Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
Максим Сабайтис был тестировщиком программ больше 15 лет, он не только досконально разбирается в технологиях, но и знает, как объяснить пользователю тонкости работы со сложной программой. Эти навыки (и крепкие нервы) пригодились Максиму в новой профессиональной области - он стал системным аналитиком. Мы поговорили с ним о том, как выстраиваются отношения в крупной IT-компании и зачем аналитику классическая литература и головоломки.
- Максим, расскажи, прежде всего, что это за профессия - “системный аналитик” и чем они занимаются в IT-компаниях?
- Разберемся в терминах. Я не аналитик, который что-то абстрактное “системно” анализирует. Я изучаю работу определенных систем, высказываю предложения, как эту работу изменить, чтобы система функционировала лучше. Потому и “системный”. В моем случае речь идет об автоматизированных системах, которые используют в компаниях и организациях для повышения эффективности процессов - производственных или управленческих.
По сути, я посредник между бизнесом, которому нужно повысить свою эффективность и автоматизировать какую-то сферу своей деятельности, и разработчиками программ.
Разработчики чаще всего эти процессы автоматизировать могут - но не понимают, как это сделать так, чтобы с получившимся продуктом могли работать не только “хардкорные” технари, но и обычные сотрудники. По существу, я переводчик с языка бизнеса на язык технического задания. Вот, например, буквально сегодня приходит описание задачи от заказчика: “Нужно, чтобы сотрудник, отличный от сотрудника, вносящего информацию, выполнял итоговую проверку корректности внесения информации в поля для свободного ввода и подписывал проверенную информацию”.
На языке разработчиков это будет звучать так: “Пользователь с полномочиями <наименование роли> осуществляет верификацию версии документа с помощью <описание механизма>, после чего в нижней части документа появляется сгенерированное изображение штампа с ФИО и должностью пользователя из его официального профиля, дата визирования и номер завизированной версии документа”.
Чтобы понять задачу, я анализирую всю “входящую” информацию от клиента, устройство его текущих бизнес-процессов, узнаю, каких показателей он ждет “на выходе”, и перекладываю все это на понятный техническим специалистам язык.
Но не всегда заказчик может правильно сформулировать свои проблемы. Поэтому я занимаюсь сопровождением проектов - начиная от составления коммерческого предложения и до согласования сроков ввода созданного продукта в промышленную эксплуатацию.
- Что нужно для того, чтобы быть хорошим системным аналитиком?
- В первую очередь - системное, то есть упорядоченное, мышление. Конечно, аналитические способности. Я уже чуть раньше сказал: не всегда заказчик понимает, в чем его реальная проблема. Как говорится, “рыба воды не разумеет”. Где-то встречаешь лютый консерватизм. Сами владельцы бизнеса или топ-менеджеры не хотят ничего менять, даже когда говоришь: вот, смотрите, есть готовое решение, которое упростит вам работу.
Приходится разбираться, с чем связано такое нежелание перемен. Поневоле становишься еще и психологом. Начинаешь выяснять, действительно ли проблемы связаны с необходимостью определенных алгоритмов работы, проистекающей из законов, нормативов, каких-то факторов, не зависящих от заказчика. Или люди просто привыкли все делать по старинке.
Обязательно нужен грамотный русский язык, богатый словарный запас, широкий кругозор и готовность им пользоваться. Необходимо умение и желание общаться с людьми.
И, конечно, нужно хорошо разбираться в своей рыночной нише. Порой приходится очень осторожно подбирать формулировки предложений, чтобы они устроили заказчика.
- Насколько востребована твоя специальность? Как оплачивается?
- Компаниям, которые занимаются разработкой и внедрением информационных систем, аналитик необходим. Если его нет, то анализом запросов заказчика, ситуации на рынке, определением спектра решений занимается кто угодно - руководство, менеджеры по продажам, даже сами разработчики. Все это сказывается на результате. Проще говоря, нет аналитика - падает качество решений и бизнеса в целом.
Так что работа ответственная, но и оплачивается соответственно. Средняя зарплата системного аналитика - около 90 тысяч рублей в месяц, старший и ведущий получают больше.
- Как проходит твой рабочий день?
- Все зависит от того, какие проекты я веду. В какие-то дни это выезд к заказчику, на совещания, знакомство с бизнесом, согласование деталей проекта или демонстрация прототипов.
А на следующий день я могу с утра до вечера составлять документы или вычитывать документацию, чтобы определить возможные “подводные камни”, риски при реализации проекта, неоднозначность в формулировках требований.
Иногда это оживленные споры с архитектором проекта или ведущим разработчиком. Порой - все вышеперечисленное разом, причем в это же время обязательно придется ответить на срочный звонок заказчика, а в мессенджер “постучится” менеджер по продажам.
Скучать некогда.
- Как выглядит рабочее место аналитика?
- Внешне - стандартное рабочее место офисного труженика: стол, кресло, компьютер, телефон, принтер. Хорошая гарнитура для связи. Основные рабочие инструменты - внутри компьютера - куча мессенджеров, вроде Telegram, Skype, Zoom, Microsoft Teams, Viber для связи с разработчиками, заказчиками, ме-
неджерами по продажам. Специфический софт для обработки и анализа данных, стандартный пакет офисных программ. И прототипы наших программ по тем проектам, которые я веду.
Хотя основное рабочее место - это моя голова, все основные рабочие процессы идут в ней.
- Нагрузка серьезная. Она компенсируется социальным пакетом?
- В нашей компании социальный пакет есть у всех сотрудников, которые прошли испытательный срок. Самая востребованная его часть - хорошее медицинское обслуживание. Остальное, пожалуй, компенсируется комфортной психологической обстановкой в коллективе и грамотным управлением. Ну, скажем, если нехорошо себя почувствовал и надо отлежаться, достаточно позвонить руководителю. Никто не будет требовать обязательного оформления больничного.
- От анализа данных зависят многие решения в компании. Какие у тебя есть права, ответственность, как это закреплено в трудовом договоре? Предусмотрены меры защиты прав?
- От меня требуется добросовестно выполнять мои обязанности. Какой-то дополнительной персональной ответственности в трудовом договоре не обозначено. Работа с заказчиками целиком и полностью завязана на “человеческий фактор”, поэтому ее невозможно оценить по формальным признакам. Так что все зависит в первую очередь от моей заинтересованности в эффективной работе.
Что касается защиты прав, то все они предусмотрены в моем трудовом договоре, который составлен юристами компании и соответствует Трудовому кодексу России. Но для меня дело не столько в опасении за свои права, сколько в том, что мне самому выгодно качественно работать. За хорошую работу у нас предусмотрена грамотная система премий.
- Твое отношение к профсоюзам? Насколько это эффективный способ взаимодействия между работниками и работодателем?
- С деятельностью профсоюзов сталкиваться практически не приходилось. Не уверен, например, что существует профсоюз системных аналитиков. Встречал упоминание лишь о профсоюзе IT-работников.
Как метод взаимодействия между работниками и работодателем - профсоюз может играть примерно такую же роль, какую играет сам системный аналитик. Это переводчик с одного языка и образа мысли на другой. Но потребность в профсоюзе возникает, когда эти языки и картины мира не совпадают. В современном мире бизнеса это означает утрату контроля со стороны руководства за собственным бизнесом.
Подозреваю, что в подавляющем большинстве отраслей ситуация аналогичная. Мы уже далеко отошли от времен, когда вчерашнего крестьянина выдергивали из его среды обитания и ставили за станок. Современные работники и работодатели живут в сопоставимых друг с другом мирах, из-за чего любое недопонимание, требующее вмешательства профсоюза, есть следствие каких-то фундаментальных проблем в компании. Так что, думаю, сейчас роль профсоюзов должна быть именно такой: надзор и анализ ситуации в компании или организации с целью предотвращения фундаментальных проблем.
- Работа с большими объемами данных предполагает глубокую сосредоточенность и одновременно умение быстро понять главное. Какими методами ты развиваешь в себе эти качества?
- Развиваю навык быстрого переключения для разгрузки мозга. К сожалению, очень часто под этим понимают переход в прокрастинацию. Нет, тут дело в другом - я учусь переключать концентрированное внимание на увлекательную нерабочую задачу. Это и отдых, и перезагрузка мозга.
Для тренировки умения вычленять главное приходится много читать и задумываться над прочитанным. Подходит либо классика, либо нон-фикшн. Помимо чтения выручает решение головоломок. Но их приходится часто менять.
- Какие карьерные перспективы есть у системного аналитика?
- Для начала - решение все более серьезных задач, сопровождение “тяжелых” проектов. Затем - рост в должности.
Лично я уже почти достиг “потолка” - ведущий системный аналитик. Дальше только ступенька в виде руководителя отдела аналитики, но эта должность предполагает рост административной работы, а я не чувствую в себе склонностей к управлению. Заниматься оптимизацией информационных систем, помогать компаниям избавляться от серьезных проблем куда увлекательнее. Но когда рядом с тобой другие системные аналитики, возникает потребность передать им свой опыт, методологию работы.
Так что, возможно, все-таки придется становиться начальником.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно