Накал противостояния между профсоюзами Польши и правительством достиг своего апогея за последние годы: в минувший четверг три основных профорганизации впервые с 1994 года приостановили свое членство в Трехсторонней комиссии по общественным и экономическим делам.
Но и это еще не все. Несколькими днями ранее 42-летний железнодорожник, активист профсоюза Кондукторских бригад, поджег себя в знак протеста у стен железнодорожной компании "Региональные перевозки", расположенной в Кракове. Ныне он находится в состоянии искусственной комы. А в городе Хожув возле места проведения конгресса одной из главных правящих в стране партии "Гражданская платформа" профсоюзы соорудили своеобразный "Парк аттракционов с антиправительственными развлечениями" для трудящихся под характерным названием "Разгневанный городок".
Так что же происходит в стране этим летом? Ведь, как мы уже сообщали, основные профорганизации страны договорились провести свою общепольскую акцию протеста лишь осенью? Но судя по всему, процесс оказался куда более динамичным. Вот и получилось, что, не дожидаясь осени, начиная с июня, борцы за права трудящихся повсеместно стали поднимать людей на манифестации, пикеты, акции протеста, митинги. Без сообщений о профсоюзной борьбе не проходит нынче и дня. Ее география обширна, в перечне уже более 20 крупнейших городов Польши.
Профсоюзы заявляют открыто - мы больше не можем ждать, мы требуем перемен. Ни у кого не возникает сомнений: последней каплей, переполнившей чашу терпения, стал новый драконовский закон, принятый на днях правительством Польши – в стране отменили восьмичасовой рабочий день, правило, которое считалось неприкосновенным еще с 1919 года! И если бы не профсоюзы, эта новость могла бы вообще остаться незамеченной. Правительство Дональда Туска приняло данный закон без лишнего шума, не привлекая внимания мировых СМИ и, что самое главное, без каких-либо консультаций с профорганизациями в рамках Трехсторонней комиссии.
- Дикость ситуации заключается в том, - заявил председатель "Всепольского соглашения профсоюзов" Ян Гуз, - что о планах убрать 8-ми часовой рабочий день нас вообще не сочли необходимым поставить в известность, хотя Трехсторонняя комиссия и создавалась 20 лет назад именно для такого рода консультаций. Ее правила были полностью нарушены, не созывалось даже пленарное заседание по этому вопросу. Из Польши сделали лабораторию для проведения отвратительных неолиберальных экспериментов по лишению трудящихся их прав. Рабочим ничего не остается, как работать за гроши и выполнять требования хозяев. Если мы не защитим их сегодня, неизвестно какие реформы для них придумают завтра…
В чем же заключается так называемый "эластичный график труда", который правительство навязывает работникам? Хотя бы в том, что в уже утвержденной новой редакции Трудового кодекса 8-часовой рабочий день перестал существовать. Внесенные в него поправки позволяют работодателю по своему желанию изменить отрезок рабочего времени, на основе которого рассчитывается сверхурочный труд. А это значит, что отныне сверхурочные часы будут рассчитываться на годовой основе. Владелец предприятия или фирмы в какой-то момент может заставить польского трудягу работать преимущественно сверхурочно, а потом, в другой раз, наоборот, урезать его рабочие часы.
По старому кодексу рабочие часы устанавливались фиксировано, и гарантировалось определенное количество часов между сменами. Если рабочих часов было недостаточно, работник имел право попросить о сверхурочной работе. Теперь же начальство сможет менять рабочее время персонала в соответствии со своими планами и задачами.
Да и сами профсоюзы в соответствии с новым законом тоже фактически остались не у дел, поскольку от их согласия или несогласия на конкретные условия труда мало что будет зависеть. Почему? Дело в том, что помимо профсоюзов такие же права правительство предоставило так называемым производственным советам, которые, как известно, являются на деле инструментом хозяев предприятий. Нередко представители рабочих коллективов включаются в них вообще без всяких демократических выборов, а простым решением дирекции. И отныне если, например, профсоюз не будет с чем-то согласен, то решения работодателя поддержит упомянутый производственный совет.
Кроме того, принять "эластичный график труда" сможет самостоятельно и любой рабочий, независимо от коллективного договора, заключенного профсоюзом от имени всего коллектива. Мало того, в сложившейся ситуации при приеме на работу новых кадров хозяева фирм смогут оказывать на них давление, требуя согласия на любые условия, даже если профсоюзы на предприятии с ними не согласны. Все это - очень серьезный удар по организациям, которые призваны защищать трудящихся, пытаются сделать условия труда на рабочих местах хоть чуточку лучше.
Кто-то пытается успокаивать профсоюзы, утверждая, что по новым правилам поляки все-таки не лишатся 40-часовой рабочей недели. Можно ли записать это в достоинства принятых новшеств? Вряд ли!
- В нашей стране длительность рабочей недели в сорок часов уже давным-давно перестала быть нормой, - говорит представитель профсоюза "Солидарность" Петр Дуда. - Поляки работают намного больше и связано это с широким использованием гражданско-правовых "мусорных договоров" вместо настоящих трудовых договоров. Помимо этого работодатели принуждают персонал к сверхурочной работе, о чем все прекрасно знают. Такое состояние дел противоречит трудовому кодексу, но добиться от властей реакции мы уже несколько лет не в состоянии. Наши требования попросту игнорируются во имя сохранения экономики конкурентоспособной, а сфер бизнеса – довольными…
Профсоюзы также подчеркивают: от нового закона сильнее других пострадают определенные категории работников, которых работодатели загонят в очень жесткие и неопределенные условия труда. Особенно это касается тех, кто работает на заводах и фабриках. Отсутствие гарантий по зарплате будет означать еще большее снижение размера вознаграждения, а один из худших аспектов внесенных изменений заключается в том, что если дирекция заставит сотрудника выполнить 12-месячную работу, например, за 9 месяцев, то следующие 3 месяца, когда работник будет отсутствовать на работе, могут оплачиваться уже совсем по-другому. По новому закону в течение этого периода времени работодатель будет обязан выплачивать лишь минимальную заработную плату. Арифметика в этом случае проста - за один и тот же объем рабочих часов работнику могут заплатить в течение года на порядок меньше.
Откуда, как говорится, выросли ноги у нового закона? Для профсоюзов это не секрет. Автором поправок к Трудовому кодексу стал активный неолиберал Владислав Кощиняк-Камыш из коалиционной правящей "Польской крестьянской партии", который уже более года занимает в правительстве должность министра труда и социальной политики. Не случайно именно на его немедленной отставке и настаивают сегодня профсоюзы, выдвигая это в качестве одного из условий для возвращения за стол переговоров в Трехсторонней комиссии.
Разумеется, в письме, направленном премьеру Польши Дональду Туску в четверг профсоюзами "Солидарность", "Всепольское соглашение профсоюзов" и "Форум профессиональных союзов Польши" говорится и о других не менее важных вещах:
"... Мы выходим из Трехсторонней комиссии и не можем далее продолжать диалог с правительством по той причине, что с 2010 года правительство замораживает зарплаты бюджетникам, обесценивая в силу стремительно растующей инфляции доходы сотен тысяч человек... Мы не согласны с тем, что наше требование установить размер минимальной оплаты труда на уровне 50% средней по стране игнорируется и власть отказывается от переговоров... Мы возмущены тем, что Минфин отказывается от валоризации социальных пособий и от понижения порога доходов для тех, кто будет иметь на такие выплаты право... Мы считаем неправильным тот факт, что правительство отказалось от использования 11 миллиардов злотых из резервного фонда труда, которые можно было направить на борьбу с постоянно растущей в стране безработицей... ", - перечень далеко не полный.
Три ведущие профорганизации требуют от правительства не только немедленной отставки нерадивого министра труда и социальной политики, за время работы которого безработица в Польше возросла на 2% (рабочие места потеряли около 350 тысяч поляков), но и отказа от порочных поправок к Трудовому кодексу.
Что в противном случае? Горячая осень профсоюзов, уже преждевременно начавшаяся в летнем июне, может стать еще более горячей уже в наступающем июле-августе!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно