Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
На пресс-конференцию Владимира Путина 17 декабря в этом году было аккредитовано рекордное число журналистов - 1392! Некоторые СМИ подсчитали: чтобы выслушать вопросы от каждого, понадобится трое суток. При такой конкуренции журналисты заранее продумывали стратегию привлечения внимания. Корреспондент “Солидарности” тоже посетила этот “съезд журналистов” и увидела то, что не попадает в объектив телекамер.
Пресс-конференция была назначена на 12, но журналистов просили приехать с 10 до 11 часов. Фотокорреспондентам и операторам спать в этот день пришлось еще меньше - их ждали к 8:30. В 10 часов в большом фойе Центра международной торговли было не протолкнуться. Журналисты в отсутствие Путина снимали журналистов. В объективы телекамер попадали звезды средств массовой информации, а также простые корреспонденты, хоть чем-то выделяющиеся из толпы: плакатами, нарядами, игрушками. Например, корреспондента из Ханты-Мансийска в костюме оленевода и с бубном сняли, кажется, все телеканалы. Шансы, что при таком количестве участников именно твой вопрос прозвучит, - минимальны (если ты не входишь в кремлевский пул), поэтому журналисты, особенно региональные, с удовольствием рассказывали о своих вопросах и проблемах на телекамеры федеральных каналов - хоть так заявить о себе.
СМИ пишут, что на проведение этого мероприятия было потрачено 16 млн рублей, арендовано множество залов, установлены большие экраны, огромное количество аппаратуры и прочего. Синхронный перевод осуществлялся на три языка: английский, немецкий и французский, и желающие могли взять наушники. Обещали бесплатный Wi-Fi, однако многие так и не смогли к нему подключиться.
Еще несколько лет назад журналисты жаловались, что стоять в очереди на вход приходится на улице, на морозе, а служба безопасности отбирает мобильные телефоны. Сейчас такого не было. Вот только при досмотре у меня отняли бутылку с водой и даже яблоко, а в буфет (как выяснилось потом - бесплатный) мне некогда было заглянуть. А зря! Конференция закончилась лишь в 15 часов.
Обстановка в целом была дружественная. Народ шутил, делал селфи, общался друг с другом. Многие встречали своих знакомых из других СМИ, вспоминали былое. Приехало много иностранцев. Как сообщает официальный сайт Кремля - около 300 человек. Рядом со мной, например, сидели испанцы, очень неплохо говорящие по-русски, и японец, также не пользующийся синхронным переводом. Он держал в руках нарисованный в блокноте флаг своей страны.
Кстати, хочется сказать пару слов о блокноте, ручке и карандаше, которые вместе с бейджем вручались всем аккредитованным журналистам. Организаторы ударились в гигантоманию! Пластиковые ручка и карандаш с выдвигающимся грифелем были длиной сантиметров тридцать, а толщиной - в две ручки; блокнот на огромной пружине - размером с немаленький нетбук. Впрочем, надо отметить, что они оказались удобными. В частности, те журналисты, кто не заготовил таблички заранее, рисовали их на месте, в этом самом блокноте.
О самой пресс-конференции писать не буду - думаю, вы все видели. Путин не приблизился к рекорду продолжительности выступления в 2008 году - 4 часа 40 минут, но все 3 часа, что шла пресс-конференция, шутил и непринужденно отвечал на вопросы.
В интернете после пресс-конференции я неоднократно натыкалась на мнение, что таблички, которые корреспонденты вскидывали, как только президент РФ заканчивал отвечать на очередной вопрос, - это цирк, шоу, невежливо и вообще кошмар. На самом деле, если у тебя нет таблички и ты не журналист кремлевского пула, то шанс, что тебе дадут слово, равняется нулю.
Как выбирают, кто задаст вопрос? Схема из года в год примерно одинаковая. Вначале глава пресс-службы президента Дмитрий Песков дает слово крупным федеральным СМИ, которые входят в кремлевский пул. Он знает этих журналистов в лицо, и им совсем не обязательно даже поднимать руку. А что делать остальным? Поднимать руку, как на обычной пресс-конференции? Это будет 1392 руки. Как выбрать среди них? Никак. Давать слово наугад? Можно, конечно, но с табличками гораздо удобнее. На них написано, о чем будет вопрос (или что за СМИ), и это дает возможность ориентироваться и осознанно выбирать.
Выбирал Путин. Всю пресс-конференцию, насколько я видела, Песков в зал практически не смотрел. Он не выискивал глазами интересные таблички, не обдумывал (судя по виду), кому дальше дать слово. Он смотрел либо на своего босса, когда тот отвечал, либо куда-то вдаль. Так что плакат журналистки “Нового дня” - “Песков нас не замечает” - стопроцентная правда. Песков давал слово лишь представителям кремлевского пула.
Таблички читал Путин, поэтому очень важно было сесть так, чтобы он тебя заметил. Ну, или прийти с огромным плакатом, если не повезет занять место в первых рядах. Кстати, за исключением первых двух рядов, которые были зарезервированы, судя по всему, для сотрудников службы безопасности, остальные места никак не распределялись. Их занимали в порядке живой очереди. Мне повезло: я оказалась у дверей в зал в тот момент, когда их открывали, поэтому заняла место аж в четвертом ряду, напротив стола президента. Так что уверена, что табличку газеты “Солидарность” он видел. И регулярно давал слово журналистам, сидящим рядом со мной - чуть ближе или чуть дальше. Но, видимо, решил, что с профсоюзами он и так регулярно встречается и обсуждает проблемы, так что сейчас это необязательно.
Путин выбирал наиболее острые темы: Турция, Египет, Украина, нефть - именно благодаря табличкам журналисты их задали. Также его зацепила надпись “кто наехал на журналиста”. Ведь не будь такой, вряд ли калининградское издание “Клопс.ру” получило бы возможность задать свой вопрос. А вот на что рассчитывали люди, принесшие игрушки, глобус Подмосковья, шаманский барабан и прочие яркие, но неинформативные вещи, - я не поняла.
В целом же, как мне кажется, журналисты вели себя очень корректно, старались не мешать операторам, ну, может, за исключением таблички “Одаренные дети”, которая регулярно всплывала в объективах телекамер на острых вопросах. Таких, как о детях Чайки, Ротенберга и Турчака. Камеры быстро переключались, но сидящие в зале посмеивались. Ажиотаж случился на последних минутах, когда президент сказал, что заканчивает пресс-конференцию. Тут ползала заорало, подскочило с мест и начало агрессивно трясти табличками, но я надеюсь, что камеры благоразумно не показали этого. Впрочем, уйти сразу Путину не дали, окружив непроницаемым кольцом прессы. Так что президенту пришлось ответить еще и на вопрос о Дональде Трампе.
По завершении пресс-конференции народ еще долго не расходился. Сумевшие задать вопрос моментально стали героями, и к ним выстраивались очереди взять интервью. Я пообщалась с теми, кто не дождался слова, спросила, какие у них были вопросы. И, по моему мнению, даже хорошо, что некоторые не получили возможности их задать. В этом году была необычайно адекватная пресс-конференция, на которой у Путина не просили разрешения завести щенка и не звали его приехать в какой-то город в гости.
Мероприятие длилось чуть больше трех часов, но работа журналистов - гораздо дольше. Особенно фото- и видеокорреспондентов. Эти несчастные как зашли в зал в 10:30, заняли место в его конце, так и стояли до 15 часов. Фотограф “Солидарности” потом даже ходить не мог, так у него затекли ноги. Но если хочешь получить хорошие кадры - никуда не уйдешь с хорошего места. Ведь его тут же займут другие.
Далеко не всем желающим удалось 17 декабря задать президенту страны свой животрепещущий вопрос. О чем хотели бы спросить Владимира Владимировича представители общероссийских профсоюзов, выяснял корреспондент “Солидарности”.
- Я бы задал президенту вопрос по поводу принятого правительством решения об индексации пенсий на 4%. Зачем обижать пенсионеров в столь тяжелой экономической ситуации? Нашли самых богатых людей, что ли? А ведь есть закон, предписывающий индексацию пенсий на размер инфляции (по статистике - это около 13%), чего на деле не происходит.
- Практически все, что меня интересовало, я услышал. Правда, было мало конкретных ответов на конкретные вопросы. Лично меня сегодня больше всего беспокоит проблема коррупции. Соответствующие вопросы на конференции прозвучали, но ответы не раскрыли сути - в основном они применялись к частным лицам. К сожалению, коррупция в органах, которые, по идее, должны с ней бороться (прокуратура, полиция и т.д.), - довольно распространенное явление. Сегодня обычный человек, обыватель, чувствует себя абсолютно незащищенным, обращаясь в полицию, следственный комитет и пр. Не редкость, что потерпевшие отказываются составлять заявления - боятся волокиты. А когда составляют, заявления у них не всегда принимаются. А если принимаются, заявители чаще всего не видят, есть ли меры, - сплошные отписки.
- В следующем году исполнится 25 лет, как существует наша структура. Надо сказать, в свое время еще Совет Министров СССР размышлял, как отойти от “экономики трубы”. Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич в течение последних нескольких лет много говорили о модернизации и инновациях: начался поиск направлений, словосочетание “инновационная деятельность” плотно закрепилось в лексиконе соотечественников. Но власть по-прежнему не дала ответа на главный вопрос: как подобные проекты реализовывать? Например, к 2020 году должно быть обеспечено 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. И хотя процессы ведутся, на сегодня такие показатели недостижимы. Центральный совет российского профсоюза интересуется: когда появится разумная и справедливая финансовая система? Сейчас предпринимателям выдаются кредиты под 20% и выше - что неподъемно. По-настоящему реалистичные кредитные ставки - это до 6% годовых. Если можно было бы получать кредиты под такие проценты, бизнес бы развивался.
- Исходя из данных об инфляции, о стоимости нефти, продуктов питания и прочего возникает вопрос - правда, скорее не к президенту, а к правительству и исполнительным органам власти: “На что рядовой налогоплательщик будет жить в 2016 году?” Разумеется, самым острым по-прежнему остается вопрос оплаты труда.
- На конференции был задан вопрос, к которому я бы присоединился: как оплачивать коммунальные платежи, а потом еще жить, если заработная плата или пенсия составляет всего 6 - 8 тысяч рублей? Недавно я по долгу службы был в Пенсионном фонде и спросил специалиста, сколько он зарабатывает. Ответ получил - “наша зарплата чуть меньше, чем пенсии, которые мы начисляем работникам”... Это самый актуальный вопрос на сегодня - а что ответил президент, вы знаете.
Опрос провела Анастасия Юшкевич
Николай Федоров / "Солидарность"
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Но зато сегодня - поставил задачу правительству - сдержать рост цен всеми рыночными способами. Это наверно из разряда задач как - Создание 25 мил. высокотехнологичных рабочих мест.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно