Фото: www.bdfdigital.com
20 апреля два американских демократа начали очередную попытку провести через Конгресс «Новый зеленый курс» – законопроект, который должен привести к отказу США от ископаемого топлива. Объединение шахтеров заявило о поддержке перехода на возобновляемые источники энергии, но ему нужны гарантии защиты занятости шахтеров. Рассказываем, является ли «зеленая» энергетика опасной для рабочих мест в США и в России.
Отказ от углеродосодержащих источников энергии должен помочь в борьбе с изменением климата, но искусственно запущенный процесс сворачивания угольной, нефтяной и газовой промышленности создаст еще больше проблем на рынке труда, чем их естественная смерть.
Здесь важно сделать одну оговорку – ископаемые энергоносители более или менее заметно умирают, и тому есть несколько причин. Во-первых, технический прогресс сделал возобновляемые источники энергии дешевыми: в настоящее время существует несколько разработок солнечных панелей, чье серийное производство будет и недорогим, и экологически чистым, а КПД выше, чем у моделей нынешнего поколения. Во-вторых, изменения климата и удар по окружающей среде, который наносит добыча полезных ископаемых (не только энергоносителей), стал очевиден не только ученым и эко-активистам, которые твердят об этом уже не первый десяток лет, но и политикам, которые определяют нормы потребления на законодательном уровне. В-третьих, экономическая инфраструктура вокруг «зеленой» энергии продолжает свой рост, а деньги – это политики, исследования и разработки (см. первые два пункта). Это не исчерпывающие, но достаточные причины.
В устах авторов законопроекта «Новый зеленый курс» сулит только выгоды. «Мы собираемся перейти к на 100% свободной от углерода экономике, которая будет более объединенной, более справедливой, достойной и гарантирует лучшее здравоохранение и обеспечение жильем, чем мы когда-либо имели», – сказала Окасио-Кортез (представитель от Нью-Йорка) на пресс-конференции.
Одним из способов сохранения, а точнее «жизни на аппарате» для углеродной индустрии представляется налог и дивиденд на углерод. Эта идея периодически появляется в Конгрессе, детали различаются, но суть в том, что предприятия, загрязняющие атмосферу углекислым газом, облагаются налогом, что повышает цену на производимые товары, делая их менее популярными. Деньги, поступающие в бюджет, распределяются равномерно между гражданами, потому что изменение климата касается всех. Так постепенно предприятия должны отказаться от выброса углекислого газа в атмосферу.
Но, как написал в своей колонке в New York Times экономист Пол Кругман (лауреат Нобелевской премии, между прочим), «идея, что налог на углерод сможет получить двухпартийную поддержку, безнадежно наивна. Всего лишь 14% республиканцев приняли идею, что изменение климата – это серьезная проблема».
Нефть и газ, конечно, обещают задержаться на энергетической сцене дольше, чем уголь. Стремительное падение занятости в угольной отрасли США началось с конца 1940-х, и легким оптимизмом по поводу возрождения индустрии повеяло только в 1970-х, когда количество занятых уже сократилось больше чем в четыре раза. Но прогресс взял свое, и с 1980 года численность работников сокращается, хоть и не такими стремительными темпами. В послевоенные годы в добыче угля работали более полумиллиона человек, сейчас их 44100, и из них около 34 тыс. – почасовые работники. В этих условиях даже профсоюз «Объединенные шахтеры Америки» (UMWA) понимает, что никакими припарками сохранить занятость уже нельзя.
19 апреля профсоюз UMWA, который является самым большим объединением шахтеров в стране, заявил о своей поддержке новой администрации в Вашингтоне в переходе на возобновляемые источники энергии. Но профсоюзу нужны гарантии защиты работников, которые теряют возможности заработка в своей профессии. Президент профсоюза Сесил Робертс сказал, что переход на возобновляемые источники энергии должен сопровождаться финансовой помощью для шахтеров и перепрофилированием их для работы в секторе возобновляемых источников энергии.
Подробнее стратегические идеи UMWA изложены в небольшом документе, подзаголовок которого демонстрирует покорность американских шахтеров судьбе: «Сохранение единства американских угольщиков, семей и сообществ в эпоху глобальных перемен в энергетике».
В сохранении рабочих мест UMWA уповает преимущественно на исследования и разработки, которые могли бы продлить промышленности жизнь в переходный период, сделав ее привлекательной для бизнеса. Профсоюз предлагает увеличить финансирование исследований по технологиям улавливания и хранения углерода (УХУ) с прицелом на коммерческую презентацию технологий (прежде всего применительно к сжиганию угля) к 2030 году. Предприятиям, которые обязуются установить средства улавливания и хранения углерода, предлагается дать финансовые стимулы в виде пятилетнего освобождения от требований о нулевом выбросе, также предлагается построить необходимую для УХУ инфраструктуру: трубопроводы, нагнетательные скважины и так далее.
Второй блок мер по сохранению рабочих мест – в некотором роде продолжение трамповской политики импортозамещения: чтобы увеличить добычу угля металлургического качества, предлагается стимулировать местную американскую сталелитейную и другую металлургию.
Для шахтеров, для которых уже нет места в угольной отрасли, создание новых вакансий предлагается за счет индустрии возобновляемых источников энергии. Причем для профсоюза важным оказывается сохранение, по возможности, местных сообществ и инфраструктуры на местах угледобычи. Поэтому главное предложение – налоговые льготы для создания инфраструктуры вокруг возобновляемых источников энергии в районах угольных месторождений.
Перепрофилирование горняков должно быть организовано посредством национальной программы для перемещенных шахтеров и их супругов. Господдержка должна распространяться также и на получение шахтером или членами его семьи степени бакалавра – профсоюз, похоже, заимствовал эту идею у знаменитого закона (G.I. Bill) Франклина Рузвельта, который определял льготы фронтовикам Второй мировой, в том числе и получение высшего образования.
Последним (но не по значимости) пунктом идет принятие закона PROAct, который бы значительно усилил позиции профсоюзов в Америке, а UMWA в такой кризисный период позволил бы не потерять влияние.
Заглядывая в будущее, профсоюз считает, что рекультивация шахтных земель должна финансироваться государством, а штаты должны объединять контракты и предлагать такие условия, чтобы профсоюзные подрядчики могли конкурировать за эти проекты. Восстановление инфраструктуры населенных пунктов угольных месторождений – ремонт дорог и мостов, установка широкополосной связи, создание школ и медучреждений – тоже должны напрямую финансироваться из федерального бюджета. Как и субсидии округам штатов, школьным округам и районам для возмещения упущенных налоговых поступлений на 20-летний период.
Министерство энергетики должно расширить свои кредитные программы для развития добычи и переработки полезных ископаемых из угольных отходов и строительства объектов на территории бывших угольных шахт – профсоюз надеется, что в выполнении и этих работ у него тоже будут преференции и перспективы долгосрочных контрактов. Министерство также должно простимулировать развитие технологии подземного сжигания глубоких угольных пластов и обратной закачки углекислого газа при производстве водорода и других экологически чистых материалов.
Заместитель председателя Росуглепрофа Рубен Бадалов считает, что для российских угольщиков глобальный тренд перехода на «зеленую» энергетику не представляет катастрофической угрозы. Здесь нужно отделять политику от реальных нужд экологии – альтернативные источники энергии, в частности ветряки, могут быть не менее опасны для окружающей среды на этапе производства. И наконец, нельзя забывать, что Россия – северная страна, во множестве регионов которой отопительный сезон длится по восемь месяцев.
Отечественная угольная промышленность, конечно, далека от идеальной в том, что касается ее экологичности. Разведанных запасов угля на территории России хватит еще на 400 лет, но, чтобы не нанести фатальный удар окружающей среде, необходимо развивать технологии экологически чистой добычи и пользования этим энергоносителем. То есть фактически это именно то, о чем говорят коллеги-угольщики из США – развитие технологий улавливания и хранения углерода. В то время как в России во многих северных городах уголь до сих пор сжигается в печках.
– Мы будем уходить в сторону экологичных технологий в выработке электроэнергии из угля, – сказал Бадалов. – Но не надо сжигать уголь в паровозных топках, когда весь мир уже совсем по другой технологии работает.
Кроме того, углерод важен не только как энергоноситель, но и как один из ключевых элементов при получении технологичных материалов, в числе которых высокоуглеродистая сталь, углепластики и аллотропы углерода, такие как искусственные алмазы, графит, графен и так далее.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно