Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Женщина работала в Мариуполе медсестрой УЗИ на одном и том же рабочем месте с 1994 по 2022 год. Но отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Донецкой Народной Республике отказалось включать эти периоды в ее страховой и специальный стаж - оформление документов не соответствовало российским стандартам. Однако суд указал, что в республике еще переходный период и для назначения пенсии нужно применять законодательство Украины.
Медсестра из Мариуполя в августе 2024 года обратилась в отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ДНР за назначением пенсии. Обращение она подготовила в соответствии со ст. 26 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”.
Но в назначении пенсии ей отказали: представители Фонда не зачли ей период работы с августа 1994 года по март 2022-го в должности медсестры УЗИ (ультразвуковой диагностики) в городской больнице № 2 МСЧ “Азовсталь”. Надо уточнить, что больница не раз переименовывалась и носила еще и такие названия: “Государственное коммунальное предприятие Городская больница № 2”, “Коммунальное учреждение г. Мариуполя городская больница № 2”, “Коммунальное учреждение охраны здоровья “Областная больница интенсивного лечения г. Мариуполя”, “Коммунальное некоммерческое предприятие “Областная больница интенсивного лечения г. Мариуполя”.
В обоснование своей позиции представители Фонда заявили, что период работы с 22.08.1994 по 31.12.2022 не учтен в спецстаже, “поскольку в дате принятия на работу имеется исправление”, а период работы с 01.01.2004 не учтен в страховой стаж, “поскольку индивидуальная ведомость о застрахованном лице (форма ОК-5) заявителем не предоставлена”. Собственно, Фонд зачел в стаж всего 2 года, хотя работала женщина с 1991 года.
Женщина не согласилась с решением ведомства: с ее точки зрения, она была права, потому что представила все имеющиеся документы. Трудовая книжка подтверждала, что с 1994 по 2022 год медсестра работала в городской больнице № 2 МСЧ “Азовсталь”. Это же подтверждали архивные справки, расчетные листы, удостоверения, свидетельства о прохождении квалификации и переподготовки, приказы по больнице. Поэтому она обратилась в суд за включением спорных периодов в стаж.
Суд указал Фонду, что сейчас на территории ДНР еще переходный период, значит, в республике применяется пенсионное законодательство Украины в части, не противоречащей Декларации о суверенитете и Конституции ДНР. Следовательно, при установлении права на пенсию надо было руководствоваться Законом Украины от 09.07.2003 № 1058-IV “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”. Закон говорит, что “право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом министров Украины, независимо от возраста”.
Кроме того, законодательство Украины (постановление кабмина от 12.08.1993 № 637) говорит, что если в трудовой книжке отсутствуют необходимые записи либо содержатся неправильные или неточные записи о периодах работы, то для подтверждения трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении и другие документы, содержащие сведения о периодах работы. В качестве доказательства годится даже профсоюзный билет (за то время, за которое есть отметки об уплате членских взносов).
В мае 2025 года Жовтневый районный суд г. Мариуполя встал на сторону работницы. Социальный фонд обязали: в общий страховой стаж и в специальный (льготный) стаж работы в сфере здравоохранения, дающий право для назначения пенсии по выслуге лет, включить спорные периоды. Решение подтвердили апелляционная и кассационная инстанции.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно