Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Минфин 25 мая презентовал в Госдуме “новый инвестиционный продукт” - программу долгосрочных сбережений. Инвестировать в нее гражданам предлагается, в том числе, из маткапитала и страховой части пенсии, которая от этого по факту станет меньше. Станет ли больше накопительная, вопрос: управлять деньгами, по идее, будут все те же негосударственные пенсионные фонды.
- Вашему вниманию предлагается законопроект. Вводится новый инвестиционный продукт, который мы назвали “Программа долгосрочных сбережений”. И данный продукт обладает рядом уникальных характеристик, - замминистра финансов Алексей Моисеев был похож на коммивояжера в самом лучшем смысле. 25 мая он представлял в Госдуме новую инициативу своего ведомства.
Первая “уникальная характеристика” - повышенный до 2,8 млн рублей потолок госгарантии по вкладам. “В других продуктах” он составляет 1,4 млн рублей, это правда. Но звучит так, будто все прежние предложения государства играли на понижение гарантий гражданам.
Вторая особенность - государственное софинансирование вкладов. Первые три года правительство обязуется удваивать вклад на накопительном счету гражданина (в рамках обсуждаемой программы). Это в случае среднемесячного дохода до 80 тысяч рублей в месяц. До 150 тысяч - добавят половину суммы, а выше - только четверть. Но обязуются утраивать взносы гражданам “с невысоким доходом”. Правда, не больше 36 тысяч рублей в год.
Интересно, что гражданами с невысоким доходом у нас считаются люди, получающие меньше прожиточного минимума. Что же именно они, по представлениям Минфина, будут откладывать на этот самый накопительный счет? Там бы, грубо говоря, на мясо для борща отложить, и чтоб его ждать не три года, а до получки.
- Предполагается, что граждане должны накапливать в течение 15 лет, - поясняет Моисеев. - И если они будут выдерживать срок, то будут освобождаться от НДФЛ в объеме, не превышающем 400 тысяч рублей налогооблагаемой базы. Данные поправки будут идти отдельным законопроектом, который сейчас готовится правительством. Да, в данном законопроекте, конечно, про это не написано.
Освобождения от налогов захотел бы и самый принципиальный государственник. Но в ход идут обещания, которых нет даже на бумаге: насколько же отчаянно правительство заинтересовано в продвижении “продукта”? И не превысят ли предполагаемые долгосрочные инвестиции объем выплат по НДФЛ, от которого будут освобождены “инвесторы”?
- Гражданин сможет перевести на данный проект свои накопления в государственном ПФ или в негосударственных пенсионных фондах, сформированные в рамках программы обязательного пенсионного страхования. Исключительно добровольно, по своему желанию, через волеизъявление, через портал “Госуслуг”, - убеждал Алексей Моисеев.
Наконец замминистра напомнил, что правительство каждый год замораживает пенсионные накопления (6% от тарифа). Депутаты поручали правительству “отменить норму, чтобы не замораживать каждый год”. А “данный законопроект это поручение исполняет”. Хотя депутаты говорили об отмене обязательной накопительной части пенсии и переходе на добровольный порядок ее формирования. (О том же говорили и в профсоюзах.) А не о том, чтобы и так изъятые из общих отчислений деньги перекинуть неизвестно куда. Но кому теперь какое в правительстве до этого дело…
Вопросы к законопроекту возникли не только у “Солидарности”, но, что более важно, у депутатов Госдумы.
- Опыт последних десятилетий показывает, что все создаваемые государственные, негосударственные фонды делают богатыми и счастливыми, как правило, только их владельцев и управляющих, - уверена Ольга Алимова из КПРФ. - Снова законопроект, “представляющий собой простой и интересный финансовый продукт для граждан”, наделяет [фонды] полномочиями по сбору денег. Вот такая, знаете, “МММ”, закон, который делает законным отъем денег.
Но эта часть вопроса была риторической и осталась без ответа. (Другая часть касалась дифференциации средних доходов, о чем сказано выше: нельзя ли пересмотреть цифры? Конечно, можно.)
- Смотрите - 2,8 миллиона. Если [гражданин] выйдет на пенсию, он 10 лет будет получать ежемесячно минимум 23 тысячи, с учетом инвестиционного дохода, может, 30. Вряд ли люди захотят накопить такую сумму для выхода на пенсию. Было бы интересно 50, 100 тысяч, да? - прикидывал Федот Тумусов из “Справедливой России - за правду”. - Как вы смотрите на то, чтобы увеличить сумму до 5, 10 миллионов? Тогда появился бы стимул - вот мои деньги сохраняются, и я гарантированно получу пенсию от 50 до 100 тысяч.
Как следовало из ответа замминистра финансов, практика покажет, стоит ли увеличивать лимит страхования вкладов. Но Алексей Моисеев добавил кое-что и “от себя”:
- Конечно, накопить 5 - 10 миллионов мало кто сможет, давайте прямо скажем, - сказал прямо чиновник. - Поэтому здесь эта программа рассчитана именно на людей, которые зарабатывают какой-то средний уровень зарплаты, не богачи. Богачей мы стимулировать не планируем, они сами разберутся. Это именно для вот людей, обычных людей, которые работают на заводах, водителями и где угодно, то есть это более-менее соответствует тем уровням доходов, которые у них сейчас есть. Но если мы увидим, что надо повысить лимит, будем предлагать повысить.
Иными словами, Минфин в ближайшие лет 10 не рассчитывает на существенный рост доходов россиян. По крайней мере тех, которые сами не разберутся. Которым не до разборок. Глава комитета ГД по труду Ярослав Нилов (ЛДПР) еще раз напомнил, что “речь идет о добровольном формировании себе будущих возможностей”. И ведь он прав: принудительного формирования возможностей с нас, пожалуй, хватит.
- Накопительная пенсия много лет уже заморожена. И это говорит о том, что у нас пенсионная система барахлит. Ошибкой было введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного страхования, - в который раз отметил Нилов. - Речь о том, что больше замораживать ничего не будут, формироваться накопительная пенсия не будет, а предоставляется возможность добровольно формировать себе возможности получения прибавки к пенсии, - так интерпретировал законопроект депутат.
Зам Нилова по комитету Николай Коломейцев (КПРФ) обратил внимание на то, что это уже “шестая пенсионная реформа”, и что “именно это и порождает недоверие” к законопроекту:
- Вы обратите внимание, закон о пенсиях разрабатывает теперь Минфин, а не Минтруд. Понимаете? Минфину нечем заниматься. Но почему Минфин? Потому что Алексей Владимирович [Моисеев] через этот закон пытается еще три инструмента финансовой политики ввести в жизнь. Хорошая идея, но… хорошую идею надо было [проводить только] через государственный ПФ.
Член комитета по труду Андрей Кузнецов тоже был конкретным: “Государство само складывает деньги не туда, куда просит сейчас граждан сложить”, и занимается вопросом именно Минфин, “потому что деньги нужны экономике”. Нет, по мнению депутата, цель “благородная, хорошая цель”, но инструмент ее достижения - “это снова заплатка к старому драному платью”.
По терминологии Кузнецова, заплатку пришили первым стежком, то есть приняли в первом чтении 25 мая. Поправки принимаются до 7 июня включительно.
Давид Кришталь, зампред ФНПР:
- Есть три основных момента: система должна быть добровольной, строиться на основе софинансирования, и нужно определиться со средствами застрахованных. Они должны сами ими распоряжаться: передать ли из накопительной системы в обязательную или во вновь создаваемую систему. Мы также указывали на то, что Социальный фонд России нужно сохранить в числе организаций, которые будут реализовывать новый проект. Участие СФР могло бы существенно упростить передачу средств из одной системы в другую. И это облегчило бы возврат человека в пенсионную систему (а новый проект не является ее частью), но пока в законопроекте такой возможности не предусмотрено вовсе. Кроме того, у нас 70% работников, занятых в формальном секторе, имеют доходы в дельте от МРОТ до средней зарплаты. Учитывая малый объем государственного софинансирования, система будет малоинтересна для этих людей.
Законопроект включает в себя изменения более двадцати законодательных актов - такой документ простому человеку читать, конечно, трудно. Поэтому целесообразно рекомендовать работникам консультироваться с профсоюзными организациями о возможных последствиях участия в новой системе накоплений. А самим профсоюзным организациям нужно, соответственно, готовиться к тому, чтобы людям все это грамотно разъяснять.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно