Top.Mail.Ru
Статьи
Фидель против “карточного домика”

Как смена лидеров Кубы и Америки скажется на России

Фидель против “карточного домика”

Фото: ТАСС, 1961 год

О наследии Фиделя Кастро спорят не только обитатели соцсетей. Владимир Путин назвал ушедшего легендарного политика “патриотом, снискавшим любовь кубинского народа и уважение всего международного сообщества”. А избранный президент США Дональд Трамп - “жестоким диктатором, который подвергал репрессиям собственный народ”. Многих волнует, что изменится в отношениях Кубы с Россией и США после смерти команданте. Политолог Михаил Нейжмаков попытался ответить на этот вопрос.

ДЖОКЕР ПРОТИВ КУБЫ

Конечно, все в курсе, что пост первого секретаря ЦК Компартии Кубы Фидель Кастро оставил еще в 2011 году, а главой правительства и Госсовета страны перестал быть еще раньше - в 2008-м. Когда уходящий президент США Барак Обама в марте 2016 года побывал на Острове Свободы, он встречался уже с братом Фиделя, Раулем Кастро, ныне занимающим пост руководителя правящей партии и правительства. Впрочем, мало кто верил, что, покинув официальные посты, легендарный революционер потерял всякое влияние на политику своей страны. Да и 85-летний Рауль обещал уйти с поста руководителя государства в феврале 2018 года. Высшие посты в стране перейдут к новому поколению кубинских политиков. Какими могут стать их отношения с хозяевами Кремля и американского Белого дома?

Контакты между Кубой и США при Обаме во многом можно назвать антиподом отношений между Вашингтоном и Москвой. Российско-американская “перезагрузка” не удалась, зато оттепель между ведущей супердержавой и небольшим, но гордым островом была видна невооруженным взглядом. В декабре 2014 года Барак Обама и Рауль Кастро одновременно призвали к началу диалога между своими государствами. Шаг, конечно, не был спонтанным - ему предшествовали более чем годичные секретные переговоры. Президент США заявил о необходимости пересмотреть подход к торговому эмбарго против Кубы.

Уже летом 2015 года начали работу кубинское посольство в Вашингтоне и американское - в Гаване. Увенчал этот долгий путь навстречу друг другу упомянутый визит Обамы на Остров Свободы. До него последним из хозяев Белого Дома Кубу посещал лишь Джон Калвин Кулидж - в далеком 1928 году. Американские политики и эксперты даже начали ставить Гавану в пример Кремлю. Так, бывший куратор латиноамериканского направления в ЦРУ Джек Дивайн еще в январе 2015 года писал, что сближение США и Кубы только подчеркивает “международную изоляцию” Москвы. Отставной разведчик ставил политику Обамы в пример Путину и призывал последнего, пока не поздно, пойти таким же путем в отношении Украины.

Но вот настала осень 2016 года, и замечательную картину нарушил персонаж, которого называют джокером американской политики.

“НИКАКОГО УВАЖЕНИЯ”

Дональд Трамп в своем заявлении на смерть Фиделя Кастро весьма жестко отозвался не только о покойном команданте, но и о существующем политическом режиме на острове: “Куба остается тоталитарным государством”. На этом фоне обещание миллиардера “делать все, чтобы гарантировать, что кубинский народ, наконец, получит возможность начать путь к процветанию и свободе” выглядит настораживающе для Гаваны.

Скажем, вторжение США в Ирак в марте 2003 года начиналось после обращения к нации Джорджа Буша-младшего со словами: “На вас возлагаются надежды угнетенного народа! Мы принесем свободу другим”. Кстати, в ходе предвыборной кампании 2000 года этот президент, практически как Трамп сегодня, призывал быть “умеренными в отношении к нациям, которые провозглашают желание идти собственным путем”. Ну а что вышло на деле - всем известно.

В Гаване победу Трампа в президентской гонке восприняли весьма осторожно. Рауль Кастро поздравил будущего лидера соседнего государства. И одновременно на Кубе было заявлено о начале пятидневных военных учений “Бастион 2016” - “в целях подготовки войск и населения к отражению различных действий противника”. В газете Granma, официальном органе ЦК кубинских коммунистов, соответствующая информация была размещена под заметкой об итогах американских президентских выборов. Похоже на очень прозрачный намек, не правда ли?

Трамп уже демонстрировал, что собирается стать непростым партнером для Гаваны. В марте 2016 года миллиардер сетовал, что Обаме в ходе его визита на Кубу не оказали “никакого уважения” (Рауль Кастро не стал встречать его лично), и он сам “заключил бы сделку на гораздо более выгодных условиях”. А в сентябре уже заявлял, что приостановит действия мер по улучшению отношений с Кубой, пока власти острова не выполнят ряд требований (например, освободят политзаключенных).

КАКОЙ ИЗ ТРАМПОВ - НАСТОЯЩИЙ?

Правда, на любые опасения по поводу судьбы кубинского режима после таких заявлений Трампа можно найти резонные возражения. Подняв кубинскую тему в марте, политик-бизнесмен кинул камень в огород не столько братьев Кастро, сколько Обамы. Из-за него Америку “не уважают”, он “не умеет заключать сделки” - в этом Трамп обвинял уходящего президента в течение всей кампании. История с Гаваной - так, очередной предлог. Заговорив же о Кубе в сентябре, кандидат-республиканец просто хотел привлечь голоса кубинских эмигрантов. Видели новости, как последние во Флориде радовались смерти Фиделя? А ведь Флорида - один из колеблющихся штатов, где решалась судьба президентской гонки. Кто же предвыборные обещания воспринимает всерьез? “Чего не скажешь в шутейном разговоре”?

Трамп-кандидат может говорить что угодно. Но вот Трамп-коммерсант еще в 90-е хотел инвестировать в гостиничный бизнес на Острове Свободы. В “белую тогу” кандидата Трамп облекся недавно, а сколько лет он в бизнесе? И выходит, что бизнесмен - настоящий, а кандидат - это практически фантом, иллюзия.

Проблема в том, что с выходцами из кубинской общины президенту США придется иметь дело и между выборами. Они влиятельны среди республиканцев, от которых кандидат-миллиардер баллотировался. Скажем, один из его соперников в борьбе за выдвижение от этой партии, Марко Рубио, имеет кубинские корни. Многие в американском Конгрессе были настроены против шагов Обамы навстречу Гаване. Как сложно президенту США найти сторонников в парламенте даже среди однопартийцев - неплохо показано в знаменитом сериале “Карточный домик” (несмотря на вопросы относительно реалистичности других его эпизодов).

Да и самому Трампу может быть выгодно сыграть роль “злого полицейского” в отношениях с Кубой после относительно “доброго” Обамы. Хотя бы на первых порах. Он может надеяться таким путем добиться от Гаваны дополнительных уступок. Недаром Ринс Прибас, который должен занять пост главы аппарата при новом президенте США, недавно, когда предвыборная кампания миновала, повторил старый тезис про Кубу: “Позиция Трампа по данному вопросу предельно ясна... Нам нужна более выгодная сделка”.

Это, конечно, не военный сценарий. Но выкрутить руки Кубе новая американская администрация наверняка попытается. Из всех обличий Трампа образ жесткого переговорщика может оказаться самым реалистичным. Об этом стоит помнить не только Гаване.

КАСТРО РАЗДОРА?

Широко известно, как осенью 1962 года молодой кубинский лидер Фидель Кастро оказался в центре одного из самых серьезных конфликтов между Россией и США - “Карибского кризиса”. По иронии судьбы, смерть легендарного политика спровоцировала первую трещину в отношениях между Москвой и еще не вступившим в должность Трампом. “Что касается желаний позлословить и высказаться в неуважительной манере в отношении ушедшего из жизни человека, я это оставляю на совести тех людей, которые это делают”, - заявил директор Латиноамериканского департамента МИД РФ Александр Щетинин. Это было сказано вскоре после упомянутого выше жесткого заявления американского политика о Кастро.

Читатель, возможно, удивится, почему в этой статье так много сказано об отношениях Гаваны с Вашингтоном и так мало - о ее же контактах с Москвой. На самом деле все объяснимо. США - самый мощный сосед Кубы. Роль же России как партнера Гаваны с начала 90-х по понятным причинам снизилась.

Решение о закрытии российского центра радиоэлектронной разведки в кубинском Лурдесе было принято еще в октябре 2001 года. В августе следующего - база была выведена. В октябре 2016 года замминистра обороны РФ Николай Панков заявлял, что давнее решение может быть “переосмыслено”. Разговоры об этом идут давно, но пока не стали реальностью. Это вполне логично. Вашингтон не ведет против России холодную войну в старом, советско-американском формате, иначе бы он оказывал куда более серьезную реальную помощь той же Украине. Ресурсы Москвы ограничены, и распылять их - значит серьезно ослабить себя.

В экономике схожая тенденция. По статистике 2015 года первым кубинским партнером по торговому обороту являлась Венесуэла, вторым - Китай. Но как раз тут колебания в кубинско-американских отношениях дают шанс России в работе с Островом Свободы. Если между Вашингтоном и Гаваной начнется новое охлаждение, последней понадобится развивать альтернативные экономические связи, в том числе с Россией. Если отношения США и Кубы будут не столь напряженными, это пока не сильно повредит Москве. Слишком серьезное сближение с Вашингтоном может привести к тому, что тот быстро “удушит в объятиях” Кубу, несопоставимую с ним по экономическому потенциалу. Желая хотя бы замедлить этот процесс, Гавана должна будет развивать партнерство и с прежними союзниками. Это тенденции, которые начались при жизни Фиделя и пока будут продолжаться.

Автор материала:
Михаил Нейжмаков - Фидель против “карточного домика”
Михаил Нейжмаков
E-mail: info@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика