Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
122 членские организации - именно столько отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений входит теперь в ФНПР. В ходе очередного заседания Генсовета крупнейший профцентр страны пополнился республиканскими профобъединениями ЛДНР. Помимо очевидных причин для радости осеннее заседание подарило и много поводов для раздумий. В частности, по таким вопросам, как размер зарплат россиян, индексация заработков, изменения пенсионной и страховой систем. “Солидарность” внимательно следила за главными выступлениями и обсуждениями на заседании Генсовета.
Принять в Федерацию независимых профсоюзов России профцентры Донецкой и Луганской республик - такое решение единогласно поддержали члены Генерального совета ФНПР на заседании 16 ноября.
Как сообщил зампредседателя ФНПР Давид Кришталь, решение о присоединении ранее было принято на уровне коллегиальных органов профобъединений ЛДНР. Совет Федерации профсоюзов ЛНР одобрил такое предложение 24 октября, а Совет ФП ДНР - 14 ноября.
- Была проделана серьезная подготовительная работа по присоединению республиканских профцентров к ФНПР. Проект постановления отточен, проработан, согласован и единогласно поддержан комиссией ФНПР по организационной работе, - подчеркнул Кришталь.
Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков приветствовал присоединение профцентров ЛДНР и поздравил их глав с этим решением. А также привел статистические данные. Теперь ФНПР объединяет 122 членские организации, в том числе 38 общероссийских и межрегиональных профсоюзов и 84 территориальных объединения организаций профсоюзов с общей численностью более 20 млн членов.
- Это огромный рычаг, которым российские работники могут сдвинуть социальную политику в сторону справедливости. Мы, находящиеся в этом зале, а также десятки тысяч профсоюзных лидеров по всей стране - несем ответственность за то, чтобы этот рычаг не ржавел, а работал. Работал под нашими святыми лозунгами единства, солидарности и справедливости в интересах России, ее граждан, членов профсоюзов! - заверил профлидер.
Низкий уровень жизни населения, игнорирование норм социального партнерства, отсутствие трудовых прав и профсоюзной защиты трудящихся в нестандартных формах занятости - три проблемы российского общества, на которые обратил внимание Михаил Шмаков, выступая с докладом на заседании Генсовета. Обозначив эти вызовы в начале своего выступления, глава ФНПР подробно рассказал о каждом из них.
- Дешевый труд разоряет страну - предупреждали мы четверть века назад. Это не фигура речи, а абсолютная аксиома рыночной экономики, не видеть которую позволяет если не личная корысть, то заблуждение или неграмотность тех, кто продавливает государственную политику в сфере оплаты труда, направленную на истощение трудовых ресурсов. Результат налицо - острейший дефицит кадров в экономике, - начал профлидер с одной из самых болезненных проблем - заработков россиян.
По словам Шмакова, каждая новая методика установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) снижает темп его роста. Сначала его занизили, приняв вместо конкретного перечня непродовольственных товаров и услуг процентное соотношение к продуктам питания. А потом и вовсе отказались от потребительской корзины, заменив скрупулезный расчет реальной стоимости наполняющих ее товаров схоластическими процентами от среднедушевого дохода. Между тем предложения ФНПР по поэтапному повышению МРОТ и отказу от методики, имеющей в основе медианные показатели, пока не приняты. Хотя по факту медианный расчет правительством уже заморожен.
Назвал председатель ФНПР и сумму честного МРОТ, который был бы сегодня в стране, если бы социальная величина индексировалась должным образом - на основе минимального потребительского бюджета. Так, МРОТ должен составлять в 2022 году около 46 тысяч рублей, что примерно в три раза выше, чем планка, обозначенная на 2023 год, - 16 242 рубля.
Честная и понятная схема индексации нужна и зарплатам россиян. Прописанная, четкая процедура ежегодной индексации заработков могла бы стать одним из главных инструментов для повышения реального содержания зарплаты. Однако на практике индексация производится не везде и нерегулярно. Зачастую она даже не обеспечивает повышение покупательной способности зарплаты. Михаил Шмаков напомнил, что повышение реальной зарплаты - это гарантия, защищающая работника от проблем, связанных с ростом стоимости жизни, не зависящим ни от качества работы, ни от производительности труда.
Шмаков также напомнил о необоснованной межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации зарплат в бюджетном секторе у работников, имеющих одинаковый уровень квалификации и выполняющих одинаковые трудовые функции. Особенно это касается медицинских и педагогических работников.
Пилотный проект в образовательной среде уже согласован и будет реализован в ближайшие месяцы. По его итогам планируется разработать правительственное постановление о единых требованиях к системам оплаты труда педагогов. А вот в здравоохранении все тяжелее. Реализацию пилотного проекта по единым ставкам для медработников правительство отложило до 2025 года, вызвав серьезное недовольство отраслевого профсоюза (см. “Солидарность” № 26, 2022, “Пилот” подбит на взлете”).
Равные права должны быть и у пенсионеров - причем не только с профсоюзной точки зрения, но и по Конституции. Шмаков напомнил, что Конституция РФ не разделяет пенсионеров на работающих и неработающих. Как следует из статьи 75, в России “формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости”, а также “осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом”.
На этом основании профсоюзы отстаивают позицию об индексации страховых пенсий работающим пенсионерам и перерасчете страховой пенсии по старости, исходя из максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента.
Важные социально-экономические решения принимаются органами власти и работодателями без участия профсоюзов - такое принципиальное нарушение профлидеры фиксируют уже не первый год. Причем как на федеральном уровне, так и в регионах. Например, финансово-экономический блок правительства продолжает порочную практику игнорирования профсоюзов при разработке и рассмотрении документов стратегического характера.
- В этом году на заседании Российской трехсторонней комиссии так и не был представлен среднесрочный прогноз социально-экономического развития, а проект федерального бюджета был представлен меньше чем за сутки до заседания РТК, - привел Михаил Шмаков конкретные примеры.
Еще один вызов связан с ростом числа самозанятых и работников цифровых платформ. Этот фактор все серьезнее ставит вопрос о защите их трудовых прав и соцгарантий. Как подчеркнул Шмаков, “цифровые занятые” должны подлежать обязательному страхованию - медицинскому, пенсионному, социальному на случай временной нетрудоспособности, от несчастных случаев и профзаболеваний.
ФНПР предлагает предусмотреть для платформенных занятых право создавать профессиональные союзы и вступать в них, привлекать представителей профсоюзов для защиты своих трудовых прав и интересов при возникновении споров с операторами цифровых платформ. По мнению ФНПР, операторы обязаны установить четкие требования к режиму рабочего времени и отдыха платформенного занятого, в том числе предел ежедневной занятости, и контролировать эти параметры.
Отметим, что среди гостей Генсовета были - и даже выступили - социальные партнеры: заместитель министра труда РФ Елена Мухтиярова, замруководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван Шкловец, врио руководителя Пенсионного фонда РФ Сергей Чирков. Они рассказывали о своей работе и взаимодействии с профсоюзами, благодарили за инициативу и поддержку многих важных решений в социальной сфере.
Но мы, пожалуй, подробнее расскажем об актуальном: руководители членских организаций ФНПР вслед за Михаилом Шмаковым продолжили разговор о сегодняшних проблемах (а правильнее будет сказать - задачах).
Председатель Федерации профсоюзов Республики Башкортостан Гузель Мирошниченко говорила о необходимости укрепления “среднего звена”:
- Ситуация в отраслях реального сектора экономики в регионах разная, вследствие чего и ситуация с теркомами тоже разная. Если бы на уровне ЦК отраслевых профсоюзов волевым решением договорились о зоне ответственности по каждому из регионов, это стало бы первым шагом к помощи из центра слабым территориальным организациям, - считает Гузель Мирошниченко.
Тему охраны труда поднял председатель профсоюза строителей России Борис Сошенко. Строители стабильно в “лидерах” по смертельному травматизму, но помимо профессиональных особенностей положение усугубляют, в общем-то, бюрократические причины. Например, работодателю проще заключать договоры гражданско-правового характера - ответственности меньше. В том числе за жизнь и здоровье работника. Значит, таких форм труда просто не должно быть в профессиях, связанных с опасностью. Кроме того, по убеждению Сошенко, обязанностью каждого работодателя должно стать заключение коллективного договора.
Автор популярных профсоюзных “кейсов”, председатель объединения профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских указал, что и за “красной линией” в 50% членства (которые обязывают работодателя вступать в коллективные переговоры) “есть профсоюзная жизнь”. Профлидер тут же предложил ФНПР проводить постоянно действующие практические семинары с разбором конкретных ситуаций и выразил готовность поделиться собственным опытом.
С особым чувством члены и гости Генсовета выслушали председателя Белгородского областного объединения профсоюзов Николая Шаталова:
- С начала СВО в жизни белгородцев все поменялось. Если раньше мы были приграничным регионом, то сейчас стали прифронтовым, - сказал Шаталов.
Несмотря на все трудности, белгородские профсоюзы работают в “усиленном режиме”, решая как обычные повседневные задачи, так и новые. Оказывают помощь всем, кто в этот тяжелый период в ней нуждается. В регионе подписано трехстороннее соглашение, в котором оговаривается приостановление (а не расторжение) трудовых договоров и сохранение среднего дохода мобилизованных граждан. Приняты постановления о других гарантиях мобилизованным и их семьям. Задачу профсоюзов Николай Шаталов видит в том, чтобы закрепить эти обязательства в отраслевых и территориальных соглашениях, в колдоговорах.
Представитель другой приграничной территории - лидер Федерации профсоюзов Ростовской области Александр Лозыченко говорил об организации детского оздоровления. Этот мирный процесс в последнее время разворачивается отнюдь не в безмятежной обстановке: сначала эпидемической, а затем и политической. Но профсоюзы делают все, чтобы детям - как и должно быть - досталось лучшее.
Выступили на заседании Генсовета руководители новых членских организаций ФНПР. Председатель профцентра Донецкой Народной Республики Максим Паршин рассказал, с какими проблемами столкнулось профобъединение за свои недолгие еще годы работы (создано в 2015 году). С начала военной операции в республике объявлена всеобщая мобилизация, которая тут же обернулась нехваткой трудовых ресурсов. Растет травматизм, есть проблемы с оплатой труда. Но профсоюз работает. Встречается с социальными партнерами, ищет компромиссы, помогает мобилизованным, раненым, погибшим, их семьям…
Председатель Федерации профсоюзов Луганской Народной Республики Игорь Рябушкин обратил внимание коллег на расхождение трудового законодательства ЛНР и России.
- Некоторые моменты Трудового кодекса в ЛНР немножко лучше, чем в РФ, - отметил выступающий. - В связи с этой несостыковкой возникают проблемы: люди пользовались определенными льготами, которыми с сентября (когда новые территории были присоединены к России) уже пользоваться не могут. Или даже так: кто-то воспользовался льготой, а теперь должен вернуть средства. Нарастает социальное напряжение. Мы выступаем с инициативой о переходном периоде, чтобы некоторые льготы оставили до Нового года, другие - до конца отопительного сезона, третьи - до 2026 года.
Уникальность и острота момента, в котором мы живем, пробудили новые идеи насчет наполнения понятий “цели профсоюзов” и “роль профсоюзов”. Об этом упомянул глава Всероссийского “Электропрофсоюза” (ВЭП) Юрий Офицеров и подробно рассказал лидер профсоюзов Чеченской Республики Хусайн Солтагереев.
- Помимо тех важных моментов, которые обозначены в основном докладе, роль профсоюзов сегодня и в том, чтобы поддержать своих братьев, думающих и говорящих по-русски, живущих по православным традициям, сражающихся и отдающих свои жизни, - высказался Юрий Офицеров.
Он обрисовал, как строится и крепнет взаимодействие Всероссийского “Электропрофсоюза” и родственных отраслевых профсоюзов ЛДНР. Структуры ВЭП организовали финансово-гуманитарную помощь членам отраслевых профсоюзов народных республик и их семьям, помогают им восстанавливать электросетевое хозяйство.
Хусайн Солтагереев проникновенно говорил о патриотическом воспитании - точнее, о необходимости давать такое воспитание силами профсоюзов. Благо инструментами для этого профсоюзы обладают. Так, хороший заряд патриотизма могли бы обеспечить профсоюзные музеи.
Надо сказать, Михаил Шмаков горячо поддержал коллегу и призвал профактив посещать музеи в добровольно-принудительном порядке: надо, мол, включать этот визит в производственное задание командировочным - для расширения кругозора.
Еще одна большая задача, о которой говорилось на заседании Генсовета, - организация профсоюзного обучения. С проблемой аудиторию ознакомил заместитель председателя ФНПР Александр Шершуков.
- По отчетности у нас все выглядит замечательно. Множество учебных центров, школ профактива и молодежи, которые выпускают ежегодно десятки тысяч человек. Но на практике иногда возникает вопрос: где все эти люди? - сказал Шершуков.
Хотя есть целая концепция профсоюзного образования, принятая ФНПР, само образование в нее не укладывается - оно имеет пестрый вид, организуется на свой лад в разных регионах. Зампред призвал обдумать и принять (когда обдумают) несколько решений для эффективности обучения. И тут же предложил ряд тем для размышления.
Во-первых, те 6% от бюджета, которые рекомендовано тратить на образование, должны идти на обучение в профсоюзных учебных центрах, сертифицированных Институтом профдвижения. Во-вторых, люди, не прошедшие обучение по программам профсоюзных учебных центров, должны исключаться из кадрового резерва. В-третьих, профструктуры должны ресурсами поддерживать учебные центры, а центры, в свою очередь, должны активно меняться и модернизироваться.
Остается надеяться, что решение этих и других вопросов не за горами, а значит, система профсоюзного образования станет и продвинутой, и упорядоченной.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно