Top.Mail.Ru
Статьи
Парализованный труд

Во Франции продолжаются протесты против трудовой реформы

Парализованный труд

Фото: Boivin Samuel / Abaca Press / ТАСС

Изменения в трудовом законодательстве, предложенные президентом Франции Эммануэлем Макроном, не нашли поддержки в профсоюзной среде. Бастующие работники разных отраслей перешли в наступление, из-за чего в стране оказались парализованы целые отрасли. “Солидарность” разбирается в динамике протестной ситуации.

ТРАНСПОРТ И ПРИНЦИП ДОМИНО

Забастовки в транспортной отрасли Франции, стоившие владельцам компаний и государству миллионов евро, - следствие не только радикальной трудовой реформы президента Макрона. Им предшествовали “ночные стояния” в марте 2016 года против принятого при экс-президенте Олланде “закона Эль-Хомри” (включающего увеличение рабочего времени вплоть до 60 часов в неделю, сокращение доплат за переработку, облегченный процесс увольнения). Однако именно в президентство Макрона забастовки стали скорее не частностью, а явлением.

Сотрудники Air France были возмущены нежеланием руководства авиакомпании поднять им заработную плату на 6%. Учитывая, что их заработки последний раз повышались в 2011 году, эти требования вполне оправданны. По сообщениям компании, ей удалось увеличить прибыль на 42% в 2017 году, тем не менее, указывают работники, индексация дохода рядовых сотрудников была намного ниже уровня инфляции в период с 2011 по 2017 год. Новостное агентство Anadolu подсчитало, что вызванные забастовкой потери Air France составляют 20 млн евро в сутки.

Национальное общество железных дорог Франции (SNCF) тоже столкнулось с массовыми протестами сотрудников. Дошло до того, что 8 апреля, в день начала крупнейшей за последние годы забастовки железнодорожников, в стране действовал всего один скоростной поезд. По сообщениям СМИ Марселя, из работников компании трудятся только те, кто находится на испытательном сроке.

Забастовка на железных дорогах Франции связана с масштабной реформой SNCF, а именно приватизацией, инициированной президентом страны. План Макрона также предусматривает меры, которые могут повлечь увольнение более 70 тыс. сотрудников (уменьшение пенсионных отчислений, закрытие ряда невыгодных маршрутов, сокращение льгот). Несмотря на это, министр транспорта Элизабет Борн уверена: “Данная реформа необходима. Мы сейчас на половине пути, не понимаю, зачем устраивать масштабную забастовку и блокировать движение. Я всегда открыта для диалога”.

Авторитетное французское профобъединение CGT (Всеобщая конфедерация труда) винит во всем государство. По сообщению, опубликованному на официальном сайте профсоюза, “государство, а не железнодорожники, несет ответственность за задолженность SNCF. Продолжать обвинять железнодорожников в том, что они несут ответственность за катастрофу государственной политики, - это позор”.

Обычно сдержанное в отношении действий правительства профобъединение CFDT (Французская демократическая конфедерация труда) обвинило руководство страны в спешке и нежелании идти на переговоры с компанией - хотя бы для частичного списания долга. Кроме того, указывают представители профсоюза, решение о масштабных изменениях в SNCF должно приниматься только после полноценных коллективных переговоров, на которые потребуется не меньше года.

Ряд экспертов выразили мнение, что забастовки транспортников послужили катализатором для протестных выступлений в других сферах, где трудовые начинания Макрона и раньше не находили поддержки. В числе недовольных - госслужащие, врачи, учителя, журналисты, работники сельского хозяйства.

ПРОФСОЮЗНАЯ СТРАТЕГИЯ

Всеобщая конфедерация труда после объявления президентом масштабной реформы трудового законодательства призвала к всеобщей забастовке. В связи с нежеланием Макрона искать компромиссы с представителями рабочего движения профсоюзы решили изменить стратегию действий, предполагающую как крайние меры (забастовки, что происходят сейчас), так и переговоры.

Совместно с другими влиятельными проф- объединениями CGT опубликовала коммюнике и дальнейший сценарий для профсоюзов и отдельных лиц. В первую очередь это отстаивание права сотрудников на переговоры - если необходимо, в “твердой” форме (судебное разбирательство) и в “жесткой” (забастовки). Также профсоюз настаивает на противодействии попыткам работодателя самовольно менять продолжительность рабочего времени.

Сделать это планируется через законодательное закрепление следующих шагов: ограничение ежегодных переработок 73 часами; внедрение нормативной 32-часовой рабочей недели (независимо от договора найма, без дискриминации в отношении сотрудников, занятых неполный рабочий день); утверждение приоритета отраслевого соглашения над коллективным договором предприятия или учреждения, если колдоговор не является более благоприятным для работника.

Кроме того, CGT обратила внимание на новые лазейки для работодателей в законе. При заключении коллективного договора работники находятся в крайне невыгодном положении и часто не могут обратиться к отраслевому профсоюзу при организации делового референдума. (Деловой референдум с 2017 года можно организовать для уточнения колдоговора в том случае, если участвующие в переговорах профсоюзы представляют больше 30%, но меньше 50% сотрудников предприятия; по новым правилам референдум можно организовать также при отказе работодателей вести переговоры с крупными профсоюзами.) Всеобщая конфедерация труда требует закрепить право крупного профсоюза помогать в референдуме или вести переговоры с руководством компаний даже при встречном нежелании - дабы избежать референдума.

Другие влиятельные профобъединения выказали протестующим активную поддержку, как и во время ноябрьской всеобщей забастовки, однако их лидеры не разделили оптимизма главы профсоюза CGT Филиппа Мартине. Так, по мнению генерального секретаря FO (“Рабочая сила”) Жан Клода Мэйлли, “в данной ситуации трудно чего-либо добиться переговорами, поскольку нынешнее правительство довольно жесткое”. Представитель пресс-службы профобъединения SUD (Солидарного демократического профсоюза) Эрик Мейер в интервью информационному агентству “Франс Пресс” заявил, что “правительство хочет добиться своего, не прислушиваясь к профсоюзам”, вынуждая граждан принять участие в “жесткой забастовке лицом к лицу с жестоким и негибким правительством”.

*   *   *

Несмотря на усилившееся протестное движение во Франции и даже частичное прекращение работы в ряде отраслей, президент Макрон не намерен отказываться от намерений провести радикальную и широкомасштабную реформу. Однако вопрос о том, кто в конечном счете проиграет больше, остается открытым. В любом случае действие встречает противодействие.

Автор материала:
Анна Галустьян - Парализованный труд
Анна Галустьян
E-mail: galustian@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика