Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Работник 25 лет трудился во вредных и опасных условиях и получил профессиональное заболевание. И лишь через девять лет он узнал, что имеет право на компенсацию от работодателя за полученное заболевание. Профсоюзы помогли ему обратиться в суд, и там признали его право на получение 600 тысяч рублей компенсации. Затем работник обратился еще с одним иском и попытался получить компенсацию морального вреда уже за то, что работодатель не разъяснил ему его прав, хотя закон обязывает это делать. Но суды отказали ему в удовлетворении этого иска.
В 1986 году работник устроился на Новокузнецкий алюминиевый завод, в железнодорожный цех - помощником составителя поездов. А затем стал литейщиком цветных металлов, то есть работал во вредных условиях в течение 25 лет. Уволился в 2014 году, и тогда же у него диагностировали профзаболевание. И только через девять лет он решил обратиться за помощью к профсоюзу, в Кемеровский обком ГМПР. Главный правовой инспектор обкома Анатолий Белинин помог ему составить иск к бывшему работодателю, АО “РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод”.
Такое запоздалое обращение произошло потому, что в нарушение требования закона работодатель (страхователь) не выполнил свою обязанность разъяснить истцу его право на возмещение вреда за профессиональное заболевание и не ознакомил с коллективным договором, где также предусмотрена компенсация за профзаболевание.
Суд прислушался к аргументам профсоюза, и Кузнецкий районный суд в ноябре 2023 года взыскал с работодателя компенсацию морального вреда в размере 600 тысяч рублей. Однако добровольно ни в день вынесения решения суда, ни в день вступления решения суда в законную силу, ни позднее ответчик компенсацию не выплатил. Денежные средства были принудительно взысканы лишь 25 марта 2024 года - только после предъявления банку исполнительного листа.
Тогда литейщик снова обратился за помощью к профсоюзным юристам и подал новый иск. Истец запросил компенсацию морального вреда в сумме 100 тысяч рублей - за причинение нравственных страданий (невыполнение ответчиком-страхователем обязанности разъяснить работнику его право на возмещение вреда), а также денежную компенсацию в сумме 21 760 рублей (за задержку с 20.02.2024 по 25.03.2024 выплаты присужденного денежного возмещения вреда здоровью).
Кузнецкий районный суд в сентябре 2024 года отказал в этих требованиях в полном объеме. Апелляционная инстанция тоже отказала. А вот кассационный суд счел, что суды предыдущих инстанций допустили нарушения, и работник имеет право на применение компенсационного механизма, предусмотренного ст. 236 Трудового кодекса РФ, то есть имеет право получить компенсацию уже за задержку выплаты компенсации морального вреда.
Относительно же компенсации морального вреда за невыполнение работодателем обязанности по разъяснению прав работнику суд пришел к выводу, что сведениями из трудового договора от 30.07.2014 доводы истца о неознакомлении его с колдоговором опровергаются. Как пояснил суд, из содержания трудового договора следует, что работник, подписав договор, “подтверждает свое ознакомление с локальными актами, действующими в ОАО “РУСАЛ Новокузнецк” и непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника на данном предприятии”, а таковым актом, в том числе, является колдоговор.
Судебные решения были частично отменены и возвращены в суд первой инстанции.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно