Фото предоставлено героиней материала
“Солидарность” открывает новую рубрику. В ней о своей профессии и о взаимоотношениях с молодыми коллегами будут рассказывать опытные наставники. Независимо от того, получили они это звание официально или нет, все эти люди продолжают оставаться опорой и источником профессиональных знаний для тех, кто только начинает свой трудовой путь. По рекомендации Александровской окружной организации Владимирского областного профсоюза работников народного образования и науки РФ мы поговорили с Еленой Ерошкиной (на фото) - учителем английского языка школы № 13 города Александрова.
- В 1979 году я закончила Владимирский педагогический государственный институт имени Лебедева-Полянского. Как обладательница красного диплома, я должна была уехать работать переводчиком в Египет, но в последний момент поездка сорвалась, и мне пришлось вернуться в родной Александров и пойти работать в местное профтехучилище на единственное тогда вакантное место по моей специальности. С началом перестройки, в 1990-х годах, в Александрове открылась частная школа с углубленным изучением английского языка. Я перешла туда и работала в этой школе, пока ее не закрыли. Уже после этого я оказалась в школе № 13 города Александрова, где работаю почти 30 лет с большой любовью к своему предмету.
- Чем вас привлек английский язык?
- Я сама заканчивала школу с углубленным изучением английского языка и, будучи ребенком с разносторонними интересами, долго не могла решить, куда пойти учиться дальше. Я долго занималась народными танцами - и балетмейстер хотел, чтобы я продолжала развиваться в них. Учитель математики убеждал выбрать техническое направление. Учитель литературы считал, что я должна пойти в артистки, потому что я еще и играла в школьном театре. А мама хотела, чтобы я была врачом, но эта специальность отпала сразу - я до сих пор боюсь вида крови. От других профессий меня отговорили, и в конце концов остался английский. Я поступила на факультет иностранных языков и не разочаровалась в своей профессии. Несмотря на многие сложности, она мне по-прежнему нравится.
Помню свое первое детское впечатление от урока английского языка. Тогда к нам в класс вошли две молодые учительницы и заговорили между собой на каком-то совершенно для меня непонятном языке. Меня тогда поразило, что можно произносить набор каких-то совершенно странных звуков и при этом быть понятым. И это ощущение чуда живет во мне до сих пор.
- Английский в нашей школе считается профилирующим предметом, у нас есть классы с углубленным его изучением. Дети в итоге очень хорошо знали язык, прекрасно учились, очень многие получили лингвистическое образование. Один мальчик пять лет работал в США в российском посольстве, девочки после Лингвистического университета, бывшего института Мориса Тореза, работают в международных организациях.
В школе я слыву строгим учителем, отношусь к своему предмету очень серьезно, без всякого попустительства: “Ты пришел в школу - должен учиться. Этот предмет есть в программе, и хочешь не хочешь, должен его освоить”. Практически каждый год мы ездили с детьми в Англию, мне было важно, чтобы они поняли, для чего им нужен язык. Я постоянно объясняю ученикам, что в школьной программе есть два предмета, которые лучше всего развивают логику: это математика и иностранный язык. Хотите получить популярную сегодня профессию в IT? Учите иностранный. Хотите идти в науку? Английский вам необходим. И мой опыт раз за разом это подтверждает - мои ученики, выбравшие сложные специальности, потом приходят и говорят: “Если бы вы нас в школе так не гоняли, мы бы не смогли учиться в наших вузах”.
- Наша молодая учительница английского Алина Борисова - в прошлом моя ученица. Как и я, Алина закончила Владимирский педагогический институт. Мне очень понравилось ее отношение к работе. Как-то встретила ее - она была тогда на пятом курсе: “Алина, что думаешь делать дальше?” И - редкий случай, потому что не она одна из моих учеников заканчивала педагогический - Алина мне говорит: “Елена Викторовна, зачем же я училась? Я приду в школу. Можно - в нашу?” Я поговорила с директором, и когда Алина закончила институт, мы ее уже ждали. Естественно, поскольку Алина - моя ученица, она и стала обращаться ко мне за советами. Она большая умница, за все очень сильно переживает, очень правильно относится к критике, не боится, если ей кто-то сделает замечание. В школу приходит много наших выпускников из разных институтов - из Ярославля, Владимира. Наша школа с удовольствием принимает студентов на практику, никогда никому не отказывает. И студенты потом приходят, работают - и уезжают в Москву, где зарплаты другие. А вот Алина осталась. Сейчас к нам пришла еще одна очень хорошая девочка, она учится в Москве, но решила поработать у нас. Вот мы с коллегами и помогаем им, как можем. Они на уроки к нам ходят, мы - к ним, советы даем.
- Сегодня мое отношение к предмету несколько изменилось, потому что дети не хотят учиться. Совсем. Вспоминаю свои первые годы работы учителем в профтехучилище - я рыдала целый год, настолько трудные у меня были ученики. Но теперь они мне кажутся ангелами по сравнению с детьми, которые приходят в школу сегодня. Основная проблема современных детей - воспитание. Оскорбления, хамское поведение на уроках - не выдумка, со всем этим учителя сталкиваются постоянно. Меня, например, считают очень строгой и побаиваются. Если я слышу, что ученик стоит в коридоре на перемене и орет матом, хоть я и маленького роста, могу отругать его. В профтехучилище, в котором я когда-то работала, учились парни, которые в основном имели судимость, и я ни разу не слышала от них матерного слова. А сейчас в школе сплошной мат. И эта грубость, нежелание детей учиться для молодых учителей очень тяжело. Даже педагоги с опытом уходят из школы, потому что мы не справляемся с этим наплывом грубости и нежеланием учиться.
- Но самое сложное сегодня для молодых учителей - это родители детей. Я понимаю, что сегодня в школу пошли дети “потерянного поколения” конца 1980-х, но это полная катастрофа. Это родители, которые приходят в школу и не стесняются обижать учителей, обзывают их. Наша Алина Романовна тоже через все это прошла. Когда ей через два года преподавания дали классное руководство, то она, бедная, столько плакала! Она маленькая, очень худенькая, и вот она на родительском собрании стоит перед родителями, которые пренебрежительно смотрят на нее - дескать, что ты нам будешь указывать? Но Алина любит эту работу, у нее есть очень хорошие ученики. Она выдержанная, старается не уходить в эмоции, но иногда не получается, потому что есть очень тяжелые дети и родители.
- Молодежи в педагогике сегодня очень тяжело. Но Алина, если у нее есть какая-то проблема, всегда придет и расскажет. А дальше мы будем вместе искать выход. Другой раз я ей просто скажу: “Не обращай внимания, иди дальше”. Я думаю, очень хорошо, когда у молодого педагога есть человек, к которому можно прийти и поплакать в плечо. Находиться в чужом коллективе вообще трудно, а сегодня молодому учителю - особенно.
Их обязательно надо беречь, защищать, поддерживать, чтобы они остались в школе. Даже я, педагог с колоссальным опытом, и то иногда прихожу домой - и у меня вообще нет сил ни на что. Я даже разговаривать не могу. Раньше такого не было. И дело тут не только в возрасте, но и в отношении к учителю.
Когда сказали, что учителя - это обслуга, тогда наша школа во многом и рухнула, а теперь неизвестно, сколько лет понадобится, чтобы вернуть профессии педагога должное уважение. Мое мнение, в мире есть две самые главные профессии - учителя и врача. Без учителя не было бы Пушкина, не было бы никого. И то, что у нас учителя низвели на уровень официанта, - катастрофа. Я уж не говорю про зарплаты.
- Я работаю почти на три ставки, у меня получается больше 40 учебных часов в неделю. У нас школа двухсменная, и я работаю и в первую, и во вторую, с восьми утра до шести вечера. Есть дни, когда у меня по десять уроков - со 2 по 11 класс. А математики вообще задыхаются, у них может быть и по 50 часов преподавания в неделю. Поэтому я считаю правильной инициативу ФНПР поощрять людей, которые еще и берут на себя труд быть наставниками. Помощь молодым - это всегда дополнительная нагрузка при и без того крайне напряженном учительском графике. Кроме того, не все молодые специалисты остаются в школе. А наставник уже вложил в них и время, и душу. Пусть его тоже поддержат, в том числе - и рублем.
А вообще я - человек счастливый. Это сейчас такое трудное поколение, а обычно у меня выпуски один лучше другого. Много замечательных, талантливых детей, которые поступают в самые лучшие вузы - МГИМО, МГУ, Лингвистический университет, Физтех, Бауманку. На День учителя они меня всегда поздравляют, навещают, пишут - и из других стран тоже.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно