Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Федерация неправительственных организаций Oxfam, объединяющая представителей 71 государства, заявляет своей целью “сокращение масштабов нищеты и несправедливости в мире”. Oxfam опубликовала отчет под громким названием “Безотлагательные меры, необходимые для борьбы с беспрецедентным неравенством после COVID-19”. “Солидарность” знакомит читателей с некоторыми тезисами доклада, которые касаются бедности, социального и экономического неравенства и способов борьбы с ними.
Пандемия способствовала невиданному росту богатства миллиардеров. Oxfam начинает отчет с шокирующих фактов: “С марта 2020 по ноябрь 2021 года состояние богатейших 10% людей в мире удвоилось, в то время как доходы остальных 99% человечества сократились”; “Эти богатейшие 10% людей в мире владеют большим богатством, чем 3,1 млрд самых бедных”; “С начала пандемии в мире каждые 26 часов появлялся новый миллиардер”.
Состояние миллиардеров с начала пандемии выросло больше, чем за последние 14 лет, и достигло рекордных значений за всю мировую историю. В пандемию правительства вложили около 16 трлн долларов в мировую экономику. Большая часть вливаний была направлена на финансовые рынки и превратилась затем в личный капитал миллиардеров: действия правительств привели к росту цен на акции их компаний. Как следствие, общее состояние миллиардеров в мире выросло на 5 трлн долларов: с 8,6 трлн в марте 2020 года до 13,8 трлн долларов в ноябре 2021 года. В США концентрация состояния у “верхних строчек” Forbes превышает предыдущий пик конца XIX века.
На фоне беспрецедентного роста бедности в мире Илон Маск, самый богатый человек, отправляет корабли в космос, получая миллиарды долларов государственных субсидий. И при этом нарушает трудовое законодательство, препятствует рабочим самоорганизовываться. В 2018 году Маск не платил федеральный налог, в 2014 - 2018 - платил стандартный подоходный налог (3,27%), а в 2021 году выступил с критикой предлагаемого налога на сверхприбыль.
Социальная справедливость должна стать приоритетом. Таков основной тезис доклада. Мир не испытывает недостатка в деньгах. Ложь об их недостатке умерла, когда правительства пустили триллионы на борьбу с пандемией. В итоге огромные вложения в вакцины увеличили прибыли фармацевтических фирм на десятки миллиардов долларов. Но у правительств, в том числе богатых стран, не хватает смелости бороться с экономическим и социальным неравенством - для этого надо вырваться за рамки крайнего неолиберализма. “Только системные решения помогут в корне изменить ситуацию с экономическим насилием и заложат основы более справедливого мира. Это требует радикального изменения правил, действующих в экономике, более справедливого распределения власти и доходов”, - полагают авторы отчета.
Для борьбы с социальным неравенством предлагается ряд мер.
Вернуть сверхдоходы в реальный сектор экономики. Все правительства должны обложить налогом доходы, полученные сверхбогатыми в период пандемии, чтобы вернуть эти ресурсы в экономику. Например, вначале ввести разовые взимания со сверхбогатых, затем прогрессивный налог на капитал и богатство.
Перенаправить богатство на спасение жизней и инвестирование в наше будущее. Выводом из опыта пандемии должно стать качественное, финансируемое государством общедоступное медицинское обслуживание.
Перераспределить власть в экономике и обществе. Правительства должны совершенствовать законодательства своих стран, чтобы препятствовать колоссальному расслоению в доходах и возможностях граждан. Нужны законы и механизмы для обеспечения более справедливого распределения доходов, участия в принятии решений, влияющих на жизнь общества, в управлении экономикой. Среди прочего должны быть отменены законы, которые ограничивают права работников на объединение и на забастовки, и установлены стандарты защиты прав трудящихся в борьбе с монополиями и сверхконцентрацией рынка (чем меньше компаний на рынке, тем выше уровень его концентрации).
Социальное неравенство - прямая дорога к гибели. Это не фигура речи. Неравенство приводит в мире к смерти по меньшей мере 21,3 тысячи человек в день, или одного человека каждые четыре секунды. Крайнее неравенство - следствие так называемого экономического насилия, когда структура общества и системная политика в стране работают на пользу самых богатых и влиятельных людей и приводят к прямому ущербу для большинства ее граждан или граждан других стран.
Нищета плодит нищету. Экономическое насилие направлено против подавляющего большинства не случайно, а намеренно. Во всем мире оно непропорционально сильно затрагивает подавляющее большинство людей, живущих в бедности, маргинализованные группы, а также рабочих. Люди могут быть жертвами разных форм неравенства одновременно. Данные говорят, что смертность от COVID-19 в странах с низким и средним уровнем дохода вдвое выше, чем в богатых странах. По прогнозам Всемирного банка, на 163 млн больше людей, чем до пандемии, теперь будут жить в бедности (на сумму меньше 5,5 доллара в день). И без дополнительных усилий по устранению неравенства уровень бедности до 2030 года не вернется к докризисному: самые богатые 20% восстановят почти половину своих потерь, а беднейшие 20% в среднем потеряют еще 5% своего дохода.
Чтобы преодолеть бедность, нужна система. То, что обездоленные погибают чаще, чем богатые и привилегированные, - не случайность, а результат политической и экономической системы, работающей в интересах узкой социальной группы. В период пандемии эта система не только не обеспечила поддержку наиболее уязвимых групп населения, а, напротив, позволяла использовать кризис для выгоды чрезвычайно богатых и могущественных. Так, компании Moderna, Pfizer, BioNTech получали в тот период прибыль более 1000 долларов в секунду, притом что меньше 1% их вакцин попадало к людям в странах с низким уровнем дохода. Глобальная экономика доказала, что лучше справляется с созданием новых “вакцинных” миллиардеров, чем с вакцинацией миллиардов людей, нуждающихся в защите от эпидемий.
Социально ориентированная государственная политика и активное общественное движение - это то, что способно сократить экономическое неравенство. На протяжении всей истории общественные движения требовали перемен, будь то более короткая рабочая неделя или антимонопольные меры. Сегодня общественные движения снова в движении: за последние 15 лет число протестов в мире утроилось, говорят исследователи. Рост наблюдается во всех регионах, а некоторые забастовки - такие как протест индийских фермеров - входят в число крупнейших из когда-либо отмеченных протестов. Другое исследование показывает, что рост протестов имеет высокую корреляцию с неравенством доходов. Половина респондентов, опрошенных в ходе недавнего международного исследования, обеспокоены усилением социального неравенства после пандемии и особенно фактом, что корпорации и сверхбогатые резиденты не платят справедливую долю налогов, которую следовало бы направить на общественную безопасность, доступное жилье и помощь семьям с низким доходом.
Преодоление неравенства между богатыми и большинством: защита прав работников и простых людей. Центральную роль в росте неравенства в мире сыграло сокращение прав профсоюзов и прав трудящихся. Например - прав на забастовку или на коллективные переговоры, которые, в свою очередь, приводят к повышению зарплат и защите работников во всем обществе. Это “движение на понижение” должно прекратиться.
Правительства должны установить юридические нормы, которые защищают права работников на объединение в профсоюзы и на забастовки. Законы, которые подрывают эти права, должны быть отменены. Крайне важно, чтобы правительства проводили политику, направленную на борьбу с монополиями, и ограничивали концентрацию рынка. Они также должны требовать от транснациональных корпораций проведения обязательной комплексной проверки всей цепочки их поставок. Правительства могут пойти еще дальше, гарантируя, что дивиденды компаниям не будут выплачиваться до тех пор, пока корпорация не выплатит прожиточный минимум всем работникам. Правительства должны инвестировать в более демократизированные формы бизнеса, выходящие за узкие рамки акционерного капитализма. Например, поощрять более справедливые бизнес-модели, такие как кооперативы и социально ориентированные предприятия, где работники и сообщества обладают реальной властью.
Стремление к социальной справедливости и равенству возможностей авторы отчета Oxfam считают главным экономическим вызовом XXI века. После Второй мировой войны многие страны радикально перестроили свои экономики - будь то создание государств всеобщего благосостояния, введение значительных налогов на доходы самых богатых людей и корпораций или защита прав трудящихся. В ответ на пандемию должны быть приняты столь же решительные меры, которые в рамках иной экономической ситуации позволили бы противостоять вызовам этого столетия.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно