Фото: архив Сясьского ЦБК
Заведующая музеем ОАО «Сясьский ЦБК» Татьяна ПЕТРОВА прислала в редакцию свой рассказ о некоторых страницах славной истории города и комбината, о своих героических земляках. «Коротко нашу историю не рассказать. Она очень богата - прежде всего добрыми, трудолюбивыми, творческими людьми Сясьстроя», - пишет Татьяна Сергеевна.
Годы тяжелых испытаний… Шрамы в душах людей… Многомиллионные безвозвратные потери родных, близких, друзей, разрушенная экономика страны. Как можно оценить подвиг советских людей, вставших на защиту своего отечества? Много лет прошло с той страшной поры, но слово «война» до сих пор не дает уснуть участникам тех событий, ветеранам, оставляя в памяти слезою горькой след военных лет. Этот след не подвластен времени. Память о войне… ее не сотрешь годами, она вечна, и мы с годами понимаем, насколько высока цена победы, что одержали наши отцы и деды.
А как жил и работал во время войны рабочий поселок Сясьстрой, расположенный в 152 километрах к востоку от Ленинграда, ныне Санкт-Петербурга? Посёлок был основан в 1927 году в связи со строительством целлюлозно-бумажного комбината. В 1939 году население поселка составляло 7364 человека. Работал Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат и вся необходимая инфраструктура для проживания населения - детские сады, школа, больница, дом культуры, жилой фонд и т.д.
Но в 1939 году началась Советско-финская («Зимняя») война. Войска проходили через Сясьстрой. Часть из них размещалась в квартирах жителей, которые радушно встречали бойцов, обогревали их, чем могли, помогали, хотя и сами сясьстройцы жили очень бедно, да не очень сыто.
Воевали на той войне и наши жители, например, Алексей Степанович Боричев, который прошел две войны, Федор Васильевич Кузнецов – ветеран трех войн, Александр Павлович Емельянов – участник двух войн, связист, политрук, Петр Александрович Екимов – участник двух войн, затем героически погибший во время Великой Отчественной войны, и еще многие и многие солдаты.
До войны сясьстройцы строили планы дальнейшей жизни, наращивали темпы производства продукции на целлюлозно-бумажном комбинате, растили детей, радовались коренным изменениям в личной судьбе и гордились своей малой Родиной.
Поселок был приграничным. При въезде в Сясьстрой милиция проверяла пропуска. В паспортах стоял штамп: «Проживание в пограничной зоне разрешается».
21 июня 1941 года выпускники школ встречали рассветы следующего дня, мечтали о будущем. 22 июня стал тревожным и мрачным, а поселок - притихшим и пустынным. Уже появились первые добровольцы пойти на фронт – началась мобилизация. Моста тогда через реку Сясь не было, и отправляли воинов на пароходе «Работник», приписанного к лесному отделу Сясьского ЦБК.
Враг подступал к Волхову. В Сясьстрой эвакуировали Волховский райком партии, поселок стал фактически прифронтовым. Не раз его бомбили с воздуха.
В первые дни войны Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление об эвакуации импортного оборудования и основных кадров в глубь страны. Начали демонтаж оборудования и Сясьского целлюлозно-бумажного комбината и отправку его на эвакобазу в г. Чепецк Кировской области. Первый эшелон с оборудованием ушел 3 сентября 1941 года, а 10 сентября – первые эшелоны с семьями сясьстройцев.
Комбинат перевели на рельсы военного времени: работал механический цех, где делали боеприпасы. В механических мастерских и пожарном депо ремонтировали танки, самолеты, давали вторую жизнь боевым катерам Ладожской флотилии.
В цехе водоснабжения и коммуникаций хранились запасы горючего для заправки военных машин. Всю войну работали лесной и древесно-подготовительный отделы, которые обеспечивали древесиной (топливом) ТЭС-1, население поселка, Октябрьскую железную дорогу по заявкам Волховского руководства и блокадного Ленинграда.
Охранял Сясьский ЦБК и поселок истребительный полк № 96. Фашистами планировались диверсии по уничтожению предприятия. Одна из них была ликвидирована зимой 1942 года Павлом Николаевичем Зайцевым и его детьми, которые встретили на реке Валгомка трех лыжников в масхалатах. Диверсанты стали расспрашивать их о дороге к заводу. Как потом выяснилось, они хотели взорвать комбинат.
Благодаря бдительности населения во время войны удалось также предотвратить крупные аварии и сохранить первенца целлюлозно-бумажной промышленности страны.
С начала войны было введено затемнение, вышло распоряжение заклеивать оконные стекла крест-накрест полосками бумаги, чтобы предохранить их от ударной волны при разрывах бомб. При налете и бомбежке Сясьстроя каждый день звучал прерывистый гудок комбината, обозначающий «воздушная тревога» или «отбой воздушной тревоги».
Основное население эвакуировалось, так как ресурсы питания были полностью использованы, продовольственное и прочее снабжение прекратилось.
С 1 сентября 1941 года были введены хлебные карточки: для ИТР – 500 граммов, служащим – 400, иждивенцам - 300 граммов хлеба.
С декабря 1941 г. взрослые получали по 300-400 граммов, а дети – 150 граммов хлеба, и больше никаких продуктов. Многие стали опухать от голода, началась дистрофия, что чаще всего приводило к смерти.
Для рабочих тяжелых, трудоемких цехов комбината норма хлеба была определена в 600 граммов, за нарушение трудовой и производственной дисциплины норма снижалась на 100 граммов.
В цехах в большинстве работали женщины, так как мужское население ушло на фронт – более 2000 человек. Остались, как и всюуду - старики, женщины и дети. При бомбёжках бегали в ближайший лес.
Мужество матерей тех лет невозможно переоценить, но они выстояли, растили детей, а главное - спасли им жизни. В 1941 году упало несколько бомб: в свинарник подсобного хозяйства, на Рогожский луг, телефонную станцию комбината и жилые дома, а с 1942 года поселок стали бомбить все чаще. Были организованы отряды ПВО.
Каждый житель находил себе дело и старался, по мере возможности, работать на будущую Победу, в которой не сомневался. Кто-то ушел на фронт, кто-то – в партизаны, кто-то - в народное ополчение, кто-то в эвакогоспитали посёлка и на фронт в хирургические полевые передвижные госпиталя и эвакопункты.
В поселке велась санитарная обработка определенных мест для исключения инфекционных массовых заболеваний населения. По Ладожскому озеру началась эвакуация ленинградцев на большую землю. В здании фабрики-кухни принимали блокадников, где их кормили, обогревали и далее отправляли в тыл.
20 августа 1941 года принял первых раненых солдат эвакогоспиталь № 1789, находящийся в доме культуры. А затем было организовано более двенадцати госпиталей по всему Сясьстрою: в школах, жилых домах и даже в церкви Успения пресвятой Богродицы. В доме купца В.И. Каялина находилась больница от министерства водного транспорта. Начальниками госпиталей были Анна Павловна Жданова, Анна Степановна Игнатова, Юлия Савельева.
Всего на Волховском фронте было 1430 госпиталей. После войны до 1949 года продолжал работать спецгоспиталь № 1114, в котором проходили лечение военнопленные (чехи, венгры, немцы). Располагался он по ул. Советская и Кольцевая.
В госпиталях работали санитарками, прачками не уехавшие в эвакуацию девушки и женщины. Мария Ивановна Гамазина работала в спецэвакогоспитале № 1774, куда взяли ее, рослую, красивую девочку санитаркой. Наряду со своими прямыми обязанностями Машенька пела звонким голоском песни для раненых бойцов. Тогда и слушатели, и певица на миг забывали тяжелую действительность войны. На ее счету десятки выхоженных больных солдат, благодарных за ее песни, за ее лучезарные глаза и нежные руки, солнечную улыбку и бессонные ночи.
Сясьстройские девушки пронесли через всю жизнь военную дружбу – это Тоня Орлова, Люда Попова, Надя Аридова, Вера Горина, Паня Пашурина, Вера Башкирева - из госпиталя № 1774, да и другие девушки, работающие в госпиталях. После войны многие из них вернулись в цеха Сясьского ЦБК.
Санитарками также работали Тамара Ивановна Щербаченко, Александра Ивановна Баранова, Мария Ивановна Михайлова, Александра Егоровна Лукина, Лидия Петровна Воронина, Ираида Михайловна Касперская, Антонина Федоровна Васильева, Мария Степановна Луковицкая, Тамара Федоровна Абрамова. Многие медики, санинструкторы и санитарки были в дальнейшем отправлены на фронт.
Тогда землю жгли смертельные метели,
Небеса и те не знали сна…
В серые солдатские шинели
Наряжала девушек война.
Работали медицинскими сестрами в полевых передвижных хирургических госпиталях Зоя Ефимовна Николаева, Сира Дмитриевна Боричева, Анна Матвеевна Трошева, Прасковья Яковлевна Ламонова, Нина Ивановна Михайлова-Сиротина, Елизавета Тимофеевна Белякова, Клавдия Ивановна Антонова, Мария Николаевна Мороз, Тамара Александровна Антонова.
А как не вспомнить сестер Семеновых - Марию и Александру, которые мечтали учиться, любить и радовать своих родителей, наслаждаться красотами родной природы? Но судьба распорядилась по-другому. Эти девушки начинали свою жизнь в основном на Волховском и Ленинградском фронтах, где стонала вся земля, где горели поля, где людская кровь лилась рекой, где разносился страшный стон. У войны не женское лицо, многие из них погибали. Погибла при спасении раненого и Машенька Семенова 21 декабря 1941 года, награжденная посмертно орденом «Красного Знамени». Тогда ее сестра Александра приняла судьбоносное решение - идти на фронт, отомстить ненавистному врагу за погибшую сестру. Счастье ей улыбнулось - она осталась жива и встретила Победу в Польше.
Зимой 1942 года по Постановлению Государственного комитета Обороны на базе лесозавода Сясьского ЦБК была начата организация строительства Сясьской судоверфи в устье реки Валгомка.
В марте 1942 года Сясьстрой посетили заместитель председателя СНК СССР Алексей Николаевич Косыгин и член военного совета Ленинградского фронта Николай Васильевич Соловьев. Они оказали большую помощь в решении ряда проблем, связанных со строительством верфи. И уже первая баржа, вмещающая 380 тонн груза, была спущена со стапелей 20 мая 1942 г. Всего было спущено 99 барж, выполнено много других заказов.
Работы вели мастера деревянного судостроения и опытные плотники – 60 человек с верфи имени Желябова (г. Ленинград), 50 специалистов судостроителей из Великого Устюга и Сухонского пароходства и 900 человек из Сясьстроя, в основном подростки и женщины.
Первым директором Сясьской судоверфи был назначен Сергей Иванович Шилейкис. Ему помогали главный инженер Николай Александрович Кузнецов, главный конструктор Борис Иванович Еропкин. Курировал работу заместитель Народного комиссара речного флота А.А. Лукьянов.
На «Дороге жизни» выполняли определенные задачи Сясьский и Новоладожский рабочие батальоны. В самом начале войны с Невских берегов в Сясьстрой была эвакуирована Ленинградская судобетоноверфь. Она находилась вблизи деревни Рогожа, на реке Сясь. Руководству судоверфи было поручено в короткие сроки провести работы по переоборудованию речных судов для плавания их в Ладожском озере. Нефтеналивные баржи речного судоходства оснащались специальными резервуарами и ёмкостями для доставки горючего по Ладоге к освобождённому Ленинграду. Речные суда приспосабливали для транспортировки гружённых железнодорожных вагонов. На баржах монтировались специальные площадки для перевозки тяжёлой военной техники. Кроме этого, на верфи изготавливали железобетонные якоря для строящихся на Сясьской судоверфи судов, ремонтировали речные и озёрные буксиры.
Работать зимой и летом приходилось на улице, специальных помещений не было. Бригады рабочих неоднократно выезжали в Новую Ладогу, Ленинград и всюду, где возникала необходимость в срочном ремонте судов. Наши электросварщики часто получали командировки в Ладожскую Военную Флотилию.
Только в 1945 году судобетоноверфь начала перебазироваться обратно в Ленинград. Кроме ленинградцев на ней работало много жителей Сясьстроя и ближайших деревень. На верфи самоотверженно работали: А.Ф. Голубев, И. Баранов, В. Галактионов, В. Сидоров, А. Кислова, И. Кислов и многие другие.
13 сентября 1945 года в соответствии с приказом Народного Комиссариата речного флота СССР № 270 на Сясьскую судоверфь Северо-Западного речного пароходства было возложено строительство Свирской судостроительной верфи с одновременным перебазированием Сясьской судоверфи на реку Свирь. Баржи, сколоченные руками местных жителей, под руководством специалистов помогли обслуживать транспортную нить, связывающую Ленинград с большой землей по «Дороге жизни».
После освобождения г. Тихвина и организации по строительству барж на Сясьской судоверфи, стало больше поступать продовольствия. Для школьников в начале 1942 года организовали питание – завтраки.
Сясьская судоверфь и работающие цеха комбината давали трудоспособному населению шанс устроится на работу и получать рабочий паек.
Жители поселка заготавливали дрова для топки ТЭС, жилого фонда и частично отправляли в город Волхов для Октябрьской железной дороги. Поселок сражался, насколько позволяли его ресурсы, истощенные до предела.
В Сясьстрое находились авиационные мастерские ВВС Балтийского флота, входящие в состав действующей армии. Мастерские ремонтировали капитально в основном самолеты-истребители. Существовала своя летно-испытательная станция со штатом летчиков-испытателей на территории аэродрома. Летчики жили в Сясьских Рядках.
1943 год для жителей Сясьстроя прошел очень напряженно, усиливались бомбежки поселка и комбината. Доставалось Волхову и Новой Ладоге, а также Сясьстрою.
Но наступил 1944 год - переломный. 27 января произошло большое событие —полное снятие блокады Ленинграда, а 29 марта 1944 года наши войска уже переходили Советскую границу с Румынией. В Сясьстрой пришла радостная весть о возвращении эвакуированного оборудования из Чепецка. С мая 1944 года на комбинате начали подготовку к приему оборудования, а в августе поступили первые эшелоны.
С 1944 года по 1952 год предприятием руководил грамотный, опытный, строгий и требовательный директор Иван Николаевич Лебедев, перед которым Наркомбумпром поставил глобальные задачи по восстановлению и пуску первой очереди Сясьского ЦБК в эксплуатацию. Мобилизовав трудовые, материальные и финансовые ресурсы, Иван Николаевич в кротчайшие сроки вместе с коллективом тружеников смог поставленную задачу с честью выполнить. В октябре 1945 года технологи сварили первый послевоенный котел Сясьской целлюлозы для бумажных фабрик. Это была большая трудовая победа наших бумажников.
Но после войны комбинат восстанавливался ещё пять лет. Комбинат начал второй этап своего развития. Появились новые производственные подразделения, внедрялись новые технологии в производстве.
В 1964 году принято решение о разработке и внедрении программы по производству санитарно-бытовых бумаг. В 1969 году впервые в СССР выпущена первая партия бумаг санитарно-гигиенического назначения. Поэтому город Сясьстрой считается столицей туалетной бумаги в СССР.
Время вспять не повернуть, но наша задача - помнить тех, кто корчевал и строил, вел монтаж и освоение оборудования; внедрял новые технологии разных видов бумаг и приносил в каждый дом радость. Память о них должна жить в наших сердцах, храниться в семейных архивах, фотографиях, военных письмах, открытках, медальонах, газетах военных лет, в музеях памяти и боевой славы, в «бессмерных полках», идущих вместе с нами по площадям и улицам городов и сел, на памятниках и обелисках.
Наш земляк Алексей Иванович Тарасов первым изложил идею создания памятника погибшим сясьстройцам в годы войны.
20 ноября 1986 года в газете «Сясьский рабочий» он опубликовал письмо – обращение к населению поселка Сясьстрой о создании памятника землякам. «Подумаем вместе» - так назвал он свою заметку, и внес первый денежный вклад – 10 рублей. Тогда идея Алексея Ивановича была поддержана многими, был создан фонд по строительству памятника, открыт счет № 14246 в Новоладожском отделении Агропромбанка СССР, на который поступило 7245 рублей, тогда как требовалось на памятник 8-10 тысяч рублей.
В 1987 году было определено место установки памятника - в сквере недалеко от комбината. Но пока собирали деньги, изменилась политическая и финансовая ситуация в стране и всё, что могли сделать жители Сясьстроя в то время — это открыть маленькую мемориальную доску в память погибших воинов, установленную на стене Дома культуры.
И все же спустя почти тридцать лет мечта Алексея Ивановича сбылась. К 70-летию Великой Победы в 2015 году памятник был торжественно открыт. Каждый неравнодушный внес свою лепту в его создание, отдавая дань уважения и гордости за подвиг наших воинов и тружеников тыла…
Памятник открыт, но мы продолжаем поиск воинов, которые ушли на войну из нашего поселения и не вернулись. Через электронный банк данных «Мемориал» и родственников, чтобы будущее поколение знало имена героев.
Фото: музей Сясьского ЦБК
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно