Top.Mail.Ru
Статьи
Кредиты для никого

Снижение Центробанком ставки по кредитам промышленности не поможет

Кредиты для никого

Фото: Антон Белицкий / ТАСС

Ключевая процентная ставка по кредитам снижена ЦБ до 12,5% годовых, однако эксперты признают: выгодно это только другим банкам, так как позволяет им сократить расходы. А населению и промышленной сфере брать кредиты даже под такие проценты - дорого. Рынок ожидает скорого удешевления кредитов, и такое затишье не благоприятствует развитию экономики.

ПРОЦЕНТНЫЕ СКАЧКИ

К чему приведет снижение ключевой ставки ЦБ? На этот вопрос представители власти и эксперты попытались ответить 25 мая за круглым столом в пресс-центре “Парламентской газеты”. Собравшиеся единогласно решили, что уровень 12,5% годовых для промышленности неподъемен. Еще в феврале прошлого года ставка составляла 5,5%. За 2014 год Центробанк повысил ее шесть раз, а под новый год, 16 декабря, увеличил до 17% годовых.

В конце апреля 2015 года ставка снизилась до 12,5%. Эксперты задались вопросом: было ли необходимо ее “взвинчивание” 16 декабря? Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Владимир Киевский считает, что да: ЦБ правильно поднял ее до 17% - это было следствием “полноценного валютного кризиса”, как назвал зимнюю ситуацию на рынке директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.

- Если бы Центробанк этого не сделал, у нас сейчас был бы другой валютный курс, и граждане пострадали бы в значительно большей степени, - считает Солодков.

Однако нашлись и противники такого мнения. Эксперт Союза защиты прав потребителей финансовых услуг Михаил Беляев оценил работу ЦБ как абсолютно непрофессиональную, поскольку Центральный банк “благодушным взором наблюдал с августа-сентября 2014 года” нагнетание ситуации, но бездействовал и сработал резким повышением ключевой процентной ставки лишь в пиковый момент.

Сейчас ожидается снижение ставки. Эксперты признают, что кредитный рынок затих - люди ждут, когда кредиты подешевеют, а на экономике их выжидание сказывается негативно. Доходы в среднегодовом исчислении, как сообщил Солодков, стали меньше прошлогодних приблизительно на 13,5%. Спрос падает, и это может привести к снижению инфляции. Кроме того, не исключается, что государство откажется от индексации соцвыплат в 2015 году: “Надо понимать, что дальнейшее сокращение инфляции связано с тем, что жизненный уровень людей будет ухудшаться”, - говорит Солодков.

Тем не менее Солодков считает, что снижение инфляции должно увеличить доверие к экономике - а за этим может последовать рост инвестиций, без которых подъем невозможен. Сообщив это, он тут же осекся:

- Происходит дальнейшее сокращение инвестиций. Это определяется не столько монетарной политикой ЦБ, сколько общим бизнес-климатом, тем, каким образом государство выполняет свои функции, насколько предприниматели равны перед законом. Пока ожидать улучшения инвестиционного климата нельзя.

Коллега Солодкова по ВШЭ, банковский аналитик Дмитрий Мирошниченко прямо заявил, что идея “раздавать всем желающим предприятиям деньги [кредиты] направо и налево”, поселившаяся в “ряде горячих голов”, несостоятельна, и напомнил об ответственности банковского сектора перед своими вкладчиками. “Платежеспособный спрос практически на нуле”, - сообщил Мирошниченко и сделал вывод, что снижать ставки рано:

- Это проблема не Центробанка, а проблема того, что в нашей стране устойчивый и доходный бизнес вести достаточно тяжело. Если в ближайшем будущем положение изменится, тогда можно будет говорить, чтобы ЦБ снизил ставки по кредитам. Пока нет смысла этого делать - просто из-за экономической ситуации в нашей стране, - посетовал банковский аналитик, но выхода из положения не предложил.

КАК В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Высказывания сотрудников “Вышки” прервал депутат Госдумы от “Единой России”, член комитета по бюджету и налогам Евгений Федоров, который сразу назвал российскую банковскую систему самой зарегулированной. Он объявил, что на дорогие кредиты провоцирует сама эта система: даже если банк получает кредит под 12%, то выдать кредит дешевле, чем под 25%, он не сможет. Если сравнить со ставкой европейского банка, составляющей 0 - 0,5%, получится, что гражданин, имеющий доступ к кредиту в Европе, разумеется, возьмет его именно там. Даже в Китае еще в прошлом году ставка достигала 8 - 9%, а сейчас она снизилась до 2,5%.

Наперекор точке зрения предыдущих выступающих, уверенных, что снижение ставки спровоцирует разгон инфляции, Федоров привел показатели развитых стран. В Европе инфляция составляет 0,02%, в Японии - 2,2%, в США - 1,3%, в Швейцарии - минус 0,01%. Даже в Китае, где инфляция держалась на уровне 10 - 15%, она снизилась до 2,5%.

РАССТАНОВКА СИЛ

Федоров заявил, что при снижении ставки иностранные инвестиции и кредиты замещаются национальными, а инфляция стремится к нулю:

- У вас идет экономический рост, потребляющий огромное количество товаров, вы начинаете резко повышать численность рабочих, которые заняты в производстве, и так далее, - вдохновлял слушателей депутат.

Михаил Беляев возразил: резких скачков экономика не любит, и глупо говорить о том, чтобы “обрушить” ключевую процентную ставку с 12,5% до 2,5%. Кроме того, по его замечанию, промышленность никогда не поднимается за счет банковских кредитов - услуга эта платная, а сейчас еще и очень дорогая...

А Евгений Федоров напомнил о трех посланиях Путина, потребовавшего снизить ставку, и об обещании главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной сделать это, после чего посетовал:

- Мы не переходим на политику низких ставок, поскольку для этого нет политической расстановки сил, позволяющей “продавить” вопрос их снижения, - в российской экономике отсутствует суверенитет, за который сейчас, в условиях кризиса, ведется борьба.

Выступление вызвало негодование у представителей ВШЭ, и они встали на защиту регулятора. Солодков говорил, что при высокой инфляции нельзя снижать ставку, а Мирошниченко - что “Центробанк среди органов госвласти самый дееспособный, самый профессиональный”. Официально ЦБ органом госвласти не является, но с Мирошниченко можно согласиться в том, что правовые полномочия банка вполне соотносятся с функциями органа государственной власти.

Федоров напомнил оппоненту, что кризис возник из-за падения курса рубля:

- Да, МВФ приказал. Но зачем выполнять приказы МВФ, направленные против национальных интересов? При этом нарушили Конституцию. Сейчас вдруг забыли о свободном курсообразовании и палим рубли для того, чтобы рубль опять, не дай бог, не вернулся к позиции 35 или 40. Это что за политика такая? Каждые три месяца будем ее менять в прямо противоположную сторону? - распалялся Федоров.

Выгодоприобретателями депутат назвал США и ЕС, поскольку ЦБ тратит проценты с кредита на выкуп доллара, то есть 12,5% уходит, по выражению парламентария, на “выплату дани”...

...Некоторое время в пресс-центре “Парламентской газеты” шла бурная дискуссия. Солодков предполагал: если при инфляции в 30% он выдаст Федорову кредит под 0%, тот пойдет покупать на них валюту. Депутат с этим не соглашался. Ни к чему новому дискуссия не привела...

БЛИЦ-ОПРОС

О проблемах промышленного сектора в вопросе банковского кредитования и о том, повлияет ли на уровень “закредитованности” предприятий снижение Центробанком ключевой процентной ставки, “Солидарности” рассказали представители отраслевых профсоюзов России.

Борис Сошенко, председатель профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ:

- Насколько я знаю от директоров и работодателей, кредитование является больным вопросом для строительных организаций. Необходимо снижать ключевую ставку. Кроме того, нужно, чтобы банки смелее шли на кредитование, поскольку часто их требования к компаниям в части предоставления гарантий невыполнимы. Банковский сектор ставит отрасль в тупик. А профсоюзы... Что мы можем? В данном случае - только если подняться... Но мы не вправе вмешиваться в деятельность той или иной хозяйствующей организации. Порой даже “по рукам бьют”, когда пытаемся защитить конкретное предприятие, оказавшееся не по своей вине в скверном финансовом положении. Пытаемся помогать. И сочувствуем. Иногда и это важно.

Галина Юрова, заместитель председателя профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ:

- В нашей отрасли кредитами пользуются около трети предприятий, но среди них именно “закредитованных” очень много. В принципе, понижение процентной ставки - это хорошо. Другой вопрос в том, не будет ли каких-то скрытых комиссий и побочных “поборов” со стороны банков при выдаче кредитов. К сожалению, понижение ставки не коснется тех предприятий, которые брали кредиты в предыдущий период. Вряд ли банки пойдут на рефинансирование “старых” долгов. И вообще есть опасение, что по новым процентным ставкам получить кредит будет нелегко. Банкам это невыгодно, они могут начать играть на конъюнктуре и ждать возможного повышения этих процентов.

Профсоюзы пытаются оказывать влияние на кредитно-финансовую политику государства, в частности, через работу в рамках РТК. Но мы видим, что так называемые экономические ведомства очень тяжело поддаются влиянию. Известно, что в период кризиса нужно развивать покупательную способность населения - стимулировать кредитование, повышать зарплаты, создавать рабочие места. А у экономического блока правительства по-прежнему концепция такова, что надо затянуть потуже пояса. Мы-то в эту стену бьем, но такое ощущение, что нас никто не слышит. Наверное, надо бить сильнее.

Николай Шатохин, председатель профсоюза машиностроителей РФ:

- В нашей отрасли закредитовано большинство предприятий, и это, конечно, сказывается на их положении. Особенно учитывая нынешнюю ситуацию в экономике. Как предприятия пытаются справиться с таким положением? Переход на сокращенный режим работы, увольнения персонала - это единственное, на чем им еще хоть как-то можно сэкономить... А все остальное - это закупка материалов, топливно-энергетические ресурсы, на этом сэкономить очень маловероятно. Позитивно снижение ставки должно сказаться на многих предприятиях, но надо посмотреть, какова будет практика.

Если бы у нас были кредиты, как на Западе, под 2 - 3%, то наши предприятия могли бы хоть как-то конкурировать [на рынке]. Например, ивановскому предприятию ОАО “Автокран” пришлось заниматься импортозамещением, и нужны были кредиты. Они, при поддержке нашего профсоюза и местных властей, были вынуждены специально обращаться к главе Сбербанка, и им дали [льготный] кредит. Но повлиять на кредитно-финансовую политику Центробанка в целом для профсоюзов достаточно сложно. К примеру, на заседаниях РТК многие логичные предложения профсоюзов не находят той поддержки, которую мы ожидаем. Правительство, видимо, руководствуется какими-то своими соображениями...

Автор материала:
Анастасия Юшкевич - Кредиты для никого
Анастасия Юшкевич
E-mail: info@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика