Фото Николая Федорова
Руководители и топ-менеджеры предприятий нефтегазовой отрасли ежемесячно получают заработную плату, превышающую прожиточный минимум для трудоспособного населения России в 2710 раз. Такая цифра была озвучена на сегодняшней научно-практической конференции «Обеспечение достойного уровня жизни работников: практика, проблема и пути решения», организованной профсоюзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации.
- По данным журнала Forbes максимальная заработная плата руководителей нефтегазовых компаний в 2011 году составила 5 млн долларов в год, - рассказал участникам конференции профессор кафедры экономики труда АТиСО Анатолий Жуков. – В пересчете на рубли это более 12 млн рублей в месяц фиксированной части заработной платы топ-менеджеров, не зависящей от результатов их деятельности. С разнообразными бонусами цифра заработков вырастает до 19 млн рублей в месяц.
Он отметил так же, что по данным Росстата в 2003 году доля оплаты труда в нефтегазодобывающих предприятиях составляла 34,3%, а в 2010 – 15,4%. То есть более чем в 2 раза упала доля отплаты труда в валовом внутреннем продукте. «Иначе говоря, прибыль собственников росла гораздо более высокими темпами, чем заработная плата наемных работников», - заключил Жуков.
В свою очередь заместитель председателя ФНПР Нина Кузьмина вернулась к теме
повышения МРОТ до прожиточного минимума: сегодня около 80% наемных работников в стране оплачиваются по цене ниже «себестоимости» рабочей силы с точки зрения издержек труда, что, естественно, выгодно работодателям. Для обеспечения достойного уровня жизни работников, в том числе и нефтегазовой отрасли, по мнению зампреда ФНПР, необходимо одним махом преодолеть планку прожиточного минимума. Затем – качественно пересмотреть, пересчитать потребительскую корзину, из которой складывается прожиточный минимум, на основе которого рассчитываются социальные пособия. При этом все эти разнообразные надбавки за вредные условия труда, географические надбавки должны выплачиваться сверх минимального размера оплаты труда.
- Вместе с этим в России сегодня по всем факторам производства есть отдельные министерства, а по труду нет, - заметила Нина Кузьмина. - По факту мы имеем четыре департамента в Минздравсоцразвития, занимающиеся трудовыми отношениями, а вопросами трудовой миграции так или иначе «рулят» восемь федеральных органов исполнительной власти. При этом огромный массив системного характера не находит должного внимания со стороны государства. Поэтому наша позиция проста: Министерство труда должно быть!
Председатель Росуглепрофа Иван Мохначук негативно оценил попытку внесения изменений в трудовое законодательство, касающееся возможного появления на предприятиях так называемых производственных советов. По его словам, вместе со своим появлением они могут «отнять» часть функций профсоюзных организаций, заняв при этом сторону работодателя, что незамедлительно и негативно скажется на уровне жизни простых работников. Глава Росуглепрофа особо подчеркнул, что нефтегазовая и угольная отрасль имеют ряд очень схожих проблем, касающихся защиты трудовых прав работников.
По итогам мероприятия были приняты Рекомендации научно-практической конференции по обеспечению достойного уровня жизни работников, состоящие из 35 пунктов. Соответствующие обращения будут направлены в Госдуму и правительство РФ, а также в Общероссийское объединение работодателей нефтяной и газовой промышленности, аппарат ЦК Нефтегазстройпрофсоюза России.