13 апреля глава МВД Рашид Нургалиев прибыл в Госдуму на внеочередной «правительственный час». Депутаты очень хотели заслушать министра по проблемам реформирования органов внутренних дел, переименованных из милиции в полицию. (Поводом для вызова стала серия скандалов вокруг пыток людей правоохранителями; наиболее вопиющий случай произошел в одном из полицейских отделений Казани, где задержанных не только пытали, но и насиловали.)
Впрочем, полемика началась еще до приезда министра, так как в «пятницу, 13-го» здание Госдумы с утра оцепили усиленные наряды полиции и ФСО, подвергавшие пристрастной проверке даже депутатов. Старательностью охраны были возмущены во всех фракциях, а приехавший министр объяснил подобный «синдром вахтера» особой «сложностью оперативной обстановки» в центре столицы. За подобную безмятежность депутаты подвергли его жесткому допросу с пристрастием.
Накануне Совет Госдумы отказался включить в повестку работы палаты инициированный фракцией «СР» проект постановления об отставке Нургалиева с поста главы МВД. (Инициативу могла поддержать фракция ЛДПР, а КПРФ устами вице-спикера Ивана Мельникова требовать отставки Нургалиева отказалась, ибо бесполезно.) Впрочем, вопрос об увольнении надоевшего очень многим чиновника «справедливцы» на «пленарке» поднимали не раз, и обиженный в лучших чувствах министр горячо с ними спорил. В частности, отчитал за «непонимание ситуации, депутата Геннадия Гудкова, который открыл, что реформа органов внутренних дел «уже провалилась», не принесла положительных результатов и свелась лишь к смене вывески.
Глава МВД в докладе поблагодарил депутатов за повышение окладов и соцвыплат силовикам, упомянул об успехах своего ведомства в борьбе с преступностью за истекший период и поставил ему в заслугу мирный исход зимней митинговой активности. А также упомянул о незаслуженно отрицательном отношении общества к правоохранителям, которое подогревается через интернет: работать в обстановке травли тяжело, но сотрудники выдюжат.
Нургалиев сообщил, что в видах борьбы с отдельными проявлениями произвола и жестокости министерство будет более жестко подходить к процедуре переаттестации. (Ведь не всех милиционеров в полицейские берут, а только лучших – что мы второй год и наблюдаем.) Для переаттестации в МВД было создано 2800 комиссий в службу собственной безопасности за последнее время поступило более 30 тыс. обращений. Все жалобы будут расследованы, служебные проверки ужесточены - и при этом «модернизированы» через более широкое привлечение полицейских психологов. Ибо сотрудник полиции работает в состоянии постоянного стресса, причем «источником негативного воздействия могут быть и законопослушные граждане, которые выказывают неприязнь сотрудникам без повода». Оттого правоохранитель иногда срывается, но это не повод травить его прессой…
Отвечая на нападки депутатов, министр повторял, что сейчас мы переживаем промежуточный этап реформирования ОВД. А давать оценки, оценивать результаты и спрашивать с ответственных можно только по окончании реформы. Он доложил, что в рамках реформы из ОВД было уволено более 5,5 тыс. сотрудников и еще 43 тысячи решили уволиться еще в прошлом году. В целом на все жалобы насчет развала работы и намеки на отставку министр отвечал депутатам стереотипно. Как и почти все его коллеги в последние 5 - 8 лет. Мол, нагнетать неконструктивно, ТАМ доверяют, а работу продолжим.