Top.Mail.Ru
Статьи
Вечный огонь памяти

Дорпрофжел на Московской железной дороге - своим ветеранам

Вечный огонь памяти

С каждым годом все меньше остается с нами тех, кто пережил тяготы страшной войны, унесшей больше 20 миллионов жизней. И тем дороже становятся воспоминания ветеранов. Они распускаются в памяти, как цветы - символ воли и желания жить вечно. Ветераны полигона столичной магистрали и по сей день остаются в строю, передавая профессиональный и жизненный опыт молодому поколению. Дорпрофжел на МЖД провел акцию “Слово ветерану”, в ходе которой людии поделились воспоминаниями о жизни в военное время. Многие побывали на полях сражений, были ранены; другие, будучи детьми, испытали ужасы концентрационных лагерей, холод и нестерпимый голод. Воспоминания ветеранов Московской дороги легли в основу этого материала.

ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА

Константин и Наталья Панасенко - ветераны ремонтного вагонного депо Брянск.

Константин Панасенко родом из Брянска, на войне был радистом, воевал под Ленинградом, в марте 1943 года его направили в разведшколу в Москву, где он сразу подписал документы о неразглашении своей фамилии. Остались только собственные имя и отчество.

В эту же разведшколу зачисли радистку Наталью Ткаченко, у которой тоже осталось только собственное имя. Познакомиться поближе Косте с Наташей помогла случайная встреча в московском метро во время увольнения в город.

Сначала им приходилось скрывать свои чувства - в разведшколе были строгие порядки, но перед разлукой, нарушив приказ, они раскрыли друг другу подлинные фамилии и адреса и решили: вспоминая друг друга, будут смотреть на Полярную звезду в одно и то же условленное время. Вот такой был уговор.

Первым на задание уехал Константин. Его забросили в партизанский отряд, воевавший под Минском, а Наташа была отправлена с группой разведчиков в Бухарест. День за днем она передавала из конспиративной квартиры сообщения в штаб фронта. Ее группу выследили и арестовали, Наташа попала в застенки гестапо.

“Лежа на нарах после побоев, - вспоминает Наталья Панасенко, - я каждый раз спрашивала: “Где же ты, Костенька мой?”

Те же чувства испытывал и Константин, глядя в небо на Полярную звезду, которая будто бы соединяла их сердца. Наташу освободили поднявшие восстание жители Бухареста. После лечения ее отправили на новое задание в Будапешт, но она сломала ногу, приземляясь с парашютом. Превозмогая боль, она продолжала работать на рации.

Тогда же Костю с десантниками забросили в Восточную Пруссию, и он по-прежнему ничего не знал о судьбе Наташи - своей Чайки. Глядя на звезды, продолжал мысленно разговаривать с ней. Костин отряд обнаружили, но ему удалось выбраться из окружения. Пробираясь к фронту, он верил, что его спасет любовь. Вернувшись с фронта, Константин стал разыскивать Наташу, писал письма ее родителям на Украину. Наташа откликнулась и приехала в Брянск. Их любовь оказалась сильней разлук, невзгод и опасностей, и они по-прежнему верят, что их соединила Полярная звезда.

НЕБО ДЛЯ САЛЮТА

Валентина Васильевна Афанасьева - бывший инспектор отдела кадров эксплуатационного локомотивного депо “Орел”. Участник трудового фронта. Стаж работы на транспорте - 50 лет.

- Родилась я в Орле в семье железнодорожника, мама не работала, воспитывала детей, которых в семье было пятеро. Когда началась война, все происходило очень стремительно, начались страшные бомбежки. До сих пор в ушах стоит страшный гул самолетов и грохот от бомбежек. Эвакуироваться мы не успели, поэтому остались на оккупированной территории.

Жили тяжело, даже вспоминать страшно. Запомнился случай, который до сих пор стоит перед глазами. Была весна, дороги все размыло, под ногами страшная грязь. И вот немцы ведут колонну наших пленных солдат. И вдруг один из них упал в придорожную канаву, а машина, проезжавшая рядом, сразу проехала по нему…

После войны я пошла учиться в школу. Нас водили на разные работы, а мне очень нравилось работать в госпитале. Мы читали раненым солдатам газеты, писали письма, поили водой.

Тогда по всему городу создавались рабочие отряды, которые помогали разбирать завалы. Я в таком отряде проработала один год, а потом меня оформили в локомотивное депо учеником счетовода. Позже работала табельщицей и отвечала за приход на работу работников. Если кто-то отсутствовал, приходилось ходить по домам и выяснять причину. Затем я много лет проработала в отделе кадров. В депо организовали музей, и, прежде чем принять человека на работу, мы его всегда туда водили, чтобы он мог познакомиться с историей депо и традициями.

Выйдя на заслуженный отдых, я продолжала работать в совете ветеранов депо. В этой работе нам всегда помогал профком.

Сегодняшнему поколению я бы хотела пожелать, чтобы не забывали, какой ценой досталась нам Победа, и чтобы в небе были слышны только залпы праздничного салюта!

БЕРЕГИТЕ МИР

Маргарита Федоровна Кувшинова  - ветеран службы автоматики и телемеханики Московской дирекции инфраструктуры, почетный железнодорожник, труженик тыла. Стаж работы на транспорте - 33 года.

- В 1941 году мне было семь лет. Жили мы в деревне, и отец был назначен ответственным за эвакуацию совхозного государственного имущества. В наш обоз, который отец должен был доставить в Пензу, входило стадо из 200 коров и лошадей, три трактора и две крытые повозки, в которых мы жили.

Наш путь проходил по проселочным дорогам и полям. Мы с братом выполняли обязанности пастухов. Летом с кормом для скота проблем не было, а вот зимой, конечно, было очень тяжело. Иногда нас пускали на ночлег погреться жители деревень.

Одеты мы были очень легко. Увидим, бывало, на заснеженном поле стог сена, а снегу-то по колено! Пока пролезем до него - ноги уже все мокрые. Сколько мы шли, я уже не помню, но обоз до Пензы довели. Пенза в то время была центром поставок продовольствия и оборудования для фронта.

Военное время было очень тяжелым, об этом трудно вспоминать, поэтому всем хочу сказать: люди, берегите мир!

ГЛАВНОЕ СЛОВО

Элеонора Васильевна Дьякова - ветеран железнодорожной больницы на станции Рыбное (Рязанская область). Почетный железнодорожник. Во время войны работала в составе сандружины.

- В первый день войны была очень хорошая погода. Ярко светило солнце, было очень тепло. По радио мы услышали выступление Молотова о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз…

Однажды недалеко от Рязани разбомбили воинский эшелон. Ночью нас вызвали, и мы всю ночь оказывали помощь раненым. Работали добровольно, понимая ответственность за здоровье наших солдат.

Хотя на полях сражений я не была, но под обстрел однажды попала, когда пошла на рынок за продуктами. Самолет летал очень низко и долго стрелял по разбегающимся в разные стороны людям. В этот момент было действительно страшно.

Военное время было голодным и холодным. Мы учились в холодных классах, чернила застывали, питались похлебкой из листьев капусты с небольшим количеством крупы. На каникулах нас посылали на сельскохозяйственные работы.

В один из дней на вокзальной площади в Рязани я услышала громкую музыку, побежала туда, и там прозвучало слово “Победа”! Это была такая радость и ликование, воздух звенел от радостных криков “Ура!”, и площадь как будто вся пришла в движение. Это чувство радости я вспоминаю каждый раз, когда наша страна отмечает великий праздник - День Победы.

ВКУС ХЛЕБА

Лидия Матвеевна Сосницкая - ветеран эксплуатационного вагонного депо Орехово-Зуево. Стаж работы на транспорте - 40 лет. Ее воспоминания посвящены учебе в Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта.

- Корпуса института были разбиты, в том числе общежитие, поэтому мы жили в уцелевших учебных корпусах. Рам не было, оконные проемы мы занавешивали одеялами, а утром на кроватях был иней. В день нам выдавали по 600 граммов хлеба, и мы сразу его съедали, а потом ходили голодными. Такой хлеб плохо действовал на желудок, поэтому нас заставляли бегать по лестницам, чтобы лучше все усваивалось. Уже в мирное время для меня хлеб всегда оставался самым вкусным!

Но все равно было весело, а на танцплощадках мы танцевали только танго и фокстрот. Во время вальса все сидели, потому что кружиться не было ни у кого сил.

После войны меня направили работать в Ашхабад. Позже работала на Северо-Кавказской железной дороге, а закончила свой трудовой путь уже на столичной магистрали…

ДЕТИ ВОЙНЫ

Когда Вторая мировая война пришла на территорию Советского Союза, эти наши собеседники были еще детьми. Они даже не понимали, что такое смерть, и не знали, что на тот момент фашистская Германия уже пол-Европы превратила в огромный концлагерь - фабрику смерти миллионов людей, а им - детям - тоже предстоит пройти через этот ад. Из воспоминаний ветеранов - узников фашистских концлагерей.

Алина Алексеевна Федотова - ветеран Рязанского центра организации работы железнодорожных станций.

- Перед войной отец отремонтировал наш дом в деревне и перевез всю семью туда. В начале войны мне не было еще четырех лет. Когда в деревню пришли немцы, то заняли наш дом, а нас выгнали жить в коридор. Было очень голодно, особенно когда мы видели, как они себе готовили еду и кушали сами. Однажды кошка стащила у них мясо. Я ее схватила и спряталась на печку, а немец вытащил автомат и направил прямо на меня. Мама мне кричала, чтобы я бросила кошку, а я со страху вцепилась в нее и застыла как вкопанная. Уж очень я тогда испугалась!

Позже нас угнали в Польшу, и помню, как мы спали в холодных времянках…

Уже после войны начались проблемы со здоровьем, пришлось долго лечиться. После выздоровления я пришла работать на железную дорогу и трудилась там до ухода на заслуженный отдых.

Валентина Кузьминична Ульянкина - почетный железнодорожник, бывший председатель совета ветеранов Смоленского центра организации работы железнодорожных станций, бывший председатель первичной профсоюзной организации станции Смоленск.

- Война застала нашу семью в Орловской области. С первого дня войны отец ушел на фронт, он погиб под Ленинградом в 1944 году.

Мы остались с бабушкой и двумя сестрами в деревне. Там завязался бой, мы прятались в погребах. А когда немцы начали зачищать нашу деревню, они бросали гранаты в погреба. Бабушку убило сразу насмерть, а нас ранило - у сестры осколок попал в височную часть головы, а у меня была порвана ступня левой ноги.

Маму немцы выгоняли на рытье окопов, а в июле 1941 года жителей деревни собрали в колонну и погнали в Белоруссию. Как мы тогда поняли, нас готовили к отправке в Германию.

Осенью 1943 года началось освобождение Белоруссии. В один из дней нам удалось бежать. Мы скрывались в лесопосадках, а самолеты долго бомбили окрестности. Однажды, идя по лесу, мы увидели вдали солдат, идущих широкой цепью. На расстоянии трудно было определить, кто это - наши или немцы. И тут двое подростков, бежавших вместе с нами, обоих звали Иванами, вызвались пойти вперед. Нашей радости не было предела, когда мы увидели, как два Ивана махали нам руками, подавая знак, что это наши солдаты.

“А”-СПРАВКА

“Жизнь замечательных людей” - проект, который “Солидарность” посвящает профлидерам, активистам, членам профсоюзов, которые в разные времена работали на разных предприятиях и в организациях нашей страны и оказали влияние на судьбы предприятий и людей.

Если вам есть о ком рассказать - присоединяйтесь к проекту! Ждем ваши письма (материалы, вопросы, предложения) на электронный адрес: zavod@solidarnost.org.

Автор материала:
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика