Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Фракция КПРФ в Госдуме провела 16 мая круглый стол, посвященный разработанному коммунистами новому Трудовому кодексу. Это важно понимать: речь шла не об изменениях в действующем документе, а о чем-то принципиально новом, прорывном, если не сказать революционном. Однако на поверку рецепт революции оказался прост: нужно было лишь добавить в нынешний ТК некоторые положения из Семейного кодекса, закона “О профсоюзах” и далее по вкусу. “Солидарность” сняла пробу и добавила перцу.
Сначала, как пел один из классиков советского рока, “маленький экскУрс в исторью”. Состоящий из известных нашим читателям тезисов, но все же. Современный Трудовой кодекс Российской Федерации был введен в 2002 году, что было продиктовано несовременностью советского Кодекса законов о труде (КЗоТ), по которому страна до того времени формально продолжала жить. Формально - потому что фактически уже не очень получалось. Последняя версия КЗоТ была принята еще в 1971 году, и с тех пор многое поменялось: взять хотя бы само появление рынка труда как такового при новых, рыночных же отношениях.
Но и с 2002-го ТК претерпел уже сотни, если не тысячи правок. На основании чего все стороны социального партнерства и причастные депутаты Госдумы называют его “живым документом”, в который можно оперативно внести коррективы, отвечающие вызовам времени. За примерами далеко ходить не надо: такие коррективы вносились совсем недавно в связи с коронавирусной пандемией и продолжают вноситься теперь с учетом необходимости защищать трудовые права участников СВО. В общем, поправок оказалось так много, что товарищи из думской фракции КПРФ, видимо, в них запутались и решили поступить радикально: взять ТК - и отменить. В смысле, принять вместо действующего свой, коммунистический. Более того, почти готовый проект документа обсудили в ходе круглого стола в Госдуме 16 апреля. Вернее, просто похвалили, потому что альтернативных мнений не нашлось. Что ж, похвалим и мы.
- 97% российских наемных работников регулярно перерабатывают или задерживаются на работе. Более 70% россиян вынуждены в той или иной степени работать по выходным и во время отпуска. Каждому третьему работнику в России из-за регулярных переработок угрожает ухудшение здоровья и инсульт, - объяснял слушателям идею создания нового Трудового кодекса первый зампред ЦК КПРФ, депутат Юрий Афонин. - Действующий 20 лет подвергался переделкам, которые в основном лишь ухудшали положение трудящихся. По сути, ущербными являются не только его отдельные нормы, но и вся его концепция. Пытаться лечить этот кодекс поправками бесполезно.
А полезно, соответственно, принять принципиально новый документ. Что же в нем такого принципиально нового? Например, “окладная часть зарплаты не может быть меньше определенной доли от общего размера заработной платы”. Идея хорошая, но насколько оригинальная? Наши читатели помнят, что с 2025 года в нескольких регионах страны должен возобновиться эксперимент по введению новой системы оплаты труда медиков. Своей очереди ждут педагоги и работники культуры.
Далее Юрий Афонин справедливо замечает, что “в нынешней российской экономике широко распространились нестандартные формы занятости - работа по гражданско-правовым договорам, надомный труд, дистанционная занятость, платформенная занятость, самозанятость, лизинговый труд”. (Лизинговый, надо понимать, это заемный, а не то, что вы подумали.) И “новый Трудовой кодекс определит понятия нестандартных форм занятости и улучшит защиту прав работников”. Кто бы спорил, но это делается уже прямо сейчас: в начале года тот же Афонин принимал новую редакцию закона “О занятости”, а сейчас заинтересованные стороны работают над уточнением нюансов относительно платформенной, удаленной и самозанятости.
Что еще нового? Например, вопросы, связанные со снижением численности работников, введением простоев, сокращением рабочего времени - в “новом” кодексе “не могут решаться без участия представителей работников и профсоюза”. Однако удивительное рядом: эти вопросы и так уже регулируются в действующем ТК. Атеисты от трудового права могут проверить, полистав главную книгу…
- Я думаю, что борьба за новый проект Трудового кодекса будет непростой, но при поддержке населения, при поддержке трудящихся мы эту борьбу обязательно завершим с успехом, - уверенно смотрит в прошлое коммунист Афонин.
Георгий Камнев, руководитель юридической службы ЦК КПРФ, приводит другие достоинства партийного проекта. Новый ТК, говорит он, содержит 18 разделов, 111 глав и 637 статей. Заметим: против 14, 62 и 424 в нынешнем ТК соответственно. (Да, что, видимо, важно: в проекте коммунистов, сообщил Камнев, целых 765 страниц. Каким шрифтом они набраны, спикер не уточнил.) Притом действующий документ его противники называют не просто устаревшим, а избыточным. Судя по всему, чтобы бороться с этой избыточностью, в него решили впихнуть еще части Семейного кодекса и закона “О профсоюзах”. Вот, например, что касается семейных вопросов:
- Ключевые новеллы рассматриваемого законопроекта направлены на улучшение демографической ситуации в стране <…> Для этого мы, наверное, собрались поговорить, - считает Виктор Гончаров, первый зампред думы Ставропольского края.
Прозвучал на круглом столе, кстати, и профсоюзный голос. Так, глава Межрегионального профсоюза “Рабочая ассоциация” Дмитрий Трудовой безапелляционно заявил: “На самом деле тот Трудовой кодекс, который действует, он, по сути, закрепляет бесправие работника, он не защищает, а закрепляет рабство работника”. Просто страшно себе представить, как это юристы системы ФНПР умудряются восстанавливать на работе сотни людей и возвращать через суд работникам миллиарды недоплаченных рублей ежегодно, опираясь на такой ужасный кодекс…
Но сторонники “радикально черного цвета” решают проблемы по-своему:
- Дефицит кадров стал одним из сдерживающих факторов развития экономики. И мы начали заниматься плотнее вместе с исполнительной властью, - рассказывал, между прочим, все тот же Виктор Гончаров. - И в результате что мы имеем: в сельском хозяйстве у нас дефицит до 5000 специалистов, в медицине 1800 человек, из них 800 - это врачи. В образовании до 2000 человек, значит, педагогов не хватает.
А надо, наверное, еще плотнее “заниматься”. Но только, пожалуй, не действующим ТК. А то успехи по цифрам будут на порядок выше.
Яков Купреев, руководитель правового департамента ФНПР:
- Нужно понимать, что действующий Трудовой кодекс явился предметом компромисса между правительством, профсоюзами и работодателями и во многом воспроизвел те нормы советского КЗоТ, которые долгое время действовали в нашей стране. Если говорить о вносимых в ТК изменениях, то они его только улучшают. В том плане, что, сохраняя те принципиальные концепции, ту парадигму и традиции трудового законодательства, которые содержатся в общей части (определение трудовых правоотношений, права и обязанности работодателя и так далее), Трудовой кодекс расширяется за счет появления отдельных новелл, таких как особенности регулирования труда разных категорий работников, дистанционной работы и других. В свое время, например, и труд спортсменов был отдельно прописан. То есть Трудовой кодекс - это живой организм. Сохраняя фундаментальные принципы, заложенные в нем изначально, он отвечает новым вызовам времени, в него вносятся отдельные коррективы.
Если говорить о концепции представленного КПРФ Трудового кодекса (если его вообще можно так назвать), то прежде всего обращает на себя внимание следующее. Его авторы упрекают действующий ТК в том, что он слишком “громоздкий, избыточный”. И при этом в их проекте 18 разделов против нынешних 14, 111 глав вместо 62 и 637 статей вместо действующих 424.
Если по существу - я знаком с презентацией этого проекта, и те заявления, которые были там сделаны, - о том, что 97% трудящихся перерабатывают, 70% работают в выходные, - совершенно непонятно на чем основаны. Мы не фиксируем таких масштабных нарушений, хотя постоянно собираем информацию и обсуждаем отчеты на Исполкоме ФНПР. В презентации коммунистов вообще очень много популизма было связано с неполным рабочим временем, что сейчас абсолютно неуместно в связи со специальной военной операцией. Кроме того, привязку низкого коэффициента рождаемости к “плохому ТК” иначе как популизмом я назвать не могу. И “защита бесправных профсоюзов” там “достигается” просто переносом положений федерального закона “О профсоюзах” в Трудовой кодекс. Что здесь усовершенствуется - совершенно непонятно.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно