Фото: dumatv.ru
Антон Котяков, министр труда, 1 марта отчитался об итогах работы своего ведомства за прошлый год перед комитетом Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Основной доклад Котякова не мог содержать сюрпризов по определению: о показателях деятельности министерства, его программах и законотворческой работе “Солидарность” писала весь 2022 год. Но зато довольно интересным и местами даже откровенным вышло непосредственное общение министра с членами комитета.
- Объединенный Социальный фонд с 1 января начал работать во всех 85 регионах, а сегодня, с 1 марта, - еще в четырех новых регионах Российской Федерации. Не нужно гражданину бегать между разными фондами, для того чтобы оформить такие выплаты, как больничные, декретные, пособия по уходу за ребенком, - отчитывался министр труда и социального развития Антон Котяков перед комитетом Госдумы по труду, куда он пришел с традиционным ежегодным докладом о проделанной работе.
В 2022 году отчет был, что логично, в большей мере посвящен антиковидным и связанным с ними мерам 2021-го. Теперь главной темой в нашем обществе (да и в мире, пожалуй) является спецоперация российских войск на Украине, однако речь министра труда носила исключительно мирный характер. Даже когда касалась военных действий:
- Осенью достаточно оперативно были приняты поправки в Трудовой кодекс, которые позволили обеспечить защиту трудовых прав мобилизованных и добровольцев, - напомнил депутатам Котяков. - И одним из существенных документов, который рассматривался вами одним из последних, был пакет законопроектов, направленных на определение особенностей функционирования социальной сферы на территории четырех новых субъектов. (Подробности в “Солидарности” № 7, “А сколько их у нас? - Четыре!”. - П.О.)
Плюс объединение выплат беременным и пособий на детей вплоть до их совершеннолетия, двухэтапное повышение МРОТ, ПМ и страховых пенсий, модернизация системы центров занятости населения, создание портала “Работа в России” - все это, в принципе, Минтруд может по праву поставить себе в зачет. Но ведь и депутатский корпус тоже.
- Мы видим, что рынок труда серьезно трансформировался: он перешел, скажем так, из “рынка труда работодателя” в “рынок труда соискателя”.
Обратите внимание: это утверждение примерно через час Антон Котяков повторит на социальном форуме РСПП (см. стр. 6). Но следующая фраза: “Сейчас уже именно соискатель выбирает, куда ему пойти работать” - будет перекрыта тезисом о подборе персонала “под работодателя”.
Как бы то ни было, отчетные цифры мы с вами увидим еще не раз. На их фоне куда более живым видится диалог министра с членами комитета.
- В СМИ поднимается вопрос, что якобы в недрах вашего министерства созрела шестая пенсионная реформа, - сообщил, например, Антону Котякову первый зампред комитета ГД по труду Николай Коломейцев. - Так ли это, и нет ли мысли все-таки вернуться к предыдущему возрасту выхода на пенсию? Тем более что в четырех новых регионах эта проблема есть. Ну, если в остальных она несколько приглушена, то в этих четырех она обострена.
Трудно сказать, на что рассчитывал коммунист Коломейцев, но безумству храбрых приходится петь песню. Дело в том, что об “обострении” проблемы повышения пенсионного возраста что в “приглушенных”, что - уж тем более - в новых регионах достоверных статистических данных представлено не было. Опытный политик Коломейцев знает, на какие струны можно попытаться надавить. Но “инспектор тоже любил детей”: Котяков ловко отбил подачу.
- У нас в министерстве есть такая шутка, что у каждого министра должна быть своя пенсионная реформа, - ответствовал чиновник. - Я это не поддерживаю. Мы у себя в недрах какие-то предложения к пенсионной реформе не формируем.
Включая, значит, и откат пенсионного возраста.
- Но пенсионной реформы с точки зрения изменения параметров пенсионного возраста, порядка начисления и расчета пенсий мы в министерстве не готовим, - заверил министр труда. И добавил подозрительное: - Честно.
- 63 миллиона наших сограждан, работающих каждый день, едут на работу шесть часов. 3,6 миллиона находятся в долгосрочных вахтовых поездках. Как вы понимаете, это влияет и на демографию, - не унимался коммунист Коломейцев.
И добавил: не считает ли министр Котяков, что, например, в той же Якутии могли бы вместо вахтовиков работать и местные жители? “В рамках импортозамещения”. И нельзя ли в подобных местах построить новые производства? Чтобы “малые города заземлить, и они перестали бы в столицу ездить торговать воздухом, охранять шлагбаумы и так далее”.
- 63 миллиона [человек] по шесть часов в пути в день? - тут Антону Котякову было чем крыть. - 72 миллиона рабочей силы [всего в стране], и из них 63 миллиона по шесть часов в день, как я понимаю, тратят на дорогу… Я с удовольствием взгляну на это исследование, - при этом министр был сама вежливость. Но каких трудов ему это стоило?
Все-таки обсудили и вахтовую работу.
- Я считаю, что вахтовый метод работы - это один из вариантов. Но если все-таки человек переезжает с семьей, и эта семья носит целостный формат, то это гораздо важней. Приходя домой вечером, [работник] имеет возможность пообщаться с детьми, с супругой, - рисовал идиллическую картинку министр труда.
Но ведь жена (тем более с детьми) не обязана никуда срываться вслед за мужем? Ее ведь тоже надо спросить. И вообще - это уже не вахта получается, а, скорее, полноценный переезд.
Что касается строительства новых производств, министр указал на то, что в стране сейчас есть новые заводы, соответственно, с рабочими местами, “но специалисты туда не едут, потому что там негде жить”. Кстати, по его словам, эта проблема наблюдается особенно в оборонно-промышленном комплексе... Но ее пытаются решить: так, президент поручил строить в таких случаях “арендное жилье”.
- Комфортное арендное жилье позволит гражданам вместе с семьями приезжать к месту работы, - говорил министр, - иметь достойный заработок и жить в нормальных условиях.
И снова у жен никто не спрашивает. Они, наверное, видятся такими безработными декабристками-вахтовицами. К тому же вот что еще: раз там сейчас даже жилья толком нет, то школ-то, наверное, нет и подавно. Ну, и тратить “достойный заработок” на аренду квартиры, когда у тебя там где-то своя простаивает, не каждому захочется.
- Мы до сих пор не достигли нормы Международной организации труда по коэффициенту замещения [утраченного заработка при выходе на пенсию], - сменил, наконец, тему единоросс Михаил Тарасенко. - И когда была прекращена индексация пенсий работающим пенсионерам, мы столкнулись с массовым переходом пенсионеров в серый сектор. Это первое. Второе: массовый расчет на один месяц и потом восстановление на работе, для того чтобы произошла индексация пенсий. Третье: в эту ситуацию попали и инвалиды - то, что они работают, государством должно само по себе приветствоваться, а не ограничиваться. И четвертое. В условиях СВО кто заменит сталевара, который мобилизован? Таджик? Нет, таджик его не заменит. - Тут, конечно, имелось в виду “мигрант” в целом. - Его заменит только ветеран [отрасли].
Вопрос же звучал так: почему в ситуации, когда решение лежит на поверхности, индексацию все никак не вернут?
- Этот вопрос никто не отодвигает с повестки, он периодически у нас в правительстве обсуждается, - заверил Котяков. - Поэтому говорить о том, что мы не уделяем ему внимания, - ну, наверное, это не так.
Не так-то оно не так. Но мы же видим результат этих обсуждений.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно