Top.Mail.Ru
Статьи
17

Четверть века в интересное время

Четверть века в интересное время

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Газета “Солидарность” отмечает 19 августа 25 лет своего существования. И делает это в интересное время.

Причем это интересное время распространяется и на граждан России, и на власть с бизнесом. И, конечно же, на профсоюзы. Интересное - не обязательно означает “хорошее, приятное”. По большому счету, многим надо вспоминать манеры поведения, которые за последние пятнадцать лет сильно подзабылись.

Длинный период экономического роста многое многим разрешал. Бизнесу, например, разрешил гигантский рост доходов при относительно (по сравнению с его доходами) небольшом росте дохода основной части работников. Власти дал карт-бланш на отстройку политической системы, включавшую и “вертикаль власти” - в разных ее проявлениях, и сверхрегламентацию политической жизни, и шагреневую кожу различных “монетизаций” и “оптимизаций”.

Кстати, экономический рост и профсоюзам кое-что дал. В частности, упомянутый выше рост доходов работников, по сути, обосновал для профсоюзов возможность не прибегать во взаимоотношениях с собственником к наиболее жестким формам выяснения отношений. Зарплата растет? Так, может быть, не надо так уж подробно выяснять, почему основной массив прибыли пошел на выплату непропорционально больших дивидендов акционерам? Под лозунгами “рост зарплаты в размере немного выше инфляции” и “худой мир лучше доброй ссоры” прошло пятнадцать лет. Не то, чтобы это было совсем плохо: рост - это уже хорошо. И все аргументы против абсолютизации забастовки как главного инструмента профсоюзов я прекрасно знаю.

Но нужно понимать, что подобная формула отношений (маленький рост и маленький мир) в период серьезных экономических проблем вряд ли реализуема. Она возможна. Но - возможна в политэкономической модели государства, которая демонстративно солидарна. В этой модели есть ограничение на сверхдоходы, а богатые сознательно и безропотно платят большие налоги, потому что понимают свою ответственность за снижение нищеты в обществе. В этой модели ведется ожесточенная борьба с коррупцией госаппарата. Там на развитие национального производства предоставляют “длинные” и дешевые кредиты, которые гарантирует государство. В этом месте соблюдаются права работников, а бизнес и чиновники не пытаются давить или попустительствовать давлению на организации трудящихся - профсоюзы.

Как можно понять, все перечисленные атрибуты в нынешней модели отсутствуют. И дело не только в том, что они отсутствуют сейчас. Проблема, что их либо не пытаются “включать” в полноценном режиме, либо банально имитируют. От политики в отношении сверхдоходов до кредитов и нарушений прав профсоюзов.

И еще нюанс. В период кризиса в 90-е годы общий интерес у “красных директоров” и трудящихся (и их представителей - профсоюзов) заключался в попытках совместно добиться от государства перезапуска экономики на нормальных основаниях. Грубо говоря, уйти от либеральных экспериментов и “невидимой руки рынка” к простому протекционизму. Тогда подобный совместный интерес был социальной базой для феномена “Примаков-98”. А вот сейчас такой совместный интерес со стороны бизнеса почти отсутствует. Пятнадцать лет развязанных рук и роста доходов почти полностью отвязали крупный бизнес от России. В том смысле, что прежний “красный директор” не мыслил категориями “перевел деньги в кэш и уехал жить в Лондон”. Позвольте не перечислять другие благоприобретенные привычки бизнеса, никак не связанные со страной, где он заработал первоначальный капитал... Это я к тому, что “вынужденный партнер” профсоюзов в 90-х на сегодня существенно изменился.

Отдельным отягощающим фактором является то, что бюджетная и финансовая политика правительства в последние месяцы, кажется, поставила целью собрать вместе и реализовать максимум антисоциальных инициатив. Если в начале 2000-х населению предлагали монетизацию льгот, то сегодня - “монетизацию без денег”, льготы просто ликвидируются как излишние. Что же касается внедряемого “адресного подхода”, по которому регионам передается право самим сформулировать критерии “присвоения” льгот (а деньги при этом НЕ передаются), то это - и цинично, и мерзко...

Короче говоря, все эти факторы - крах прежней модели и новые пороки реализуемой - неминуемо заставят профсоюзы вспомнить все свои “плохие манеры” из 90-х. Мы уже подзабыли “весенние” и “осенние” наступления трудящихся? Публичные массовые требования отставки правительства и отдельных министров? Требования - не во время заседаний, а на улицах? Такое “интересное время”, честно говоря, мне не очень интересно. Я все это уже видел и с удовольствием бы поскучал без него. Но сегодня Министерство финансов России при пассивном молчании Министерства труда как будто нарочно пытается спровоцировать социальный протест и вызвать призрак Майдана теперь уже на московских улицах. Скажете - преувеличение? Надеюсь.

Но в чем я совершенно уверен, так это в том, что самый полный и честный рассказ о трудовой жизни России вы и дальше будете читать в “Солидарности”. Еще 25 лет. Надеюсь.

Автор материала:
Александр Шершуков - Четверть века в интересное время
Александр Шершуков
E-mail: info@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Сергей 11
03:56 от 20.08.2015
Тактика профсоюзов (ФНПР) складывавшейся ситуации в стране на текущий момент пассивная с вялотекущей имитацией что.Все позиции проиграны и нет перспективы хоть что то отбить. Обманываться не стоит.Пора снять розовые очки.
Александр Шершуков
13:29 от 20.08.2015
Есть такой жанр "все пропало".
Все позиции проиграны, никто ничего не делает.
Только автор - все видит и всех разоблачит.
Сергей 11, не идите по этому тернистому и бессмысленному пути )
Евгений Ланбин
15:18 от 21.08.2015
да не все пропало. Если профсоюзы 20 лет занимались защитой социальных льгот и гарантий, защитой прав трудящихся (надеюсь бессмысленно отрицать сей факт) То есть тех льгот, гарантий и прав которые были созданы ранее ( нового в интересах трудящихся не создавалось , Профсоюзы были в глубокой обороне защищали и обороняли) Теперь сравним какие льготы, гарантии и права были 20 лет назад и что имеет трудящийся сейчас и как его имеют. И что это было, за 20 лет, прогресс или деградация социальных и экономических отношений, развитие или сдача интересов трудящихся.
И еще один момент (чего больше всего боятся профсоюзы) почему трудящиеся при малейшем давлении со стороны работодателя, сдают и предают профсоюзы? Это что такое - результат работы профсоюзов в среде рядовых членов (не осознают что это их организация) или профсоюзы это нечто обособленное от трудящихся, деятельность которых обусловливается лояльным отношением к ним работодателей и властей (рамки их деятельности и круг решаемых вопросов и глубину решения устанавливают социальные партнеры профсоюзов) ? И простой вопросы - насколько доверяют трудящиеся профсоюзам ? На сколько готовы поддерживать профсоюзы и за какое место и чем? И готовы ли профсоюзы возглавить рабочих и организовать их на защиту своих интересов или рабочие организоваться сами (как анархист вы в курсе...) , решить самостоятельно свои проблемы , а профсоюз подержать трудящихся и дать оценку их действиям?
И самое главное. Что конкретно нужно делать, а то как то не очень? Если делать, то ничего не пропало.
Сергей 11
15:56 от 20.08.2015
"все пропало".
Все позиции проиграны, никто ничего не делает.-Я спорить не буду это правильно бессмысленно. Но я писал и напишу ещё раз точечные победы профсоюза преподносить как гениальные победы это обман себя и других. А тернистый путь это не самое страшное иногда уколы и ушибы полезны для осмысления пройденного пути.Сколько ещё надо извиняюсь за грубость подзатыльников Профсоюзу что бы сесть и переосмыслить как дальше работать и с чем к народу идти.
Александр Шершуков
19:48 от 20.08.2015
Где вы увидели, чтобы что-либо на страницах газеты преподносилось как "гениальные победы"?
Мы говорим спокойным голосом. Без аффектов.
Перечитайте )
Сергей 11
02:16 от 21.08.2015
Даже если так- Без аффектов. Дальше что???
Виталий1
09:38 от 21.08.2015
Ну что вы в самом деле, Сергей 11! Когда человек вопрошает "Дальше что???", понятно, что его никакой ответ не удовлетворит. Кроме, наверное, типа когда-то произнесенных лихим совковым партийцем "через 20 лет будем жить при коммунизме".
Вот в те времена была очень популярна песенка на слова Р.Гамзатова "как живете-можете, женщины-голубки?", которые отвечали "даже если муж хороший - плохо всё равно!".
Так что, вношу предложение заменить "всё пропало" на "плохо всё равно". О чем, кстати, и исследуемый
Сергей 11
10:10 от 21.08.2015
Всё пропало написано не мной. Но реальной борьбы профсоюза я лично не вижу. Взять любое направление. Информировать рабочий класс о чём? А- Дальше что??? меня лично удовлетворит любой ответ, а вот рабочий класс спросит у профсоюза бледно выглядеть будет профсоюз.
Виталий1
07:48 от 24.08.2015
Но дело-то в том, что "рабочий класс" не спросит, т.к. такого "класса" уже давно нет. Последние его отголоски от "рабочего совка" - это шахтеры конца 80-х. Теперь - каждый сам по себе и никакие партии, ОНФ, профсоюз этих индивидов не объединит.
Но если гипотетически представить себе "высший суд", который задаст ваш вопрос, то в РФ все, начиная с первого лица и кончая последней общественной организаций будут выглядеть бледно - вот тут вы правы.
Россия выглядела "не бледно" только по итогам 18 и 19 веков, т.е. "до 17 года". А с большевиками, царствующими по сей день, российская "не бледность" закончилась, как закончилась гуманная составляющая власти, в свое время опиравшейся на активное и просвещенное меньшинство, а не на подавляющее большинство с его удручающим уровнем.
В этих условиях профсоюзам надо элементарно "выживать", действуя взвешенно, чтоб не прихлопнули (с аплодисментами подавляющего большинства, включая самих членов профсоюзов).
И членами профсоюзов эти "наши люди" будут до тех пор, пока профсоюзы "разрешены". Ради того, чтобы "быть, как все" и не высовываться.
Сергей 11
16:41 от 24.08.2015
"Высший суд" для профсоюза это рабочий класс. Я с вами полностью согласен что он изменился и это становиться всё заметней с омоложением его.Но тут влияют многие факторы на изменение взглядов на жизнь. И вот эти пацаны и девчонки придя на производство строя планы на жизнь в том числе на льготы и бонусы от своей работы доверяли себя профсоюзу.А теперь когда их кидают разводя руками ребята ну что поделать не шмооогли мы! Но вы верти в профсоюз мы с вами!А какой ехидный потенциал получают на предприятиях те кто не профсоюзе.С фразами а мы вам говорили толку нет от профсоюза.Где его защита???И спорить с ними трудно когда факты на виду.
Евгений Ланбин
13:45 от 25.08.2015
Скорей, прослеживается более прагматичный подход. Профсоюз, верней ППО, рассматривается как один из многих инструментов решения своих проблем, причем не самый важный. Так, на всякий случай, может пригодится на черный день. Или как соломинка для утопающего - какой никакой шанс, а может выдержит. Хоть чего ни будь с помощью их урвать или на худой конец получить банальную материальную помощь. Верить в профсоюз - это утопия. Испытывать некоторое доверие к профсоюзу по некоторым вопросам - это да. Без них нельзя - это тока идиот будет оспаривать эту истину. Точно так же, что профсоюзы должны расти, развиваться и быть интересными и привлекать к себе внимание.
Другая проблема - это то что люди (рядовые члены) изменились. На сколько профсоюзы отвечают этим изменениям и запросам рядовых членов? это совсем другой вопрос.
Виталий1
08:12 от 25.08.2015
"И вот эти пацаны и девчонки", в основном, тоже "индивиды"... Не следует мельчить проблему и валить всё на профсоюзы (у которых нет не только нормальных членов, но и хотя бы законодательной инициативы).
Вы спрашиваете "где его защита???". ФНПР действует, в основном, последовательно и четко сообразуясь с вызовами (читайте вкладку "Солидарности" для профсоюзного стенда). А от причитаний толку чуть...
Сергей 11
10:56 от 25.08.2015
Если судьба людей мелочь тогда вопросов больше нет.
Евгений Ланбин
13:50 от 24.08.2015
Можно продолжать рядится дальше, искать виноватого, искать проблемы в прошлом.... А в это время, создаются всякие социальные центры по оказанию услуг по защите прав трудящихся (трудовых отношений). Представители которых на региональном уровне и не совсем региональном уровне... Через СМИ рассказывают какие они защитники трудовых отношений, свободно рассуждают о (+) и (-) упрощенки при увольнении персонала и где следует, а где на следует ее применять, о том, что у нас оказывается существуют проблемы в трудовых отношениях(мистеры и фрау "очевидность") , проводят какие то независимые социологические опросы и исследования (которые публикуют) и что они являются эффективными защитниками трудовых отношений..... и чейто вдруг не с того не сего образовались? Или свято место пусто не бывает - заполняют вакуум образовавшийся на рынке юридических услуг?
Или начинать что то делать реальное с привлечением и участием широких масс. Допустим проводить конкурсы детского рисунка на тему: "Как я провел лето "
Виталий1
09:42 от 21.08.2015
Продолжаю. ...исследуемый нами монолог.
Виталий1
13:10 от 19.08.2015
Наряду с юбилейными поздравлениями газете хочется отметить, что именно в "интересные времена" проживали отмеренную им часть века все-все россияне, как и все отечественные "юридические лица". А также то, что "Солидарность" как главная газета профсоюзов прожила эти свои годы вместе с ФНПР, так или иначе влияя на суть происходившего.
На мой взгляд, тактика профсоюзов (ФНПР) в эти годы была (и остается) адекватной складывавшейся ситуации в стране. То, что более резкое, чем это было, забастовочное движение, массовые акции профсоюзов и "участие в политике" в 90-е годы, повлекло бы фактический разгром профдвижения элементарно с помощью какого-нибудь липецкого ОМОНа, со всей очевидностью показали события на Ленинском пр., 42 в октябре 1993 года. Если бы "клочковский ФНПР" тогда продолжал упираться, что повлекло бы разгон центрального аппарата профсоюзов, то тогдашние профсоюзы скончались бы так же, как и СССР в августе1991 года...
А Минфин действует , к сожалению, уверенно - ему "наши комплексы" не свойственны. Как они не свойственны и принявшим решение демонстративного уничтожения продуктов, заморозки МРОТ, зарплат, пособия по безработице и т.п.
Евгений Ланбин
12:05 от 19.08.2015
Я бы вопрос поставил по другому. Либо профсоюзы, за которыми стоят реальные люди( граждане РФ, трудящиеся, наемные работники....) начнут реально решать проблемы тех , кто стоит за ними, либо начнут решать другие непойми кто, за которыми стоит незнамокто.

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2