Top.Mail.Ru
Статьи
1
Отчитались с трудом

Министерство подвело итоги работы за год

Отчитались с трудом

Фото: Николай Федоров / "Солидарность"

Реальная зарплата россиян за январь-февраль 2017 года увеличилась на 2,3%, а общий уровень доходов повысился на 1% по сравнению с показателями за аналогичный период 2016-го. Такие данные привел глава Минтруда Максим Топилин в ходе заседания ведомственной коллегии 31 марта. Также министр признался, что не знает, как конкретно его предложение по борьбе с теневой занятостью сможет победить эту проблему. Зампред ФНПР Нина Кузьмина, в свою очередь, раскритиковала работу министерства и государственную политику в сфере труда.

РОСТА НЕТ, А СЛОВО ЕСТЬ

- Если прогнозы будут реализованы, то есть ощущения, что инфляция будет чуть больше 4%, сейчас такие прогнозы есть, - поделился надеждами министр труда и социальной защиты Максим Топилин на заседании коллегии своего ведомства 31 марта. - С учетом этого в январе-феврале реальные доходы по сравнению с цифрами за аналогичный период прошлого года выросли на 1%, реальная заработная плата увеличилась на 2,3%. Напомню, что в прошлом году реальные доходы падали, а реальная зарплата по итогам года выросла всего лишь на сумму чуть меньше 1%.

Напомним, еще 16 марта министр экономического развития Максим Орешкин сообщил в ходе съезда РСПП, что реальные доходы россиян выросли в январе этого года на 0,1%, и рост показателя отмечен впервые за два года. Для сравнения, инфляция, по состоянию на 13 марта, составила 4,4%. Несмотря на это, “в целом” намечается рост доходов, а страна начинает выходить из “сложившейся ситуации”, считает Максим Топилин.

В частности, министр труда уверен: росту реальных доходов россиян поспособствует реализация майских указов президента от 2012 года. Однако представители профсоюзов бюджетных отраслей не раз говорили “Солидарности”, что повышение зарплат до средних показателей по регионам и выше достигается чиновниками за счет сокращения персонала и увеличения рабочей нагрузки на тех, кто избежал “оптимизации”. В то же время, согласно сообщению Топилина, “темпы снижения роста реальных доходов” россиян в 2016 году оказались выше, чем годом ранее, в 54-х регионах страны.

Структуру “доходов” правительственные чиновники, как правило, не приводят. Этот термин, считают в профсоюзной среде, призван отвлечь внимание россиян от низкого уровня зарплат и риторически включить в понятие все возможные социальные выплаты гражданам. Тем не менее на практике именно зарплата остается единственным источником реального дохода (если не считать неработающих пенсионеров). Так что “рост” этого показателя на фоне приведенной Топилиным статистики по регионам может быть еще ничтожнее, чем “чуть меньше 1%”. Проще говоря, роста нет, особенно если учитывать инфляцию - даже официально прогнозируемую.

Примерно то же рассказали “Солидарности” эксперты от ФНПР. По словам секретаря ФНПР Олега Соколова, приведенные министром труда данные говорят не о реальном росте доходов, а о несовершенстве методов подсчета, используемых Росстатом:

- Да, по данным статистики, которую используют представители правительства, доходы немного выросли по сравнению с показателями за январь 2016 года. Но со статистической оценкой далеко не так все однозначно. Указанный рост был связан с тем, что пенсионерам единоразово выплатили по пять тысяч рублей. В феврале доходы россиян по-прежнему снижаются. По нашим данным - реальные зарплаты не растут. В лучшем случае, сохраняются на прежнем уровне.

Профсоюзный эксперт напомнил, что сейчас в правительстве ведется работа по переподчинению Росстата Министерству экономического развития. В ФНПР опасаются, после этого информация относительно роста зарплат и доходов россиян начнет поступать еще более оптимистичная, но такие данные уже не будут иметь никакого отношения к реальному положению дел.

НЕДОДУМАЛИ

Внезапно оказалось, что в Министерстве труда не знают, какие меры должны применяться к гражданам, работающим “втемную”. То есть как должен действовать механизм борьбы с теневой занятостью в принципе. В этом, по сути, признался журналистам в перерыве заседания коллегии Максим Топилин. До того в своем основном докладе он рассказывал, что с неофициальной занятостью можно бороться при помощи сбора данных о том, за кого из трудящихся не поступают взносы в социальные фонды от работодателей.

Напомним, ранее, 15 марта, министр труда уже презентовал эту идею депутатам Госдумы в рамках “Правительственного часа”. После сбора информации о взносах “регионы смогут более детально с этими людьми работать, вплоть до бесед, если хотите, [о том], почему это происходит, сходов сельских”, - сказал тогда депутатам Максим Топилин. Корреспондент “Солидарности” 31 марта попросил чиновника поделиться смыслом сказанного в Думе.

- Я предельно откровенно говорю, что у нас еще нет точного ответа на этот вопрос, - сказал министр, имея в виду вопрос о санкциях против “теневых” работников. - Поэтому я, наверное, и сказал, что будем на сходах смотреть. Если вы обратили внимание, я сегодня попросил регионы, чтобы они подумали, как они в свое законодательство будут инкорпорировать это право (использовать информацию о взносах. - П.О.). Регионы должны понять: вот дал им Пенсионный фонд эти данные - они что с этим дальше-то будут делать? Пока нет ответа на этот вопрос, его правда нет. Не потому, что мы чего-то не понимаем, - мы еще, наверное, просто до конца эту конструкцию не додумали. Шаг за шагом, что называется.

Топилин также добавил, что регионы “устали платить очень много денег за неработающих в трудоспособном возрасте” по обязательной медицинской страховке. В общей сложности, по его словам, речь идет примерно о 700 млрд рублей в год. Однако какая часть суммы приходится на “работающих неработающих” - то есть занятых в теневом секторе, - точно не известно.

ПРОИЗВОДИТЬ РОСТ

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, в свою очередь, знает, как бороться. Но не с теневой занятостью, а с низкой производительностью труда россиян. По его словам, основное условие эффективной занятости - это высокотехнологичные рабочие места, уменьшение административной нагрузки на бизнес и предсказуемая налоговая политика государства.

Шохин также напомнил, что сейчас правительство разрабатывает приоритетный проект “Производительность труда” - он предполагает совершенствование, в числе прочего, и трудового законодательства - чтобы снять “избыточные” ограничения в сфере социально-трудовых отношений.

- Существующая нормативная база создает избыточную занятость, требуя наличия выделенных сотрудников для выполнения отдельных функций, и часто прямо запрещает передавать те или иные функции на аутсорсинг. Тем самым сдерживается мобильность персонала внутри компании и, соответственно, рост производительности труда, - посетовал Александр Шохин. - В результате работодатели несут двойные издержки - с одной стороны, инвестируя в новые технологии, а с другой стороны, сохраняются многие старые требования в области регулирования трудовых отношений.

Как считает президент РСПП, в отношениях между работниками и работодателями “нужна дополнительная гибкость”. Например, в вопросах затрат работодателя при высвобождении работника или в “цифровизации” документооборота, включая отказ от бумажных трудовых книжек. Правда, упомянув о социальных партнерах в лице профсоюзов, Шохин отдельно оговорился, что эту самую “гибкость” можно ввести и без ущемления прав работников. И что росту производительности труда в контексте его мобильности препятствуют, в первую очередь, проблемы с арендой и покупкой жилья работниками.

Не отпускает предпринимателей и тема возможной налоговой реформы (как вариант - снижение соцвзносов с 30 до 22% от фонда оплаты труда и одновременный подъем налога на добавленную стоимость с 18 до 22%). Александр Шохин высказался в том духе, что бизнес снижение выплат в социальные фонды, по идее, должен, конечно, поддержать, но здесь не все так просто. Потому что нужно еще просчитать, не перекроют ли “компенсаторные меры” выгоду от послаблений.

- Лет двенадцать назад председатель правительства Михаил Фрадков выдвинул идею снижения НДС с 18 до 13%, и бизнес ее не поддержал, - вспомнил Шохин. - И председатель правительства удивлялся: почему бизнес не приветствует снижение налогов? Ответ был простой: система администрирования налогов настолько несовершенна - доначисления, проверки, штрафные санкции...

СМОТРЯ КАК СЧИТАТЬ

Зампред ФНПР Нина Кузьмина, в свою очередь, вновь обратилась к работе Министерства труда и социальной защиты. В ней, считает профлидер, наблюдается заметный перекос именно в сторону последней - соцзащиты.

- Беда в том, что даже работающий человек, который по определению должен быть самодостаточным, попадает в ряды нуждающихся в социальной защите. Такого нет практически ни в одной стране мира, - отметила Кузьмина. - Причина - государственная политика в сфере оплаты труда, которая проводится в нашей стране в течение последних двух десятков лет. Минимальный размер оплаты труда ниже прожиточного минимума - это без комментариев...

Профлидер также напомнила, что осенью 2008 года было решено увеличить МРОТ практически в два раза (до 4330 рублей в месяц), в результате он почти сравнялся с размером ПМ (4693 рубля по итогам 2008 года). При этом, иронизирует Кузьмина, “все остались живы, регионы не упали, отрасли не рухнули”.

- Кризис 2008 - 2010 годов мы прошли с минимальными социальными потерями, и не только социальными, - добавила она. - То есть неадекватная цена на главный ресурс на главном рынке любой так называемой рыночной экономики не приносит ничего, кроме экономических проблем.

Прожиточный минимум для трудоспособного населения за III квартал прошлого года составил 10 678 рублей в месяц (в феврале этого года появилась информация о том, что ПМ по итогам прошлого года составит 10 466 рублей). МРОТ на данный момент составляет 7500 рублей в месяц, во втором полугодии его решено повысить на 300 рублей. При таком соотношении МРОТ и ПМ не приходится удивляться тому, что статистика показывает низкую производительность труда. Как не раз говорил председатель ФНПР Михаил Шмаков, она в России “низкая”, потому что зарплаты - одни из самых маленьких в мире. Но при необходимости нам всегда скажут, что мы слишком хорошо живем и чересчур избыточно заняты...

Николай Федоров / "Солидарность"

Автор материала:
Павел Осипов - Отчитались с трудом
Павел Осипов
E-mail: p-osipov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Гущин Игорь
12:17 от 11.04.2017
Господину Шохину всё неймется с аутсорсингом. Так, уже всё раздербанили на мелкие шараги в оборонке, в нефтянке... везде! Вывели на заводах в аутсорсинг, например, КИП. В результате чего сократили на установках, участках прибористов и отдали эти работы сторонней организации. Допустим, было три прибориста с зарплатой 30 тыс.руб. Суммарно их месячная зарплата составляла 90 тыс. После сокращения прибористов завод стал ежемесячно перечислять 400 тыс. руб. аутсорсинговой шараге, которая выполняет те же функции прибористов. То же самое и про уборщиц. Платили "бабе Дуни" 8000 руб. Отдали уборку клининговой шараге и платят ежемесячно 40 тыс за услуги. А они платят уборщице, которая стала мыть полы вместо "бабы Дуни" те же 8000 руб.!?
В-от, это экономика! ) Штат прибористов, уборщиц сократили, а что толку! Кого обманываем?
Пора это уже давно понять! Например, на рязанской нефтеперерабатывающей компании транспортный цех опять вернули на завод.
Долой аутсорсинг - даёшь инсорсинг! )
Как известно, что рядом с аутсорсингом находится и аутстаффинг(заёмный труд). Очень часто трудовые договора работников с работодателем после аутсорсинга заключаются через кадровые агентства, т.н. мусорные договоры. Снижаются социальные гарантии работников, упрощенное увольнение и т.д и т.п. Вот о какой гибкости трудовых отношений, трудового законодательства говорят либералы
Вот, что скрывается за высказыванием господина Шохина об аутсорсинге.

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика