Интересы российских детей, страдающих от специфики международных браков и зарубежных нравов, решили защитить. Совет Федерации одобрил ратификацию Россией «Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей».
Как рассказала коллегам председатель Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информполитике Зинаида Драгункина, в России ежегодно заключается более 60 тысяч браков с зарубежными гражданами и не всегда международные браки «бывают успешными» - наоборот, «растет число детей из расторгнутых подобных браков, - показательные случаи были с ребенком из Франции, из Финляндии, ряд случаев в США; они говорят сами за себя». По словам Драгункиной, РФ теперь сможет на межгосударственном уровне эффективно защищать личность или имущество ребенка. Так, после ратификации Конвенции решения российских судов о порядке воспитания и общения с ребенком будут признавать и исполнять в государствах-участниках, также как и вердикты иностранных судебных инстанций в России.
Присоединение к Конвенции позволит решить проблемы ребенка при раздельном проживании родителей, с признанием решений российских судов, в том числе по вопросам общения с проживающем отдельно родителем. (В последнем случае было уже немало «брачных» тяжб россиян с иностранцами и международных скандалов вокруг российских детей - то «похищаемых» отечественными матерями-женами, то «насильственно удерживаемых» зарубежными отцами-мужьями.)
Конвенция подписана в октябре 1996 года в г. Гааге и вступила в силу с января 2002-го. К началу весны участниками Конвенции стали 35 государств. Она регулирует вопросы, связанные с исполнением, прекращением, лишением, ограничением родительских прав, установлением опеки (попечительства), определением места жительства несовершеннолетних, возможности их временного проживания, а также обеспечивает признание решений компетентных органов в государствах-участниках. Нормы Конвенции применяются ко всем лицам в возрасте до 18 лет независимо от того, были ли они признаны дееспособными по законам страны своего проживания до этого возраста.
Конвенция ратифицирована РФ с двумя оговорками: 1) при взаимодействии с иностранными службами и организациями использовать только английский язык; 2) признать исключительную юрисдикцию органов РФ в вопросах защиты имущества ребенка, находящегося на территории РФ (а также сохранить за РФ право не признавать родительскую ответственность или иную меру, если она несовместима мерами, принимаемыми госорганами РФ в отношении этого имущества). Конвенцией установлено, что основным критерием определения применимого права является постоянное место жительства ребенка. При этом нормами Конвенции, в виде исключения, допускается и «особая подсудность» (исходя из гражданства ребенка, места нахождения его имущества, места рассмотрения дела о разводе родителей или «наличия иной тесной связи ребенка с данным государством»). В срочных случаях необходимые меры защиты принимают органы государства, на территории которого находится ребенок.