Новый порядок банкротства застройщиков облегчит жизнь дольщикам. Прежде всего, он позволит продавать незавершенку «вместе с дольщиками» и даст соинвесторам ряд дополнительных гарантий. Сегодня Госдума приняла во втором чтении поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ «в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства». После окончательного принятия закона закон должен быть введен в действие спустя 30 дней после дня его официального опубликования.
При обсуждении поправок депутаты высказывали опасения, что новый закон породит вал фальшивых кредиторских задолженностей и приведет к расширению соответствующего «рынка услуг». Их постарались разубедить. При обсуждении проекта в первом чтении депутат ГД Александр Хинштейн («ЕР») уверял коллег, что незавершенный объект можно будет продать, но при условии соблюдения всех обязательств перед дольщиками, и что увеличение «в процессе»стоимости работ и как следствие – цены квадратного метра «крайне маловероятно, так как стоимость договора фиксирована».
Только по данным Минрегиона, пострадавших дольщиков в стране около 90 тысяч человек, а вкупе с членами семей обманутых соинвесторов как минимум втрое больше. В России более ста крупных строительных организаций, находящихся в процедуре банкротства.
По мнению депутата Хинштейна, «курирующего» проблемы дольщиков в «Единой России», поправки устанавливают особенности банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства граждан и позволяют защищать права дольщиков, даже если их застройщик ведет процедуру банкротства. По его словам, предлагается «продавать незавершенные дома и земельные участки под ними с обязательством нового собственника по достройке этого дома и передаче квартир дольщикам их оплатившим».
Предложен новый механизм, который позволит защитить права дольщиков, не ущемляя в то же время интересы кредиторов. Сегодня схема такая: большинство дольщиков ничего не получают, ибо свыше половины из них не признаются кредиторами (они вносили деньги не напрямую застройщику, а через фирмы-«прокладки»). Меньшинство должно идти в суды, расторгать договора, - переводить имущественные требования в денежные. А на практике – очередь до них просто в итоге не дойдет; недостроенный объект попадет в конкурсную массу и будет продан с молотка без обременений, - дольщики остаются ни с чем.
Теперь же, указывает Хинштейн, особенности банкротства застройщиков, привлекавших средства дольщиков, будут следующими. Объект незавершенного строительства может быть продан с сохранением всех обязательств перед дольщиками, в этом случае главная цель продажи – достройка объекта и выполнение обязательств перед людьми; права других кредиторов не ущемляются, т.к. объект продается по рыночной стоимости (оценка независимых оценщиков, утвержденная арбитражным судом); возможность участия в деле власти региона, на территории которого находится объект незавершенки (повысит социальную и политическую ответственность власти перед людьми); кредиторами признаются все дольщики вне зависимости от того, вносили они деньги напрямую организации-банкроту или через посредников (учитываются также векселя и т.п.); обязанность суда составить полный реестр всех дольщиков; право дольщиков на замену денежных требований на имущественные непосредственно в ходе процедуры банкротства и наоборот; приоритет социально незащищенных дольщиков: те, кто не имеет собственного жилья (на праве собственности, договора соцнайма) или обеспечен площадью менее 15 кв м на человека – их требования удовлетворяются в первую очередь из всей массы дольщиков.
Мнение
Олег Морозов, первый зампред Госдумы («ЕР»):
- Сегодня мы внесли в проект несколько важных поправок. Например, планируется привлечь к участию в деле о банкротстве застройщика, уполномоченный орган региональной власти по контролю и надзору в сфере долевого строительства. Планируется при расчете размера денежного требования дольщика к застройщику учитывать реальный ущерб с учетом стоимости на день оценки жилого помещения, которое должно было быть передано участнику строительства по условиям договора. В итоге, интересы дольщиков защитят и от мошенников, и от неумелых застройщиков на разных этапах завершения жилстроительства или реструктуризации их долга.