В истории российских профсоюзов зубатовщина остается одной из самых спорных тем. Попытка создания легального рабочего движения под покровительством и надзором полиции в итоге пала под лавиной революций. Но что это было — коварный маневр по внесению раскола в растущее рабочее движение? Или безуспешная попытка построить гражданское общество «сверху»? Еще более противоречива фигура автора этой идеи, деятеля охранки Сергея Зубатова. Юноша-нигилист, ставший полицейским провокатором, жандарм, служивший не за чины, а за любовь к своему делу и сменивший радикальные одежды на монархический идеализм... Более загадочного человека не найти в истории ни царской охранки, ни отечественного профсоюзного движения.
Сергей Зубатов родился в обер-офицерской семье в 1864 году, в разгар Великих реформ. Его отец, выйдя в отставку, служил управляющим доходного дома Малютина на Тверском бульваре в Москве.
Будущего полицейского шефа отдают в 5-ю московскую гимназию, из стен которой позже выйдут философ Иван Ильин и поэт Владимир Маяковский. Между занятиями юный гимназист Зубатов, однако, не остался в стороне от духа времени, когда на волне общественного подъема организации и кружки разной степени радикальности множились на глазах. Он увлекается нигилизмом, читает Писарева, носит вызывающую красную рубаху — и постепенно сводит знакомство с революционерами-народниками.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно