Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
В повестке Госдумы под конец весенней сессии проблемы ветеранов причудливым образом переплелись с пособиями по беременности, а материнский капитал - с мошенничеством вокруг аварийного жилья. “Солидарность” пытается вместе с депутатами разобраться, что к чему и в каком порядке прикладывать, чтобы распутать.
Госдума 24 июля приняла полезный, скорее всего, но несколько странный закон. Бывает, оказывается, и такое. Изначально он назывался “О внесении изменений в статью 5 Федерального закона “Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения” жителей четырех новых регионов России - ЛДНР, Херсонщины, Запорожья. И речь в нем шла (и идет до сих пор) о том, что стаж, полученный гражданином на военной и приравненной к ней службе еще в “украинское” время, идет в зачет для начисления пенсии в российских силовых структурах. В карточке законопроекта на официальном думском портале до сих пор содержится пояснительная записка, в которой говорится ровно об этом. Коротко, ясно, справедливо.
Однако к третьему чтению инициатива обросла довесками, которые сами по себе вроде тоже хороши, но очень уж странно смотрятся именно здесь. Собственно, и закон теперь называется максимально расплывчато: “О внесении изменений в отдельные законодательные акты”. Правда, в скобках поясняется: “о совершенствовании мер социальной поддержки семей, имеющих детей, и пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан”. Меры поддержки теперь занимают львиную долю закона.
Например, речь идет о пособиях женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности. Или об установлении надбавки к пенсии в размере 1,2 тыс. рублей в месяц инвалидам I группы (за исключением инвалидов с детства) либо лицам, достигшим 80 лет. Кстати, с последующей индексацией. Под действие закона теперь подпадает даже регулирование распоряжения остатками маткапитала: если остаток не больше 10 тыс. рублей, то их можно получить на руки в виде единовременной денежной выплаты.
Повторимся, все это очень даже неплохо, но больно странно: где исчисление стажа отдельной категории военных, и где - остатки материнского капитала и пособия по беременности? Такое ощущение, будто изначальную норму нарочно как бы спрятали в остальных. Хотя, казалось бы, чего стесняться:
- Законопроект поможет миллионам россиян упростить порядок получения социальных гарантий и льгот, в том числе семьям с детьми, инвалидам, новым гражданам ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей, - пояснила коллегам член комитета Госдумы по труду Светлана Бессараб (“ЕР”).
Глава комитета по вопросам семьи, коммунистка Нина Останина не могла скрыть своей радости, да и не собиралась:
- Замечательно, что мы в завершение все-таки весенней сессии принимаем такой важный социальный закон. А после вчерашнего тотального голосования (во втором чтении 23 июля. - П.О.) и поддержки поправок он вообще заиграл другими красками: здесь и пособия, здесь и выплаты, здесь еще и остатки маткапитала…
Тут поясним для непричастных к радостям “материнских капиталистов”. Остаток в какие-то несчастные 10 тыс. рублей может показаться несущественным, но всего на соответствующих счетах россиян таких “обрезков” после целевых трат на жилье, обучение и тому подобное скопилось почти 5 млрд рублей. И ждут эти миллиарды 748 тыс.держателей сертификатов. (Светлана Бессараб позже привела другие цифры: 730 тыс. семей с остатками ниже 10 тыс. рублей и 1,5 млрд рублей на таких счетах в совокупности.) Так что дело серьезное. К тому же, утверждает Останина, в реальности остатки на счетах могут составлять и по 25 тыс. рублей, хотя выдавать решили максимум по 10 тыс.
В общем, если резюмировать, то метаморфоза с законом о пенсиях силовиков вышла странная, но приятная.
Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) ветеранам боевых действий из числа военнослужащих и “лиц, принимавших участие в специальной военной операции” будет теперь начисляться в беззаявительном порядке. Соответствующий закон Госдума приняла 23 июля. И речь здесь не об очередном витке какой-нибудь цифровизации или, как любят говорить в Минтруде, проактивности, семимильно шагающих по стране. Речь об устранении правовой коллизии и о приведении законодательства, так сказать, в чувство. То есть в соответствие реалиям.
Что мы имеем? Указанные выше категории граждан имеют статус ветеранов боевых действий. И после получения соответствующего удостоверения они имеют право на ЕДВ - так говорится в законе “О ветеранах” еще от 1995 года. А есть еще такой документ как “Порядок осуществления ЕДВ”, утвержденный приказом Минтруда в 2015 году. Нет, эти документы друг другу не противоречат, но в последнем говорится, что выплата ветеранам устанавливается со дня обращения за ней. В то время как множество имеющих право на ЕДВ сейчас участвуют в военной спецоперации - им, извините, некогда сходить в отделение Социального фонда. Да и просто заявление направить часто проблематично. У кого обед по расписанию, а у кого…
Причем что интересно: ведь эта проблема уже была устранена раньше. Но настолько временно, что просто диву даешься. В пояснительной записке авторы ссылаются на постановление правительства от 20 сентября 2023 года № 1534, которое уже вводило беззаявительный порядок установления ЕДВ. Однако… “срок действия указанных норм истек 1 января 2024 года”. Согласитесь, странно - издавать в конце сентября постановление, чтобы оно стало недействительным уже в январе. Так что группа сенаторов и депутатов решила сделать ход конем и внести нужные изменения сразу в федеральный закон “О ветеранах” - так оно надежней будет.
А кроме того, данный закон несколько перекликается с описанным нами выше. В той части, где отдельно говорится о прежде служивших в украинских частях военнослужащих ЛДНР, Херсонской и Запорожской областей. Специально оговаривается условие, при котором они могут получить статус ветерана:
- Статус ветеранов военной службы будет присваиваться указанным лицам при условии, что они не принимали участия в боевых действиях в составе вооруженных сил и воинских формирований Украины, не совершали противоправных действий против Российской Федерации и ее населения, а также против жителей указанных республик и областей, - уточнила зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Елена Цунаева. - Факт соблюдения данного требования будет подтверждаться межведомственными комиссиями, которые уже созданы в указанных территориях.
И напоследок вернемся к маткапиталу (он же МСК - материнский (семейный) капитал). 25 июля Госдума приняла в первом чтении закон, призванный оградить держателей сертификатов от покупки на эти средства некачественного жилья. Вообще, тратит маткапитал на улучшение жилищных условий почти 70% россиян. И, отмечают авторы законопроекта, увы, “имеется множество данных о правонарушениях в данной сфере и обналичивании средств МСК”.
Детально способы обойти закон в пояснительной записке не расписываются (зачем подсказывать), но упоминается “мошенническая схема покупки жилья, совершенно не приспособленного для проживания”. Надо полагать, речь идет о покупке сарая по цене трехкомнатной квартиры с последующим обналичиванием потраченной на это суммы продавцом за откат ему же. (Сам держатель сертификата обналичить его не может.) Непонятно, чем такая схема поможет детям, ради которых номинально в 2007 году программа маткапитала и стартовала, но чем черт не шутит: может, ушлые родители их и не любят вовсе?
Однако эмоции в сторону. Как же ряд парламентариев, внесших свой законопроект, собирается исправить положение? Если коротко, то “положением об обязательном наличии решения о признании жилого помещения пригодным для проживания”. То есть предлагается, по классике, “создать комиссию” и играть в “жилое - нежилое”. Здесь мы передаем не столько наш скепсис, сколько сомнения некоторых депутатов. На самом-то деле предлагается не создать новые комиссии, а добавить функцию к уже имеющимся, а к ним и так есть некоторые претензии:
- Я так понимаю, это комиссия по признанию домов аварийными, - так понял коммунист Алексей Куринный. - И порой именно эта комиссия годами не признает реально аварийные дома аварийными. А теперь у них вот такая двойственная функция: с одной стороны, они эти дома максимально [долго] не будут признавать аварийными и непригодными для проживания. А с другой стороны, у них не будет формального повода отказать [держателю сертификата МСК] и сказать, что дом нежилой.
И вопрос, надо признать, резонный: эксцессы действительно возможны. Но что, если данная инициатива, наоборот, возьмет да решит заодно проблему расселения аварийных домов? В данном случае закон такой: не примешь - не узнаешь.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно