Фото: gazprom-neft.com
В Совете Федерации обсуждается законодательная поддержка развития работы вахтовым методом. Правительство, бизнес, профсоюзы и чиновники из регионов Крайнего Севера направляют сенаторам свои предложения. Ясно одно: “постоянные” поселения на Севере невыгодны ни властям, ни работодателям в финансовом отношении. И вахтовые поселки могут со временем заменить их окончательно. Тем более что примерно треть жилья в этих местах и так уже в аварийном состоянии.
В “Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года” низкая доступность благоустроенного жилья вошла в число основных угроз национальной безопасности. С этого сообщения сенатор Юрий Важенин начал совещание экспертов по вопросу о “законодательном обеспечении развития вахтового метода организации труда для освоения труднодоступных территорий в Арктической зоне”.
Кажется, тон слишком серьезен: ну что нам представляется при слове “благоустроенность”? Ковер на стене, чтоб от нее не дуло, унитаз не шатается, занавески чистые. Ну, кошка от еды со стола нос не воротит. А тут - “национальная безопасность”... Однако речь идет об основных местах газо- и нефтедобычи, и стратегические для российского бюджета энергоносители добывают конкретные люди, которым на суровом Севере важно чувствовать себя комфортно. Другое дело, что благоустраивать власти собираются именно вахтовиков. А развивать уже (вернее, пока еще) существующие “классические” северные поселки - нет.
- Около 30% жилья Арктической зоны можно или даже нужно относить к ветхому и аварийному, - говорит Юрий Важенин. - Все мы понимаем, что освоение Арктики потребует громаднейших финансовых ресурсов, а посему оно должно быть разумным.
Под “оно” имеется в виду финансирование. Иными словами, власти не видят смысла содержать при нефтедобыче целые муниципальные образования с присущей им инфраструктурой и хотят обойтись “вахтовыми поселками”. Уместно вспомнить о нагрузке на бюджеты самих нефтегазовых предприятий, которые эту самую инфраструктуру зачастую создают и содержат. Так сказать, “непрофильные активы”...
- Можно вложить триллионы и отстроить города, выстроить всю инфраструктуру - детские сады, школы, культурные и спортивные центры. Но надо ли людям жить в таких суровых условиях? - рассуждает сенатор Важенин. - Много людей уже сейчас готовы уехать, но из-за отсутствия средств и жилья на Большой земле это им просто не по карману. И это при том, что на одного работающего на постоянном местожительстве и по вахте требуется соотношение [средств] примерно шесть к одному.
Таким образом, именно для экономии предлагается создавать вместо рабочих поселков “современные условия для труда и отдыха”. В свете сказанного выше ясно: дело идет к вымиранию “постоянных” поселений Крайнего Севера. Стоит, правда, оговориться: тот же Важенин подчеркнул, что вовсе не призывает к “повсеместному переходу на вахтовый метод”. Так, уже существующие города “со сложившейся инфраструктурой, традициями, культурой необходимо продолжить развивать”. Однако выстоит ли мнение одного отдельно взятого сенатора против существующих реалий “развития” - тот еще вопрос. А пока эксперты из правительства, парламента, бизнес-среды и профсоюзов прикидывают, что и как нужно изменить в законах для развития “вахты”.
Что будет меняться
Цель планируемых изменений в трудовом (и не только) законодательстве относительно вахтовой работы на Крайнем Севере - определить:
- что такое вахтовые поселки, их статус в административно-территориальном устройстве регионов;
- гарантии социально-бытового обеспечения персонала;
- возможность участия персонала в управлении поселком;
- допустимый период деятельности таких поселений;
- права и обязанности организаций-работодателей.
- Вахтовый метод работы охватывает, по данным Росстата за 2019 год, свыше 650 тысяч человек. Из них около половины - как раз работники в районах Арктики и Крайнего Севера, - поделилась статистикой Марина Маслова, директор департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда. И дала историческую справку: - В КЗоТ вахтовый метод работы не регулировался. Он регулировался постановлениями Госкомтруда, секретариата ВЦСПС и Минздрава. С принятием Трудового кодекса РФ нормы, которые касаются трудовых отношений, перешли в ТК.
Как пояснила чиновница, эти нормы предусматривают общие положения о работе вахтовым методом и некоторые ограничения (кому можно так работать, а кому нет), а также затрагивают вопросы, связанные с продолжительностью вахты, режимом рабочего времени, доплатами, надбавками, гарантиями и компенсациями. В общем, в Трудовом кодексе эти вопросы урегулированы. Но вопросы быта, медицинской помощи и другие инфраструктурные вопросы “как самостоятельный документ не урегулированы”. Скорее всего, предполагает Маслова, эти вопросы нашли отражение “в соответствующих отраслевых законодательствах”. Но “выявить их, обобщить, дополнить, систематизировать - это важная задача”.
Интересным получилось буквально двухминутное выступление коллеги Марины Масловой, замдиректора департамента условий и охраны труда Татьяны Жигастовой. Она, если еще короче, попросила собеседников при внесении конкретных письменных предложений не указывать законы и статьи, в которые предлагается внести изменения. Стало несколько непонятно: следует ли присутствующим предлагать что-то просто ради самого процесса, или же сама Жигастова изучит все инициативы и “раскидает” их по соответствующим статьям? Понял спикера, но не принял Юрий Важенин - потому что “уже подобрали, в какую главу и сколько вешать в граммах”.
Тут стоит заметить, что конкретных предложений по целям “реформы” (см. справку) практически не прозвучало: участники встречи уже направили их в Совет Федерации в письменной форме. Так что говорили в общих чертах. А исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности Александр Кобанов рассказал, например, о сотрудничестве своей организации с Нефтегазстройпрофсоюзом России. С главой профсоюза Александром Корчагиным Кобанов не так давно работал над новым отраслевым соглашением.
- И мы увидели, какое значительное несовершенство имеет сегодняшнее трудовое законодательство. Много того, что не отвечает жизни, - посетовал представитель бизнеса и стал пояснять собеседникам, что такое отраслевое соглашение и социальное партнерство.
Польза от заседания стала куда ощутимей. Но вот конкретных решений по вахтовой работе, кажется, придется подождать. И больше всех их будут ждать, наверное, жители постоянных поселений Крайнего Севера...
Александр Корчагин, председатель Нефтегазстройпрофсоюза России:
- Развитие и применение вахтового метода работы сегодня в немалой степени зависит от действующего законодательства, которое не в полной мере отвечает реалиям, существующим в стране. Мы до сих пор пользуемся законодательной базой Советского Союза. При этом она касается не только организации вахтовых поселков, но и многих вопросов трудового законодательства: режимов труда и отдыха, льгот и гарантий, в том числе зафиксированных в отраслевом соглашении, в коллективных договорах.
При этом мы не согласны с тем, что нужно полностью все отменить, а потом придумать новое. На наш взгляд, необходимо на базе советского законодательства внести в Трудовой кодекс обновленные нормы, которые отвечали бы настоящим потребностям экономической и социальной жизни. Нефтегазстройпрофсоюз всегда уделял повышенное внимание вопросам применения вахтового метода. Так, в Отраслевом соглашении на 2020 - 2022 годы появился новый раздел: гарантии и компенсации для лиц, работающих вахтовым методом. А в конце прошлого года работодатели, а за ними и правительство России согласились с предложением Нефтегазстройпрофсоюза о сокращении максимальной продолжительности вахты с шести до четырех месяцев в 2021 году. Эта норма вводилась в 2020 году как временная мера ради эпидемиологической безопасности.
Хотелось бы подчеркнуть, что все вопросы, поднимавшиеся на круглом столе в Совете Федерации, так или иначе затрагивают трудовые отношения, непосредственно касаются главной нашей ценности - человека труда. И мы убеждены, что обсуждение всех современных экономических норм и вопросов социального развития нашего государства возможно только с участием профсоюзной стороны. Ведь без учета человеческого фактора и требований работников освоение и развитие северных территорий, любых месторождений - невозможно.
Из рубрики “Парламентская хроника”
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно