Фото Николая Федорова
Мировых запасов нефти, по крайней мере когда речь заходит о разведанных запасах, осталось примерно на 59 лет добычи. Об этом рассказала на сегодняшнем «круглом столе» на тему «Фактор нефти и финансовая стабильность» директор Нефтегазового института им. академика Л.С. Лейбезона Тамара Канделаки.
- Существуют долгосрочные и краткосрочные факторы, влияющие на мировые цены на нефть, - сказала она. – К первым относится, собственно, количество имеющихся запасов в мире и технический прогресс, который, как мы знаем, неизбежен. То есть, с одной стороны, запасы нефти исчерпаемы, с другой – могут появиться принципиально новые энергоносители.
К краткосрочным факторам, влияющим на цены на нефть, эксперт отнесла инфляцию и изменения в балансе мирового сырьевого потребления.
- Крупнейшим потребителем энергии на Земле являются США, - отметила Тамара Канделаки. – Однако к 2014 году они переориентируются на канадскую нефть, тем самым из системы нефтедобычи выпадет Саудовская Аравия. Это означает, что до 2014 общемировые цены на нефть останутся на прежнем уровне (в районе 100 долларов за баррель), а после, с изменением баланса энергодобычи, цены на нефть снизятся.
Какова в данной ситуации роль России? Как отметили специалисты, наша страна, несмотря на расхожие мифы, не способна хоть как-то повлиять на цены на нефть – вне зависимости от увеличения или уменьшения добычи углеводородных ресурсов.
- Россия не влияет на цены на нефть и, вообще говоря, и на газ тоже, - заявил заведующий кафедрой мировой экономики НИУ ВШЭ, профессор Леонид Григорьев. – Есть такая теорема в математике, мы называем ее меж собой «безбилетники». «Безбилетник» (не важно, кто: человек, организация, страна), тот, кто пользуется каким-то законом, и он как бы едет без билета, и ему всегда хорошо, потому что кто-то решает за него его проблемы. Мы абсолютно вписываемся в теорему «безбилетников».
В этом смысле эксперты разошлись во мнении, будет ли в России осенью так называемая вторая волна мирового финансового кризиса, на которую, по сути, согласно мнению участников «круглого стола», мы никак не в состоянии повлиять.
- Даже если цены на нефть останутся на [отметке] 100-110 [долларов за баррель], нам это не гарантирует никаких темпов роста вообще, - отметил главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. – Мы можем столкнуться с непривычной для нас ситуацией, когда при внешне благоприятных статистических показателях цены на нефть, мы можем столкнуться с полноценным кризисом в российской экономике в самом худшем понимании этого слова.
В свою очередь Леонид Григорьев заметил, что нынешнее состояние российской и мировой экономики – это не новая волна кризиса, а продолжение старого, 2008-2009 годов, но при этом подчеркнув, что это болезненный, но все-таки выход из него. Ни один эксперт не смог дать точный прогноз о будущем цен на нефть, ссылаясь на множество факторов, но все сошлись во мнении, что в ближайшее время цена останется примерно на нынешнем уровне: 90-110 долларов за баррель.