Фото: Steve Jurvetson / wikipedia.org
Илон Маск уверенно держится на вершине списков самых богатых людей мира: конкурентов у него всего двое, да и на таком поприще их не может быть много. Он не жалует организации рабочих, и его компания Tesla уволила три десятка рабочих в тот же день, когда они заявили о намерении создать профсоюз. “Солидарность” разбиралась в истории взаимоотношений Tesla и профсоюзов, а также в том, насколько гуманным вырисовывается “зеленый переход” на электромобили.
Сотрудники завода Tesla в городе Буффало, штат Нью-Йорк, направили 14 февраля электронное письмо генеральному директору компании Илону Маску. Они уведомили его о намерении объединиться в профсоюз, для того чтобы продвигать свои интересы, прежде всего по вопросам заработной платы, гарантий занятости и снижения производственной нагрузки, наносящей вред их здоровью. Доходит до того, что Tesla отслеживает нажатия клавиш, чтобы видеть, сколько времени сотрудники тратят на выполнение задачи и сколько времени они активно работают. Некоторые, чтобы не потерять рабочее место под таким гнетом, даже отказываются от походов в уборную.
Именно отношение к работникам как к роботам и возмущает больше всего оргкомитет профсоюза. Цифровизация всего, в том числе производственных процессов, пошла по пути, которого опасались разве что гуманистически настроенные философы: не роботы заменили человека, а людей превратили в роботов, отслеживая каждый шаг, каждое действие. Ровно в том же регулярно обвиняется гигант интернет-торговли Amazon, который отслеживает перемещения работников своих складов или водителей и курьеров службы доставки. Последние тоже вынуждены отказываться от уборной, чтобы не злить работодателя.
На завод в Буффало ранее уже пытались зайти крупные профсоюзы, такие как Объединенные сталелитейщики (USW) и Международное братство работников электрической промышленности (IBEW). Но в обоих случаях дело не дошло до голосования для подачи петиции в Национальный совет по трудовым отношениям.
В этот раз рабочие Tesla, создающие профсоюз “Объединенные работники Tesla” (TWU), союзничают с организацией “Объединенные рабочие” (Workers United), которая входит в состав Международного союза работников сферы обслуживания (SEIU).
В тот же день, 14 февраля, больше 30 рабочих завода в Буффало были уволены. На официальном сайте Tesla и в аккаунте компании в “Твиттере” обвинения в увольнении из мести названы ложными. Компания заявила, что это была часть рутинных процедур обзора производительности. Списки на увольнение, как утверждается, были сформированы еще в декабре прошлого года и переданы менеджерам. Подтверждений этим словам нет.
В свою очередь рабочие оказались не чужды одной из центральных повесток последних лет - переходу на устойчивую энергетику. По их убеждению, право голоса на рабочем месте только ускорит “зеленый переход”.
Но у “зеленого перехода” есть своя темная сторона - по крайней мере в том, что касается производства электромобилей. Индустрия требует вложения колоссальных средств в развитие всей инфраструктуры вокруг электрических авто - от производства аккумуляторов до развития сети зарядных станций. И все эти рабочие места должны быть безопасными, законными, достойно оплачиваемыми. Но уже на самой первой стадии производства гуманизм улетучивается из схемы.
Исследование, проведенное совместно Нью-Йоркским университетом и Женевским центром бизнеса и прав человека, показало, что производители электромобилей не слишком заботятся о том, откуда берется кобальт для аккумуляторов.
Дело в том, что кобальт добывается почти исключительно в Конго - этой африканской стране принадлежит около 80% мировых его запасов. Источник от 15 до 30% кобальта, добытого в Конго, - мелкие кустарные рудники, работниками которых часто являются дети. Tesla и ее конкуренты утверждают, что не используют кобальт, добытый таким образом. Однако отследить истинное происхождение партии кобальта практически невозможно.
Компании, которые используют этот переходный металл для производства аккумуляторных батарей, покупают его у крупных предприятий, часто находящихся под прямым или косвенным управлением таких гигантов, как Glencore (один из крупнейших поставщиков сырьевых товаров и редкоземельных металлов). А кустарно добытый кобальт продается таким крупным предприятиям. То есть по цене ниже себестоимости промышленной добычи. Таким образом кобальт, добытый с использованием детского труда, вмешивается в цепочку поставок, и как минимум 10% кобальта на мировом рынке (в электронике, автомобилях, аккумуляторах) - это кобальт, вручную добытый детьми в Конго с риском для здоровья и жизни.
В стране весьма слабы институты гражданского права, государство бедно, а в такой ситуации часто происходит смещение шкалы ценностей. Дать ребенку возможность трудиться воспринимается как благодеяние - это значит дать возможность выжить. Даром что это путь в никуда, только воспроизводящий и умножающий бедность, - здесь и сейчас это краюха хлеба.
В то же время компания Tesla на днях преодолела очередной рубеж - стала крупнейшим в США поставщиком люксовых автомобилей, обогнав немецкий концерн BMW.
Tesla и профсоюзы: краткий обзор истории взаимоотношений
В 2016 году сотрудник Tesla Хосе Моран обратился за помощью к Объединенному профсоюзу работников автомобильной промышленности (UAW), чтобы организация помогла ему провести кампанию “Справедливое будущее в Tesla”. Профсоюз, имеющий свои представительства почти во всех крупных автомобилестроительных компаниях, был заинтересован в том, чтобы распространить свое влияние и на Tesla - к тому времени это была единственная фирма такого масштаба, в которой вообще не было организации рабочих (впрочем, положение дел остается таковым и по сей день).
В феврале 2017 года кампания стартовала. Моран и его единомышленники предъявили несколько претензий к Tesla: долгий рабочий день, высокий уровень производственного травматизма, низкая заработная плата.
В октябре 2017 года с завода во Фримонте (штат Калифорния), где Моран и развернул свою деятельность, был уволен Ричард Ортиз. Позже, в марте 2021 года, Национальный совет по трудовым отношениям признал незаконным увольнение работника. А также запись Илона Маска в “Твиттере” следующего содержания: “Зачем платить профсоюзы взносы и жертвовать опционами ради ничего?” (Опцион - право выкупить ценные бумаги; в данном случае Tesla - на заранее оговоренных условиях, как правило, выгоднее рыночной стоимости.)
Работнику Tesla задолжала зарплату за весь период незаконного увольнения, а свой твит Маск должен был удалить.
Позже стало известно, что Tesla платила компании, занимающейся связями с общественностью, за мониторинг объединений рабочих в соцсетях и предоставление регулярных отчетов об обсуждениях. По мнению работников компании, Tesla и сейчас продолжает следить за ними в Сети.
В Германии компания владеет несколькими заводами, и рабочие там тоже не имеют профсоюза. Во-первых, это в целом ослабляет переговорные позиции профсоюза IG Metall, который объединяет работников автопрома в Германии. Во-вторых, это позволяло Tesla держать зарплаты на своих заводах на 25 - 30% ниже, чем в колдоговорах у коллег, объединенных в профсоюз. Позже коллектив завода Tesla Grohman и представители компании пришли к соглашению (так официально и не ратифицированному компанией), что зарплаты будут установлены на уровне колдоговоров в отрасли.
Не имея собственного представительства у работодателя, трудящиеся Tesla звонили в IG Metall и говорили, что руководство компании заставляет их работать дольше, уменьшает время на перерывы и сокращает период отдыха между сменами. В 2023 году IG Metall получил достаточное количество таких обращений, чтобы призвать к расследованию в отношении компании.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно