Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
15 августа в Монголии будет отмечаться столетие со дня образования профсоюзного движения страны. А в середине февраля делегация Конфедерации монгольских профсоюзов (КМП) во главе со своим генеральным секретарем Адъяа Горчинсурэном (на фото) приехала в Россию, чтобы встретиться с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым и посетить оборонный завод. Корреспондент “Солидарности” расспросила главу делегации о том, как в Монголии отстаивают трудовые права.
Мы встретились с генсеком КМП в холле гостиницы “Спутник”, и Адъяа Горчинсурэн с восторгом стал рассказывать о поездке во Владимирскую область, на завод им. Дегтярева, который он назвал “гигантским”. К слову, это оборонное предприятие, где производят оружие, и работают на нем около 20 тыс. человек. Для Монголии, где в столице проживает 150 тыс. человек, а во всей стране, 3 млн - это действительно гигантский размер. Но еще больше Горчинсурэна поразила величина профчленства на заводе: 98%.
- Я никогда не видел такой гигантской первички, - поясняет он. - Интересно было узнать, как первичная профорганизация работает на таком гигантском предприятии.
- А что для вас там было самое интересное?
- Коллективный договор. Они через него решают вопросы повышения заработной платы, повышения социальных льгот для каждого рабочего. Самое главное: колдоговор распространяется не только на работников предприятия, но и на членов их семей! Им дают путевки, льготы, детей отправляют отдыхать, проводят разные мероприятия.
- У вас такого нет?
- Конечно, у нас есть молодежные организации в профсоюзах, женские комитеты, но это все-таки другое, поэтому нам ваш опыт очень интересен. Еще понравилось, что на уровне области Владимирское обьеднение профсоюзов очень четко работает с администрацией - заключают соглашения, в которых прописаны многие социальные вопросы: улучшение жилищных условий, вопросы охраны труда, обучение партнеров. Они обучают работодателей, профактивистов, муниципальных работников - это хорошо. Я скажу, что социальное партнерство в России все-таки за последние годы сильно улучшилось.
Адъяа Горчинсурэн очень неплохо говорит по-русски, как и члены делегации, поэтому интересуюсь, откуда знают язык. Оказывается, он сам и многие его коллеги учились в свое время в России, в Академии труда и социальных отношений, и до сих пор считают ее своей альма-матер. В частности, в этот приезд заключили новый договор между АТиСО Монголии и АТиСО России по обмену учебным опытом, преподавателями, учеными и т.д. Подобный договор у Монголии был с Советским Союзом, и около 300 монгольских профсоюзников окончили советскую Академию труда.
- Поэтому я через “Солидарность” хочу сказать большое спасибо Михаилу Шмакову за то, что он дал нам возможность посетить Владимирскую область, завод. Я восхищаюсь успехами российских профсоюзов, ФНПР, - просит обязательно написать генсек КМП.
Конечно, мне в свою очередь интересно узнать, какие проблемы в Монголии сейчас самые главные с точки зрения профсоюзов, о чем и спрашиваю генсека. Оказывается - экономический кризис.
- У нас еще продолжается экономический кризис. В этих условиях самое главное - сохранять и защищать рабочие места. Если у работника есть рабочее место, то есть и зарплата, и социальные льготы. Конечно, работодателям сейчас трудно из-за кризиса, некоторые даже и хотят сохранить сотрудников, но не получается. Поэтому мы недавно заключили с правительством Монголии соглашение о необходимости сохранять рабочие места. Нам сейчас это важнее повышения зарплаты на 2 - 3%. Но, конечно, условия труда должны быть достойные, этого мы тоже добиваемся.
А вот с трудовыми мигрантами в Монголии, по словам Горчинсурэна, особых проблем нет. Во-первых, их число не столь высоко, чтобы представлять опасность для собственных работников, а во-вторых, в стране есть квоты, которые контролируют в том числе профсоюзы. Профактивистов больше беспокоит показатель безработицы в стране, чем иностранные труженики. Сейчас он по официальным данным составляет 8,2%, и Горчинсурэн сокрушается, что это число гораздо выше, чем в России.
Что касается зарплат в Монголии, то, по профсоюзной информации, на конец 2016 года минимальная зарплата составляла 240 тыс. тугриков (около 100 долларов), а средняя - 870 тыс. тугриков (около 400 долларов), при уровне инфляции в 2%. Но в профсоюзах недовольны размером даже средней зарплаты, сказали, что “борются за ее повышение”.
В 2015 году в российских СМИ прошла информация о том, что глава регионального отделения одного из профсоюзов прямо на пресс-конференции совершил самосожжение, заявив: “Правительство Монголии не поддерживает нашу кампанию, семьи рабочих голодают”. Я поинтересовалась, насколько это типичный случай и выжил ли профлидер.
- Это только один случай, и тот профсоюз не входит в наш профцентр. Человек живой, но никаких результатов его акция не принесла. Самосожжение или забастовки - не тот путь, по которому надо идти. Мы решаем вопросы, которые перед нами стоят, путем переговоров, соглашений, - отвечает генсек КМП. - У нас есть хороший закон о профсоюзах. В последние годы мы с правительством и работодателями готовим новый проект Закона о труде. На территориальном уровне решаем вопросы через трехсторонние соглашения, на предприятиях - с помощью механизма колдоговоров. Вот через эти механизмы и надо решать вопросы!
Глобальные забастовки в Монголии бывали, но большинство еще в 90-х годах. Например, в 1998 году преподаватели бастовали аж 150 дней. Еще была стачка работников общественного транспорта.
- Когда нужно, мы забастовки организовываем, не боясь работодателя, - заверил меня Адъяа Горчинсурэн.
- Каково общественное мнение о профсоюзах в вашей стране?
Генсек покачал рукой, мол, по-разному.
- Как и у вас. Некоторые поддерживают, а некоторые критикуют. Куда деваться, жизнь есть жизнь.
Не могла я не спросить генсека КМП и о структуре его организации. Она оказалась очень похожей на российскую. Впрочем, ничего удивительного. Когда-то именно из России в Монголию была импортирована идея профсоюзного движения, и наши братья выстраивали профсоюзы сходным образом.
В КМП такая же двойная иерархия по отраслевому и региональному признаку с первичкой в качестве базового элемента. 1% от зарплаты члены профсоюза отчисляют в организацию, 60% из этой суммы остается в первичке, 30% уходит на отраслевой уровень, а 10% - в Конфедерацию. И так же, как в России, случается, что бухгалтерия монгольских компаний не хочет передавать собранные взносы в профорганизацию.
Сельское хозяйство - прежде всего скотоводство - до сих пор держит позиции одной из важнейших для страны сфер деятельности, давая почти 20% ВВП. Около 33% населения трудятся именно в сельском хозяйстве. В основном это самозанятые, скотоводы. Проблема привлечения самозанятых в профсоюз - сейчас общемировая проблема. Как ее решают в Монголии?
- Если посмотреть структуру экономики, то почти 92% составят малые предприятия, где работают до 19 человек. Как и среди самозанятых, там тоже трудно создать профорганизации. Только в 5% всех компаний трудятся больше 50 работников. Но многие самозанятые хотят вступить в профсоюз, особенно пастухи, кочевники. Они сами на себя работают, но все-таки хотят социальной защиты, поэтому если кто-то приходит с таким желанием - мы их, конечно, принимаем.
- Много у вас таких людей в профсоюзе?
- Много.
- А как вы повышаете профсоюзное членство?
- В последние годы это происходит за счет притока молодых людей. Метод простой: люди видят деятельность профсоюзов на своем предприятии, на своей территории. Где сильные профсоюзы - там хорошая заработная плата, хороший коллективный договор, хорошие социальные льготы - туда и идут. Только результатами своей работы мы можем показать, что профсоюзы нужны в обществе. Авторитет у нас завоевывается через сильные профсоюзы.
Конфедерация монгольских профсоюзов была основана в 1927 году и называлась Центральный совет монгольских профсоюзов. В настоящее время КМП - крупнейший профцентр страны, объединяющий около 450 тыс. работников, что составляет 26% от трудящихся. В его состав входят 14 отраслевых федераций и 22 региональных объединения профсоюзов. КМП - одна из наиболее влиятельных профсоюзных организаций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В ее структуру входят Институт трудовых и социальных отношений, Центр профсоюзного обучения, редакция газеты “Труд”, Дворец культуры профсоюзов.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно