Специалисты инспекции труда профсоюзов контролируют законность трудовых отношений на предприятиях и решают многие другие вопросы. Какими навыками надо обладать, чтобы стать правовым инспектором? Как строить отношения с профсоюзами и работодателями? Об этом и многом другом “Солидарность” беседовала с Иваном Богдановым, правовым инспектором труда Дорпрофжела на Московской железной дороге, лучшим правовым инспектором труда ЦК Роспрофжела по итогам работы за 2021 год.
- Иван Иванович, почему вы решили стать именно правовым инспектором? Что повлияло на выбор специальности, почему именно на железной дороге?
- Защита слабых и обиженных всегда была на Руси благородным занятием. Учитывая, что в свое время я служил в органах внутренних дел, а потом преподавал в Брянском филиале Университета МВД, то особых колебаний, когда предложили заняться этой работой, у меня не было.
Тем более в университете я был связан как раз с гражданской правовой направленностью, защитой прав граждан. Так что правозащитная деятельность в моей жизни прослеживалась все время. В инспекции работаю с 2013 года, скоро уже 10 лет будет.
К тому же путевку в жизнь мне дала железная дорога - я и спортом с малых лет занимался в “Локомотиве”. Да и первая моя рабочая специальность, полученная в техническом училище, - “электромонтер контактной сети”. Я по ней до армии работал.
- Вам пришлось дополнительно учиться, чтобы заняться правовой работой? Какое, в принципе, нужно образование?
- Юридическое. Специальность - “юриспруденция”. Достаточно широкая специальность, она позволяет работать в разных областях деятельности. Достаточно сказать, что с ней принимают на должность судьи. Хорошее знание юриспруденции позволяет правильно оценивать и интерпретировать законодательство и сложившуюся правоприменительную практику.
- Достаточно юридического образования или есть какие-либо дополнительные требования?
- Дополнительные условия для работы правовым инспектором четко описывает положение “О правовой инспекции”. В нем есть пункт, по которому помимо образования нужен опыт работы на соответствующих, юридических должностях не меньше трех лет. Деятельность тоже трактуется широко. В моем случае это было преподавание в университете и работа начальником юридического отдела нашего Брянского университета.
- Трудовой инспектор выступает одним из главных звеньев между профсоюзами, трудящимися и работодателями. Как организована эта работа, какое место вы занимаете в структуре профсоюзов и предприятий?
- Если смотреть со стороны профсоюзов, то прежде всего надо обратиться к статье второй закона “О профсоюзах”, в ней указана цель, ради которой профсоюз создается: представительство и защита социально-трудовых прав работников. Это основное, абсолютно исчерпывающее положение.
Как раз социально-трудовые права работников и защищает правовой инспектор труда. Это основной объем деятельности, который ложится на профсоюзы, все остальное - важная, но вспомогательная деятельность.
Конкретно я - правовой инспектор труда по Брянскому региону Московской железной дороги. Наше, правовой инспекции профсоюза, общение с работодателем в отношении работника, состоящего в профсоюзе, может проходить в разных форматах. Оно выстроено как на уровне дороги, региона, так и отдельного предприятия.
С юридической, правовой стороны мы опираемся на документы, которые приняты профсоюзом и соответствуют статье 370 Трудового кодекса. Разумеется, опираемся на “Положение о правовой и технической инспекции труда профсоюзов”. Оно полностью определяет взаимоотношения с работодателями на уровнях от руководства РЖД до отдельных предприятий железнодорожного транспорта.
А непосредственные отношения между специалистами предприятия и мной как инспектором выстраиваются, конечно, уже в личном общении, при котором соблюдаются определенные нормы делового этикета.
Например, если я готовлюсь к плановой проверке, то заранее направляю работодателям письма, указываю в них, где именно будет проверка, какие мне потребуются документы, какие именно вопросы буду рассматривать.
Если же это проверка по жалобам и обращениям работников, то я просто информирую, что буду в такое-то время, чтобы не получилась ситуация, когда я пришел с проверкой, а работника или представителей работодателя нет на месте, они где-то на линии заняты.
Так что согласования, уточнение времени - это и правило этикета, и необходимость. Работа же разъездная.
- Как я понимаю, ездить приходится немало. Как при таких частых перемещениях вы строите рабочий день?
- Я стараюсь выделять дни для работы с документами, отдельно - для выездных проверок. Но поскольку реагирую и на обращения работников, то все может быстро меняться. Например, вчера еще я планировал сегодня быть на своем рабочем месте. Но вечером мне сообщили о ситуации, которая требует вмешательства, и я еду сейчас в город Унечу на предприятие, где работники попросили моего присутствия при обсуждении спорной ситуации. Это 120 километров от моего постоянного рабочего места. День пробуду на предприятии, вечером вернусь домой.
Так что рабочий день ненормированный, это закреплено в моем трудовом договоре. Оплата труда вполне соответствует уровню моей ответственности.
- Скажите, какие у вас основные права и обязанности как у инспектора? И всегда ли удается их осуществить?
- Начнем с прав. Они определены “Положением о правовой инспекции Российского профессионального движения железнодорожников и транспортных строителей”, которое, конечно, полностью совпадает со статьей 370 ТК РФ. Исходя из этого положения я и действую. Если вкратце говорить о моей фактической, повседневной практической деятельности, то основное мое право является и обязанностью.
Я имею право и обязан проверять организации, устанавливать соблюдение или нарушение правовых норм трудового законодательства. Моя основная обязанность - защита социально-трудовых прав работников предприятия, членов профсоюза. А проверка, если быть совсем точным, - это процедура, с помощью которой я свою задачу выполняю.
Осуществлять это право мне удается в полной мере, поскольку, если снова вспомнить Трудовой кодекс, в нем указана обязанность работодателя оказывать правовой инспекции содействие и предоставлять документы, необходимые для проверок со стороны правовых инспекторов труда профсоюзов.
Кроме того, в коллективном договоре ОАО “РЖД” есть отдельный пункт, где четко указано: работодатели содействуют проверкам со стороны правовой и технической инспекций труда, предоставляя необходимые для этого материалы.
- Предположим, проверка прошла. Вы можете в дальнейшем как-то влиять на решения проверки, контролировать устранение нарушений, если они были?
- У нас есть определенный порядок действий. Он как раз нацелен на то, чтобы добиться соблюдения прав работника. Например, когда выявлено нарушение прав, я смотрю, можно ли устранить его в ходе самой проверки? Если удается, я отмечаю в протоколе: было выявлено такое-то нарушение, устранено в ходе проверки.
Если же понятно, что “в моменте” устранить его невозможно, я выношу представление об устранении нарушения Трудового законодательства - по форме, которая как раз утверждена Положением “О правовой инспекции труда профсоюза”.
Что касается контроля за реализацией или внесением моих предложений, то все зависит от того, что за нарушения выявила проверка. Скажем, в каком-то локальном нормативном акте - проще говоря, в приказе или распоряжении отдельного предприятия - прописаны неверные формулировки или в них есть противоречия. В этом случае я указываю, какие формулировки некорректны, что чему противоречит. Объясняю, какие нужно внести изменения и в какие сроки. Как правило, по законодательству, это семидневный срок.
Может быть и другая ситуация. Допустим, не выплачены вовремя денежные средства. В этом случае моя задача - точно указать, кому конкретно и за какой период нужно произвести доплату. И, опять же, напоминаю - нужно в семидневный срок сообщить, что сделано для устранения нарушения.
Как правило, работодатели всегда в указанный срок сообщают, какие меры приняты для устранения выявленных нарушений, а на предприятиях проводятся разборы таких ситуаций.
Подчеркнуть хочу: я всегда при вручении представления разъясняю работодателям, что нужно сделать дополнительно помимо написанного в самом представлении, чтобы не повторить ошибку. Может, разъяснительное мероприятие провести, учебу по проблемному направлению и так далее. Ведь цель моей работы, на самом деле, не просто выявить нарушение. Настоящая цель - создать условия, при которых подобные нарушения не будут повторяться.
- Вы сказали, что дополнительно беседуете со специалистами предприятия, советуете проводить обсуждение правовых норм, учебу. А сами участвуете в организации этих мероприятий? Кто их инициирует?
- Инициатором выступает как раз профсоюз. Конкретно - правовая инспекция. Мы периодически собираем совещания, проводим учебу с профсоюзным активом и с руководителями предприятий. Приглашаем на нашу учебу представителей транспортной прокуратуры, судей областного суда, нашего федерального суда, которые выступают с разъяснениями вопросов законодательства, рассказывают о своем видении вопросов правовой охраны труда.
Словом, мы пытаемся дать работодателям максимальную информацию о проблемных вопросах трудовых отношений, чтобы было понятно, почему правовая инспекция приняла то или иное решение.
Такие мероприятия стараемся проводить регулярно. Ведь самое эффективное предупреждение правонарушений, лучшая профилактика - это разъяснение. Самое ценное, когда еще на стадии принятия решения люди пытаются найти правильный ответ, и источником правильной информации они считают как раз правового инспектора труда профсоюза.
- С какими проблемами приходится сталкиваться в работе чаще всего?
- Проблемы… Их всегда хватает, как объективных, так и субъективных. К объективным могу отнести изменения нормативного регулирования трудовых отношений на уровне законодательства и отдельных подзаконных актов, даже в локальном регулировании. В этой части возникает, скажем так, недопонимание со стороны работодателей насчет правильного применения положений.
А субъективные… Конечно, человеческий фактор. Люди меняются. Приходят и уходят руководители, сотрудники кадровых служб, с которыми уже привык контактировать. Приходится заново выстраивать диалог, вникать в позицию человека по определенным вопросам.
Например, есть основная зарплата, оклад, тарифная ставка и премиальные выплаты. А есть различные доплаты, которые зависят от определенных условий. Интерпретация этих условий порой зависит от субъективного восприятия.
Когда человек работает продолжительное время - отношения устанавливаются и за счет нашего личного общения, и за счет периодических семинаров. Мы уже понимаем позиции друг друга, знаем, как действовать в спорных случаях. А новый человек - это новое выстраивание отношений и новая учеба.
- Скажите, люди идут только по трудовым вопросам или приходится и с необычными случаями сталкиваться?
- Ко мне идут по самым разным вопросам! И по семейно-правовым, и по гражданско-правовым, по наследственным отношениям. Приходят, советуются. “Иван Иванович, куда идти, что делать?” Семейными проблемами делятся. Если с детьми что-то случилось, тоже идут. Я конкретные случаи называть не хотел бы, скажу только, что стараюсь помочь всем.
Кому-то поможешь заявления исковые в суд подать. Объяснишь, как написать, какие документы собрать, как обосновывать свою позицию в суде… Словом, живешь проблемами людей.
- Если от частного перейти к общему... Как вы с профессиональной точки зрения оцениваете сегодняшний уровень социальной защищенности трудящихся?
- Сказать, что люди защищены полностью, - значит, конечно, слукавить. Почему?
Прежде всего, все время появляются новые субъективные факторы, на которые надо реагировать. Нужно дорабатывать и в плане профилактики правонарушений, и разъяснять случаи недопонимания, и разбирать сложности неправильного применения трудового законодательства.
Что касается нормативной базы, мы регулярно этот вопрос обсуждаем на уровне правового департамента ЦК профсоюза. Я член методического совета правового департамента и даю свои предложения. Мы обсуждаем это, в том числе с работодателями. Нормативную базу совершенствовать надо постоянно, но мы стараемся еще на стадии принятия документа убрать те моменты, которые могут быть двояко интерпретированы или ущемить в той или иной мере права работника.
В первую очередь это касается нормирования труда, оплаты труда, премирования. Мы стараемся, чтобы на стадии проработки такие пункты направлялись в профсоюз, проводим их экспертизу. Если требуется, указываем, что надо доработать либо изменить.
- Насколько я знаю, в 2021 году вы были признаны лучшим правовым инспектором профсоюза. Какими надо обладать качествами, чтобы стать профессионалом такого уровня?
- Прежде всего нужны терпение, самообладание и выдержка. Работа с людьми всегда сложна. Нужно уметь выслушать, понять человека, а главное, попытаться донести до него свою позицию так, чтобы он услышал. Ведь к нам обращаются люди с серьезными проблемами.
К врачу обращается больной - у него проблемы со здоровьем. Ко мне же люди приходят, когда у них проблемы с социальной жизнью. С оплатой труда, учетом рабочего времени - с тем, что прямо отражается и на благополучии семьи, и на самом человеке. Он приходит уже возбужденный, сам себя накрутил, раз его не поняли на предприятии, не дали ответ, который он запрашивал.
Мне нужно разбираться. Для начала успокоить человека, понять, что он хочет, какие у него претензии, насколько они правомерны.
- Для такой работы требуется еще и серьезная психологическая подготовка.
- Безусловно. Без этого никак, здесь не можешь быть статистом. “Поступила бумажка - зарегистрировал, пошел проверил” - так нельзя. Профсоюзы работают с людьми. Самое главное, что члены профсоюза воспринимают тебя как свого защитника. Поэтому нужно вникать, откликаться, уметь вывести из взведенного состояния, успокоить.
Я всегда стараюсь с самого начала разрядить обстановку. Если люди пришли ко мне - предложу чай, кофе. Поинтересуюсь, как дома. Постараюсь переключить человека, чтобы он уже в более спокойном состоянии перешел к изложению проблемы. А при проверках спрошу, как дела, узнаю, как с работой, - потом уже перейду к самой проверке.
Я всегда стараюсь, чтобы меня не воспринимали как врага, как инородное тело, появление которого приведет к тому, что тебя лишат премии или объявят выговор.
- Ненормированный рабочий день, большая психологическая нагрузка… Есть ли хобби, которое помогает переключаться, снимать напряжение?
- Как увлекся в детстве, так и сейчас - помогает чтение. Очень люблю военно-историческую литературу, мемуары, особенно периода Великой Отечественной. Оба моих деда воевали, погибли. Мне хочется понять, в каких условиях они жили, воевали, каким было то время. Когда читаешь, как им было тяжело, через что пришлось пройти старшим поколениям, хочется, чтобы твои дети и внуки тоже это знали, понимали и жили лучше, чем предки.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно