобы союзниками.
При этом проблемы, которые российское общество и экономика копили даже не годами, а десятилетиями, в одночасье оказались законсервированными. Но ни они, ни их причины никуда не делись. Например, рекордно низкая безработица сегодня во многом связана с геополитической обстановкой и военными действиями, но что с ней будет при изменении политической конъюнктуры?
Или - у экономики рекордная потребность в квалифицированных рабочих кадрах, но как ее удовлетворить, если в течение десятков лет престиж рабочих профессий и человека труда уничтожался, а идеалом был “успешный бизнесмен” и “эффективный менеджер”?
Эти примеры - лишь частные проявления куда более масштабных тенденций, влияющих сегодня на российскую экономику и общество. Условно их можно разделить на общемировые (действующие в том числе на мировую экономику) и локальные - то есть специфичные для России.
Так, по мнению заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России Александра Шершукова, значительную роль в формировании трудовых и социальных отношений будет играть “уровень военной напряженности”:
- Сейчас сложно говорить о продолжительности конфликта, в который втянута Россия. Но даже когда он закончится, определенная напряженность на этих территориях какое-то время будет присутствовать. Обязательно повлияет на значимые статьи бюджета и разгорающийся конфликт на Ближнем Востоке. За счет этой напряженности бюджет становится более военно-ориентированным, большие вливания происходят в сектор оборонно-промышленного комплекса. Следовательно, растет потребность в кадрах в сфере военно-промышленного комплекса и связанных отраслях.
При этом, напоминает Шершуков, количество трудовых ресурсов в нашей стране ограниченно. Как следствие, не последнюю роль играет демографический фактор. О его возрастающей роли говорит старший научный сотрудник лаборатории исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы Виктор Ляшок:
- Продолжается старение населения, снижается численность населения в возрасте 30 - 39 лет. Это будет ограничивать возможности для дальнейшего экономического роста, - считает эксперт и обращает внимание на последствия этой общемировой тенденции для нашей страны: - Рынок труда в России все в большей степени становится рынком работников. Российский работник становится все более ценным ресурсом для работодателя. Можно ожидать, что политика компаний станет больше ориентироваться на нужды работников, что приведет к естественному усилению роли профсоюзов.
Отмечает Виктор Ляшок и еще одно немаловажное следствие “тренда на старение”:
- В условиях роста дефицита работников работодатели будут вынуждены прибегать к наращиванию интенсивности занятости.
Александр Шершуков тоже считает “демографический тренд” одним из определяющих. По его мнению, это вызовет реакцию государственных структур как в виде программ, стимулирующих повышение рождаемости и формирующих негативное отношение к абортам, так и в виде ограничительных мер - например, по сдерживанию абортов. Кстати, предложения исключить процедуру аборта из медицинских страховых полисов уже звучат.
В свою очередь, руководитель экспертного центра “Деловой России” по трудовым отношениям и охране труда, партнер группы компаний SRG Виталий Федин отмечает специфику кадрового дефицита:
- Это, в общем-то, не дефицит в классическом его понимании, а скорее недостаток в уровне квалификации персонала и неотлаженность производственных процессов в компаниях.
Федин указывает на еще один глобальный тренд, который серьезно повлияет на российское общество и экономику в среднесрочной перспективе, - это цифровизация и изменяющиеся в связи с нею модели управления и распределения кадров.
- Крупные агломерации будут оттягивать рабочую силу из моногородов, небольших населенных пунктов, сельской местности. Дифференциация в уровне зарплаты будет увеличиваться и может достигнуть критических значений. Наиболее успешные компании, в том числе с участием государства или реализующие крупные проекты за бюджетные средства, будут “вымывать” персонал из менее успешных, - рассказывает эксперт.
Схожую тенденцию отмечает специалист аппарата профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Ольга Корчагина:
- На предприятиях автомобилестроения, в тракторном и в сельскохозяйственном машиностроении России, на предприятиях, которые производят компоненты, ощущается дефицит молодых специалистов, их практическая неподготовленность при первичном трудоустройстве после получения образования. Эта проблема действительно критична, как и вопросы закрепляемости, текучести кадров.
Александр Шершуков в дополнение к этому приводит ряд особенностей российского варианта цифровизации:
- Очевидно, что в долгосрочной перспективе продолжится рост платформенной занятости и оформления самозанятых.
Кроме того, говорит зампред ФНПР, “уже сейчас этот процесс вызывает некоторые опасения со стороны правительства. Оно понимает, что люди, оформленные как самозанятые, по сути дела экономят не только на выплатах в социальные фонды, но и на налоговых отчислениях”.
По мнению Шершукова, это коснется налоговых выплат и финансовой сферы в целом. В частности, повлечет постепенное повышение налоговых ставок для самозанятых и усиление контроля за этой категорией граждан.
Надо быть готовыми к тому, что вследствие цифровизации увеличится “прозрачность” других сторон жизни гражданина. А усиление контроля будет сопровождаться бюрократизацией взаимоотношений человека и государства.
Совокупность долгосрочных факторов, о которых говорят эксперты, уже сейчас подталкивает крупные организации и компании к корректировке стратегий развития.
Например, поясняет Виталий Федин, “перед российским бизнесом стоит серьезная задача по трансформации классической модели управления персоналом в модель, которую мы можем условно назвать моделью социальной устойчивости”:
- В такой модели ценности для работника (сохранение жизни и здоровья, поведенческая безопасность, качество рабочих мест, качество жизни) интегрируются с ценностями для компании (повышение эффективности производственных процессов, обеспечение непрерывности производства, имидж компании), - поясняет эксперт.
Грамотная работа с сотрудниками становится в новых условиях стратегически значимой задачей - об этом говорит и секретарь ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ Тамара Гончарова:
- Наш профсоюз постоянно работает с вопросами низкой социальной защищенности медиков, с проблемой низкой оплаты труда - но все это продолжает существовать. Поэтому имеющиеся профессиональные кадры уходят как раз в самом трудоспособном возрасте. Для медицинской отрасли наиболее актуальная проблема - удержать имеющихся работников.
Для профсоюзов же стратегически важными становятся долгосрочные действия, направленные на консолидацию профсоюзных ресурсов.
- Необходимо совершенствовать внутреннюю структуру профсоюзов, осовременивать инструменты, которыми они пользуются, развивать внутренние управленческие механизмы, которые делают более эффективной мобилизацию ресурсов, - говорит Александр Шершуков.
Все это необходимо, уверен зампред ФНПР, чтобы профсоюзы могли реализовывать по-настоящему масштабные проекты: массовые кампании по вовлечению людей в профсоюз, аккумуляцию средств, чтобы формировать кадровый резерв профсоюзов, а также анализировать накопленные массивы данных, выявляя наиболее эффективные практики.
- Мы сейчас в начале процесса цифровизации внутри профсоюзов, и это направление необходимо развивать, - говорит Шершуков.
С ним согласен и эксперт “Деловой России”.
- Задача профсоюзов - активное участие в цифровизации. Если бизнес “идет в цифру”, значит, и профсоюзы должны идти в том же направлении, - считает Виталий Федин. - В противном случае корпоративные IT-системы станут полем, на котором будет только один игрок - работодатель. Существенная часть работодателей, конечно, понимает уровень своей социальной ответственности и необходимость учитывать интересы работников.
По его мнению, “представляется вполне обоснованным подход проактивного [упреждающего] участия профсоюзов в таких проектах. Возможно даже инициирование такой работы в компании с подачи профсоюзных организаций”.
Обобщая мнения и рекомендации экспертов, можно отметить, что профсоюзам нужен комплексный аналитический подход к разработке своих программ и действий. Профсоюзам важно расширять свой инструментарий, использовать все более современные методы работы. И при этом сохранять свои основные задачи: защищать права работников, создавать условия для достойного труда.
Необходим глубокий профсоюзный анализ тенденций и вопросов, которые сегодня могут казаться абстрактными, но уже завтра будут прямо влиять на условия труда и трудовые отношения - как это произошло с платформенной занятостью и развитием искусственного интеллекта.
Подытоживая словами Ольги Корчагиной - всплывают все ключевые направления профсоюзной работы, поэтому профсоюз должен быть в центре событий!
Нестабильная геополитическая ситуация. Военный конфликт на Украине. Обострение конфликтов на Ближнем Востоке, их переход в “горячую” фазу (палестино-израильский конфликт, события в Сирии), нарастающая напряженность на Африканском континенте. В целом, по данным портала statista.com, в 2023 году в мире зафиксирован 61 активный военный конфликт.
Демографическая ситуация - человечество стареет. По данным Исследовательского института оценки здравоохранения США (IHME), меньше чем через десять лет количество стран, в которых суммарный коэффициент рождаемости (СКР) сохранится хотя бы на уровне простого воспроизводства населения, сократится до нескольких десятков. Причем большинство таких стран находится на Африканском континенте. Ближайшими к России странами с СКР 2,1+ (то есть выше уровня простого воспроизводства населения) останутся Казахстан и Таджикистан.
Цифровизация начинает все активнее касаться самых разных сторон жизни человека. Например: в Китае установлено больше 20 млн камер слежения; в Москве, по сообщению мэра Сергея Собянина, качество распознавания лиц и автомобилей близко к 100%; по данным компании We Are Social, человек проводит в онлайне в среднем больше 7 часов в сутки, то есть почти целый рабочий день. По уровню цифровизации госуправления Россия входит в топ-10 стран (данные Всемирного банка - GovTech Maturity Index 2022), в котором оцениваются, в числе прочего, уровень развития основных госсистем и госуслуг, доступность электронных сервисов для граждан; развитие государственных институтов цифровизации, инновационная политика, стратегии и законы; уровень вовлеченности граждан, открытость правительства и обратная связь. Общий рейтинг России - 0,897 балла (из единицы).
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно