Top.Mail.Ru
Статьи
Приготовьтесь гайки в болт вбивать

Как искусственный интеллект меняет содержание творческих профессий

Приготовьтесь гайки в болт вбивать

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

В конце прошлого года в свободном доступе появился ChatGPT - чат-бот с искусственным интеллектом, который понимает вопросы, заданные на естественных языках, то есть человеком. В результате ряд университетов в мире меняют правила приема экзаменов и студенческих эссе, поскольку студенты наловчились клепать заданное с помощью безотказного чат-бота. А на сайтах по трудоустройству уже появляются вакансии “копирайтера по работе с искусственным интеллектом”. Так уничтожат ли искусственный интеллект и нейросети творческие профессии или облегчат креативной индустрии жизнь? “Солидарность” разбиралась вместе со специалистами.

ВСЕ БЫЛО ВПЕРВЫЕ И ВНОВЬ

Как только появилось понятие “машина”, появились и опасения, главное из которых - машина лишит человека работы. Опасения усилились, когда появилось слово “робот”. Интересно, что все это было связано с физическим трудом на производстве: поначалу луддиты громили станки, затем рабочие протестовали против применения роботов на конвейерах. Однако же работу головой, и, особенно творческие профессии - ту сферу, которую сейчас называют креативными индустриями, - эти опасения вроде бы не затрагивали. Разве что отдельные писатели-фантасты выдавали мрачные прогнозы, да братья (на тот момент) Вачовски показали мир, в котором люди являются просто “батарейками” для искусственного разума.

И вот - беда пришла откуда не ждали. Сначала в широком доступе появились нейросети, способные сгенерировать вполне пристойного качества картинку, пригодную для обложки недорогой коммерческой книжки или рекламного плаката. Самая популярная из них, пожалуй, нейросеть Midjourney, именно ею начали активно пользоваться и зарубежные, и отечественные сетевые авторы для создания недорогих обложек своих электронных книг.

Практически одновременно с этим вышел в свет и проект ChatGPT, разработанный компанией OpenAI. Заметим, что к ней имеет непосредственное отношение такой технооптимист, как Илон Маск, а также компания Microsoft. Кстати, еще в 2016 году Microsoft сама запускала чат-бота Tay, но быстро его отключила, поскольку пользователи стремительно научили Tay материться и вообще сделали из безвинного робота оголтелого расиста.

Создатели ChatGPT, видимо, учли ошибки предшественника, и теперь чат-бот даже на весьма провокационные вопросы выдает ответы, которые выглядят разумными и взвешенными. Например, как пишет колумнист од ного из английских изданий Пол Тейлор, “когда я попросил его объяснить, почему медсестры не должны бастовать, ChatGPT точно указал, каким образом забастовка медсестер может привести к общественному ущербу”.

“НАПИШИ ЗА МЕНЯ” ВМЕСТО “ДАЙ СПИСАТЬ”

Едва ли не первыми возможности ChatGPT оценили… правильно, школьники. Конечно, сначала в англоязычных странах, поскольку “родной” язык для ChatGPT английский, но и в России от них не отстают.

В результате некоторые американские и австралийские школы и университеты решили принять жесткие меры - запретили в учебных заведениях доступ к чат-боту с любых устройств. Так, с ноября 2022 года полностью перекрыт доступ к ChatGPT во всех государственных школах Нью-Йорка. А ведущие университеты Австралии возвращаются к использованию бумаги и ручек на экзаменах и пересматривают свою учебную политику, поскольку использование чат-бота становится среди студентов массовым.

Проблема заключается не только в том, что студенты выполняют свою работу несамостоятельно, но и в том, что ее практически невозможно опознать как плагиат. Боту удается сгенерировать текст, который по формальным критериям проходит все оценочные фильтры, к тому же зачастую более точен и обоснован, чем ответы некоторых студентов.

Российские же школьники получают доступ к ChatGPT с помощью технологии VPN и натравливают умного сетевого робота на задачки по физике, алгебре и геометрии.

Основные опасения педагогов связаны с тем, что школьники и студенты не просто списывают у одноклассников, а получают уже готовые ответы на задачи. А ведь самостоятельное решение этих задач должно развивать навыки логического мышления, способность решать все более сложные задачи, в том числе творческие, а также побуждать к осмыслению нравственных и морально-этических проблем. В то же время часть педагогов видит в происходящем не только вызов, но и возможность вернуться к менее технологичной, алгоритмизированной педагогике, вспомнить о роли педагога-человека в образовательном процессе и на новом уровне переосмыслить отношения “ученик - учитель”.

В целом отношение педагогов к нейросетям вроде Midjourney и чат-ботам с искусственным интеллектом (ИИ) можно охарактеризовать как настороженное любопытство. Как сказал “Солидарности” декан факультета “Цифровая экономика и массовые коммуникации” МТУСИ Сергей Гатауллин, “разработчики технологий искусственного интеллекта решают задачу не замены человека машиной, а создания человеко-машинных алгоритмов, способных избавить человека от выполнения рутинных операций и позволяющих человеку сконцентрироваться на высокоинтеллектуальной деятельности. Однако даже при актуальной эффективности технологий ИИ находится достаточно желающих выдать результаты машины за свои, безо всякого приложения каких бы то ни было усилий”.

Как говорит Гатауллин, “то, что нейросетевые технологии будут развиваться, надо принять. И все сектора цифровой экономики должны оперативно реагировать на развитие технологий ИИ”.

“ВЫЖИВУТ ТОЛЬКО ГЕНИИ”

Некоторые области цифровой экономики уже оперативно реагируют на появление новых инструментов. И, как всегда было в человеческой истории, наибольшее беспокойство выказывают те, кого принято называть ремесленниками. Например, уже начинает меняться работа коммерческих копирайтеров. Не так давно на одном популярном ресурсе по трудоустройству появилась вакансия “контент-менеджер по работе с искусственным интеллектом”. Интересно, что в описании вакансии указано, что работа монотонная: “Если вы творческая личность, то подобный формат работы вам точно не подходит”.

Снова зашла речь и о смерти средств массовой информации, причем уже не только новостной. Проекты вроде ChatGPT способны на основе полученного техзадания в доли секунды “наваять” вполне приемлемого качества “авторскую” колонку, отражающую именно ту точку зрения, которая стопроцентно соответствует редакционной политике. И никаких душевных терзаний журналиста из-за конфликта взглядов. А кого положение дел не устраивает - отправляйтесь, как зло шутят в Сети, “на завод, гайки в болт вбивать”.

Собственно, ИИ уже вовсю используется в иллюстрировании. Появились курсы обучения работе с нейросетями для создания иллюстраций, все более активно этими технологиями пользуются и цифровые художники.

- Уже сейчас владельцы арт-агентств увольняют часть сотрудников, потому что теперь им достаточно пары художников, способных в тандеме с нейросетью выдавать результаты, для которых раньше требовалась целая команда. Разумеется, это вызывает волнение среди иллюстраторов: оказывается, они всю жизнь работали для того, чтобы искусственный интеллект обучился на их работах и занял их место на рынке труда, - говорит цифровой художник Meta Rite.

С нею согласен и системный аналитик, писатель Павел Иевлев.

- Нейросеть легко заменяет тысячи ремесленных рисовальщиков, создававших типовые картинки для иллюстраций, стоков, рекламы и так далее. Эти рисовальщики тоже не создавали ничего нового, комбинируя стандартные графические решения, просто нейросеть делает это быстрее и дешевле. Так что если художник жалуется, что Midjourney лишила его работы, - перед вами просто не художник, а технический рисовальщик. Профессия вполне почтенная, примерно как извозчик, шорник и кузнец по гвоздям, - говорит Иевлев. И делает важное уточнение: - Сеть, генерирующая картинки по запросу, не заменит художника, поскольку принципиально не создает ничего нового. Как и чат-бот, который способен создать текст по определенным параметрам.

- Вполне очевидно, что в ближайшее десятилетие на рынок выйдут литботы, способные “генерить”, например, фантастические романы нисколько не хуже второстепенных-третьестепенных авторов. Не так уж трудно алгоритмизировать банальные сюжеты, “картонных” персонажей, стандартный язык, - прогнозирует развитие событий футуролог и писатель Андрей Столяров.

То, что высокотехнологичные проекты, использующие ИИ, ничего не создают сами, момент принципиально важный. Именно он стал причиной массового протеста художников, публикующих свои работы на популярном ресурсе ArtStation, против использования их работ нейросетями и искусственным интеллектом. Художников возмутило то, что нейросети обучаются на их работах, а затем могут успешно копировать их стиль.

Правда, протестуют далеко не все художники.

- Остановить прогресс еще никому не удавалось. И, вместо того чтобы отрицать новые технологии, гораздо дальновидней воспользоваться их возможностями. Ведь художника не заменит ИИ, его заменит другой художник, взявший ИИ на вооружение, - говорит Meta Rite. - Не исключаю вариант, что типовые иллюстрации, необходимые для рекламы, статей, лендингов (страниц, призывающих пользователя что-то сделать. - М.М.), будет в итоге генерировать искусственный интеллект.

Эту точку зрения поддерживает и Павел Иевлев:

- Преимущество очевидно - люди перестанут заниматься унылой околотворческой поденщиной за мелкий прайс. Некоторые из них в освободившееся время займутся искусством, остальные переквалифицируются в управдомы.

- Причем это вовсе не означает смерти литературы, - уточняет Столяров. - Но это означает смерть всех тех сонмищ авторов, которые процветают сейчас в сетературе (сетевой литературе. - М.М.). В новом литературном мире выживут только гении.

Правда, в таком случае возникает вопрос: кто и каким образом будет формировать контент (по-русски говоря, содержание, что предполагает определенные смыслы) огромной развлекательной сферы, в которую входит и коммерческая литература, и всевозможная теле-кино-сериальная продукция, и целые развлекательные онлайн-площадки, а также игровая индустрия?

МАЖОРДОМ - ПРОФЕССИЯ ЭЛИТНАЯ

- Помните, была некогда такая профессия - мажордом, он же дворецкий? Он был практически у каждого человека “из хорошего общества”, даже если доход у этого человека был весьма скромным, - рассуждает заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков. - Со временем их, по сути, заменили гаджеты. А наличие мажордома - это уже знак статусности и высокого уровня дохода. Думаю, сейчас мы наблюдаем схожий процесс. Все большее количество “ширпотребовского” контента, выключая и новостной, будет генерироваться искусственным интеллектом в разных ипостасях.

“Интеллектуальный продукт” же, произведенный непосредственно человеком, по мнению Шершукова, все в большей степени будет занимать нишу, которую сейчас занимают, скажем, дизайнерская одежда, крафтовое пиво и другие вещи, сделанные вручную в небольших мастерских и частными мастерами. И, как следствие, такой продукт будет доступен в основном людям с достатком выше среднего.

Мысль о том, что “сделанный вручную” контент станет достоянием избранных людей, разделяет и медиаисследователь, основатель агентства Breaking Trends Юлия Загитова. Она не исключает, что работы живых мастеров останутся в цене только с удостоверением подлинно “органического” происхождения - например, написанные под камерами видеонаблюдения. Кроме того, могут появиться и рынок авторских прав на такие произведения, и свидетельские записи. Кто знает, не станут ли они объектом для торгов на площадках элитных аукционов?..

Подмечает Загитова и один неочевидный момент, который может оказать влияние не только на креативные индустрии, но и на сферу образования, и на уровень подготовки кадров. “Большой вопрос, не получится ли так, что нейросети начнут обучаться на собственных текстах и изображениях, после чего качество результатов закономерно деградирует”, - размышляет Загитова.

Насколько сильно может сказаться такая деградация на обществе, спрогнозировать невозможно. Можно только предположить, что тяжесть последствий будет прямо пропорциональна как распространенности автоматической генерации контента в медиасфере, так и падению уровня квалификации людей, которые составляют техзадание для чат-ботов и нейросетей. Но это можно представить уже сегодня, если какое-то время читать рекламные объявления, которые размещают рекламные сети крупных интернет-площадок.

И здесь уместно вернуться к проблемам и ожиданиям педагогов. Их желание и надежды вернуть более “теплые, ламповые” методики обучения, большее количество самостоятельно выполняемых учениками заданий - прекрасны. Однако надо помнить, что “сделанное вручную” - всегда дороже, а массовое образование подчиняется точно таким же законам максимального снижения издержек, как и любая другая отрасль экономики - такова логика существующего общественного уклада. Можно ли исключить риск того, что и массовое образование тоже окажется в процессе деградации, запущенном массовым использованием автоматически сгенерированного контента?

Хочется верить, что нет. Но зависит это от того, в чьих руках будут технологии и “пульты управления” формированием этого контента. В том числе того, который используют в своей работе педагоги. Да, безусловно, уровень технологий уже позволяет сильно облегчить людям жизнь - как сказал Сергей Гатауллин, “сконцентрироваться на высокоинтеллектуальной деятельности”.

Вопрос качества массовой медиапродукции совсем не праздный - он во многом определяет уровень развития человеческого ресурса, то есть степень сложности производственных, социальных и научных задач, которые может решать трудоспособное население. А это напрямую влияет и на уровень экономического развития страны. Как раз об этом недавно говорил и Александр Шершуков применительно к профсоюзному активу: “Согласно мотивационной теории, условия труда, зарплата и т.д. - это гигиенические факторы мотивации, а мотивационные - это достижения, признание, рост - структуры и личности. Короче говоря, это факторы, связанные с внешним миром, с тем, как этот внешний мир отражается в сознании конкретного человека”.

Правда, остается открытым вопрос, нужно ли современному миру и его экономическому укладу большое количество людей, способных к высокоинтеллектуальной деятельности.

“А”-СПРАВКА

Чат-бот (виртуальный собеседник) - программа, способная вести с человеком диалог на естественном (то есть обычном, человеческом) языке и выдавать осмысленные ответы на вопросы человека. Чаще всего применяется в виде виртуального помощника на сайтах интернет-магазинов, коммерческих компаний, организаций, оказывающих гражданам услуги в онлайн-режиме. По мере развития программного обеспечения чат-боты становятся способны поддерживать все более абстрактную беседу и генерировать большие объемы связного текста.

Нейросеть (нейронная сеть) - одно из направлений искусственного интеллекта. Математическая модель, а также ее программное или аппаратное воплощение, построенная по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей - сетей нервных клеток организма.

Автор материала:
Макаренков Максим - Приготовьтесь гайки в болт вбивать
Макаренков Максим
E-mail: makarenkov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика