Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Комитет Госдумы по бюджету и налогам 21 октября рекомендовал принять в первом чтении законопроект о федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 - 2027 годов. Ожидается, что чтение состоится на пленарном заседании Думы 24 октября. Перед заседанием бюджетного комитета документ обсуждался комитетами-соисполнителями - в том числе по труду, социальной политике и делам ветеранов. “Солидарность” рассказывает, какие вопросы вызвал проект бюджета в аспектах труда и соцзащиты.
Замминистра финансов Павел Кадочников, выступая на заседании комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов 14 октября, перечислил приоритеты федерального бюджета на 2025 - 2027 годы. Это “выполнение всех обязательств государства перед гражданами, обеспечение нужд армии для достижения целей СВО и потребностей оборонной промышленности, технологическое развитие инфраструктуры, полноценная интеграция новых регионов”.
Комитет, соответственно, в основном обсуждал социальные обязательства государства перед гражданами. Как напомнил министр труда Антон Котяков, его ведомство является ответственным исполнителем трех государственных программ. Это “Социальная поддержка граждан”, “Доступная среда” и “Содействие занятости населения”. Плюс к тому - различные мероприятия по этим госпрограммам будут связаны с новыми национальными проектами “Семья” и “Кадры”, которые должны заработать с 2025 года.
В 2025 году прогнозируется рост доходов федерального бюджета с 36,1 трлн рублей в 2024 году до 40,29 трлн рублей (+11,6% к 2024 году). В последующие годы продолжится умеренный рост доходов федерального бюджета. Прогнозируется также увеличение расходов федерального бюджета с 39,4 трлн рублей в 2024 году до 41,46 трлн, 44 трлн и 45,9 трлн рублей в 2025 - 2027 годах соответственно.
В бюджетной трехлетке на финансирование новых нацпроектов предусмотрено в 2025 - 2027 годах 5,7 трлн рублей, 6,2 трлн рублей и 6,3 трлн рублей соответственно.
Источник: duma.gov.ru
- В общей сложности меры государственной поддержки, предусмотренные данными государственными программами, охватывают регулярной поддержкой каждого седьмого жителя нашей страны, - сообщил Антон Котяков. - В 2025 году финансирование из федерального бюджета возрастет почти на 166 млрд и составит 3,5 трлн по отношению к уровню расходов 2024 года. С 1 февраля 2025 года материнский капитал проиндексируется на 7,3%. Таким образом, маткапитал на первого ребенка составит 677 тыс. рублей, на второго ребенка - почти 894 тыс. рублей.
Кроме того, будет и дальше выплачиваться единое пособие на детей (из малообеспеченных семей) в возрасте “от беременности” до 17 лет. По предварительной оценке Минтруда, им будет охвачено почти 10 млн детей. В свою очередь, для пожилых граждан продолжит работать программа долговременного ухода. Так, в 2025 году ею смогут воспользоваться около 170 тыс. человек.
Таким образом, нуждающиеся в этом россияне смогут рассчитывать на поддержку государства, так сказать, от зачатия до самой смерти. Обидно, правда, было бы провести все это время в статусе нуждающегося. А чтобы избежать такой участи, нужна хорошая работа. Но и ее вам поможет найти госпрограмма “Содействие занятости населения”. Так что круг замыкается: в болезни и здравии, в богатстве и в бедности вы от государства никуда не денетесь. Все мы, получается, так или иначе, женаты на России. Кто-то, рассуждая логически, в таком случае даже замужем за ней, но это крамольная логика. Не будем.
- Мы видим, что безработица держится на рекордно низком уровне, 2,4%. При этом в ряде сегментов экономики сформировался высокий спрос на работников - в первую очередь на представителей рабочих профессий, - продолжал министр труда. - С учетом этого, в будущем году на госпрограмму [“Содействие занятости населения”] предусмотрено 67,5 млрд рублей, это примерно на 1,2 млрд больше, чем в текущем.
Между тем программы бесплатного профессионального обучения за три следующих года должны пройти более 312 тыс. человек. Котяков перечислил категории обучающихся: “люди в возрасте 50 лет и старше, предпенсионеры, женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, и молодежь, испытывающая сложности при трудоустройстве”. Кроме того, “для развития импортозамещения” переобучение и повышение квалификации пройдут около 8,5 тыс. сотрудников промышленных предприятий.
Члена комитета по труду Михаила Терентьева (ЕР) интересовал вопрос о материальном обеспечении тренеров, подготовивших к соревнованиям чемпионов-паралимпийцев. Дело в том, что ранее было решено: дополнительное обеспечение распространяется на тренеров задним числом, начиная с 90-х годов. Однако Терентьев до сих пор нигде не увидел (мы тоже) соответствующего совместного приказа Минтруда и Минспорта. Или, как уточнил депутат, “в бюджете это определено, Минспорт сделал какую-то комиссию, но я не слышал, чтобы эта комиссия работала” (зато вот так мы с вами про нее и узнали). Министр Котяков в ответ не стал говорить, будто что-то слышал про комиссию Минспорта, но обещал: “Работу активизируем с ними совместно”.
Главу комитета по труду Ярослава Нилова (ЛДПР) волновало, как будет выстроено финансирование системы долговременного ухода. Оказалось (впрочем, ничего удивительного), что выстроено будет по восходящей - от 20 млрд до почти 40 млрд рублей на долговременный уход за следующие три года. То есть, говорит Антон Котяков, “система начинает охватывать все больше и больше наших граждан”. Учитывая, что система долговременного ухода рассчитана на одиноких пожилых и инвалидов, в воздухе повисает вопрос, а не становится ли у нас в стране все больше одиночества и инвалидности? (При этом, конечно, помогать надо всем, тут уже вопросов быть не может.)
Справоросс Андрей Кузнецов, в свою очередь, спрашивал о пертурбациях с расчетами прожиточного минимума: то его считали по потребительской корзине, то (совсем недолгое время) по медианному доходу, то теперь вот, с 2026 года, хотят просто повышать ПМ на уровень инфляции, и дело с концом.
- Очень часто на встречах граждане задают вопрос: как все-таки мы считаем прожиточный минимум? - переадресовал Кузнецов вопрос Котякову.
Министр труда, однако, ловко уклонился от ответа, резонно заметив, что для этого стоит подождать, когда комитет начнет рассматривать третий пункт повестки. Поэтому справороссу ничего не оставалось, как только подождать… пока сам Антон Котяков удалится сразу же после рассмотрения второго пункта. Зато Павел Кадочников из Минфина оказался осведомлен в вопросах ПМ не хуже министра труда - в конце концов, тот когда-то тоже был замминистра финансов.
- Когда мы принимали решение о методике измерения прожиточного минимума в зависимости от медианного дохода, мы находились в относительно спокойных макроэкономических условиях и спокойной динамике показателей. С тех пор было много изменений, и на 2022-й, 2023-й, 2024 годы эта методика приостанавливалась. Почему? Нам было важно обеспечить рост прожиточного минимума не ниже динамики инфляции. Поэтому в 2022 - 2024 годах прожиточный минимум индексировался не ниже динамики инфляции. И [теперь], учитывая значительные инфляционные риски, правительство исходит из того, что главной нашей задачей является обеспечение гарантии не ниже уровня инфляции. Поэтому с 2026 года в законе о бюджете будем определять прожиточный минимум, исходя из того, что он должен быть не ниже инфляции, обеспечивая основные социальные гарантии. А на 2025 год [заложено] резкое увеличение - на 14,8%.
Объяснило ли это что-то? Наверное. Станет ли от этого что-то понятнее избирателям справоросса Кузнецова, нервно скрестившего руки на груди? В этом есть сомнения (судим по себе). Он-то спрашивал - ну сколько ж можно скакать по методикам? Остановитесь уже на чем-то одном! А ему (и нам) в ответ только суровый вердикт: так будет лучше! На этот раз уж точно, и обжалованию не подлежит.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно