Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Свобода поиска информации в интернете далеко не такая безбрежная, как нам кажется. Просто удалив весь негатив об одном из кандидатов в президенты, можно на 25% сдвинуть голоса избирателей в сторону другого кандидата. А информация о наших действиях в Сети может быть доступна любым спецслужбам, сотрудничающим с поисковиками.
Сейчас все пользуются компьютерами, планшетами и смартфонами. Значительную часть времени современный человек проводит в интернете. С полным ощущением, что он сам составляет свое мнение о происходящем. Но так ли это?
Самый популярный поисковик в мире, безусловно, Google. Переоценить его влияние сложно. В англо- язычных странах он занимает до 90% в секторе поиска. Согласно рейтингу The New American Fortune - 500 (второй по значимости рейтинг после списка Forbes) Google входит в десятку наиболее влиятельных компаний мира. В мае этого года Google стала самой дорогой компанией США, обогнав Apple Inc. По данным фондовой биржи NASDAQ, капитализация компании составила 493 млрд долларов. Как следует из данных Forbes от 11 апреля 2016 года, стоимость бренда Google выросла на 7,3 млрд долларов за год - до 82,5 млрд. Компания, которая предоставляет нам информацию, сегодня стала самой богатой компанией США. Не производя при этом никаких товаров. При этом еще в начале 90-х годов Google получала финансирование от ЦРУ, службы национальной безопасности и разведывательных служб. Также известно, что у Google и правительства весьма тесные взаимоотношения. Особенно с Хиллари Клинтон. Несколько человек из предвыборного штаба Клинтон работали раньше в этой компании.
Есть ли основания считать Google пристрастной компанией? И если есть - насколько это опасно? По мнению психолога Роберта Эпштейна, проводившего 27 октября лекцию в Москве, - мы переоцениваем независимость своего мнения.
- Если вы помните роман Замятина “Мы”, то его автора волновало, что наступит будущее, в котором вся наша жизнь будет подвержена контролю. Но так ли это далеко от истины? 1 января 2012 года я получил письмо от Google. Мне сообщили, что мой сайт был взломан. Google и другие поисковики не давали доступа к моему сайту. Но сайт не был заблокирован. И тут я задумался, а насколько велика власть Google? Насколько он может создать то или иное впечатление в зависимости от своего желания?
По словам Эпштейна, Google находится на особом положении - это почти единственный сервис, у которого нет службы клиентской поддержки. Но зато у Google есть черный список, куда каждый день попадают миллионы страниц. И эти черные списки используются очень многими компаниями, даже в Apple.
- Мы очень доверяем поисковикам. Компании платят миллионы, чтобы продвинуться вверх в поиске Google. Поисковикам доверяют. Но насколько сильно? Роберт Робертсон и я провели исследование. Мы взяли 100 человек и разделили их на три группы. Одна группа была за одного кандидата, другая за другого, третья - имела смешанные предпочтения. Исследование показало, что при грамотном управлении системой поиска мнение аудитории можно изменить на 48%!
Как рассказал далее Эпштейн, это исследование не было последним. В дальнейшем оно проводилось в 39 разных странах, и результаты показали, что мнение аудитории можно менять. На 25% можно сдвинуть результаты выборов, просто контролируя поисковик Google. Можно даже публиковать предупреждение людям прямо на странице. Это немного сдвигает результаты, но не убирает полностью эффект. Эпштейн сообщил, что после опубликования результатов исследования последовала немедленная реакция от Google в стиле “это невозможно, мы никогда не будем таким заниматься”.
- Заметьте, они не сказали, что не имеют такой технической возможности, - указал Эпштейн. - Они просто сказали, что не будут этого делать. Хотя никакого бумажного следа от их деятельности не останется. Этим летом компания SourceFed доказала, что Google не размещает негативную информацию о Хиллари Клинтон. Например, о ее здоровье. Зато активно выкладывают негативную информацию о Дональде Трампе.
В июне новостной интернет-сайт SourceFed опубликовал результаты своего исследования, где отмечено, что поисковик Google при вводе имени и фамилии Клинтон, а также первых букв уточняющего слова, интерпретирует запрос более политкорректно, чем поисковики компаний Yahoo и Microsoft. Например, запрос “Hillary Clinton cri” распознается поисковиком Google как “Hillary Clinton crime reform” (“реформа системы правосудия, предложенная Хиллари Клинтон”) или как “Hillary Clinton crisis” (“кризис Хиллари Клинтон”), а при наборе “Hillary Clinton ind” ищет результаты первичных выборов демократов в штате Индиана.
Yahoo и Microsoft при аналогичной комбинации слов ассоциируют Клинтон с понятиями “crime” (преступление) и “indictment” (обвинительное заключение). Чаще всего эти термины употребляются в отношении громкого скандала, который произошел после выявления случаев небрежного обращения Клинтон с ящиком личной электронной почты во время исполнения обязанностей госсекретаря США (2009 - 2013).
SourceFed сделал выводы, что Google манипулирует результатами интернет-поиска в угоду Клинтон. Сама компания категорически отвергла обвинения: “Предугадывание поиска основывается на множестве факторов, включая популярность запроса. Наши системы периодически обновляются с целью улучшить качество поиска. Действия пользователей варьируются, поэтому термины, которые выдает механизм автозавершения (поиска), со временем меняется. Кроме того, наши системы автоматически отсеивают обидный или неподобающий контент”.
- Такая политика эффективно сказывается на не определившихся избирателях, - считает Эпштейн. - Люди скорее кликнут на негативные ссылки. Те, кто не определился, в 15 раз чаще кликают ссылки с негативной информацией. И так выбирают, за кого голосовать. То есть на президентских выборах в Америке это может дать Клинтон от 860 тыс. до 3 млн дополнительных голосов. В целом поисковик может повлиять на 10% голосов. И это касается не только выборов, но и вопросов отношения к абортам, к гомосексуалистам. Что характерно, Google не пропускает и негативные отзывы о себе. Зато их видно через другие поисковики.
Впрочем, так воздействует не один Google. Эпштейн недавно опубликовал статью о том, что “Фейсбук” может повлиять на результаты выборов пятью разными способами. Например, напомнить о выборах только сторонникам Хилари Клинтон. И тогда она получит дополнительно примерно 600 тыс. голосов.
Психологи Американского института поведенческих исследований и технологий также заявили, что поисковая система Google могла повлиять на голоса более трех миллионов избирателей в США в пользу Клинтон. А из опубликованной переписки стало известно, что компания Yahoo! обещала Клинтон масштабную поддержку в социальных сетях.
Есть основания полагать, что если Клинтон займет пост президента, то она продержится на этом посту оба срока. При поддержке Google. Не приходится сомневаться, что влияние компании будет только расти на территории США. Уже сейчас в Европе состоялось три антимонопольных расследования в отношении Google. Компания получит многомиллиардные штрафы. Даже в России и Индии были антимонопольные иски. Но в США подобных исков нет, хотя в монополии поисковика не приходится сомневаться.
По словам журналиста Юрия Сапрыкина, многое зависит от языка поисковика и страны:
- По запросу “Владимир Путин” к “Яндексу” в первых десяти вариантах выпадают такие вещи как “Владимир Путин - молодец политик лидер и борец”, “Владимир Путин и его новая жена”, “Владимир Путин, рост”. Как мы видим, наш поисковик ведет себя гораздо более фривольно по отношению к нашему единственному кандидату. Россия одна из немногих уникальных стран, где Google не является основной поисковой системой. К слову, российский Google - за Трампа. У нас есть “Яндекс”. И тут мы должны понимать, что государство все плотнее пытается с “Яндексом” взаимодействовать. Мы знаем, что правительство и Дума в последнее время все пристальнее интересуются агрегаторами новостей.
Одним из ярких примеров такого влияния Сапрыкин считает закон, который запрещает размещать в топе “Яндекса” новости с сайтов, не обладающих государственной регистрацией как СМИ. То есть новости с некоторых порталов не имеют шансов попасть в топ “Яндекс-новостей”.
- Конечно, поисковикам верят гораздо больше, чем журналистам и рекламщикам. Но все мы знаем способы влиять на ход выборов эффективнее, чем при помощи поисковиков.
Наши данные и действия в сети могут быть отслежены. По некоторым данным, Google отслеживает и записывает все почти на 200 платформах. Это касается браузеров Chrom, Firefox, Safary, операционной системы Android. Даже почты Gmail - там сохраняются неотправленные письма и черновики. По словам Эпштейна, с нами всеми обращаются как с потенциальными врагами и террористами. И он считает это недопустимым. Так же как и саму деятельность Google: “Если они хотят быть законной компанией, пусть что-нибудь продают. Что-нибудь, что сами производят”.
- Мы живем в эпоху прозрачных стен, - считает Сапрыкин. - И проблема не только в том, что нас отслеживают. Мы сами добровольно делимся информацией, которую когда-то приходилось выуживать спецслужбам.
Когда у собравшейся на лекции аудитории спросили, готовы ли они, узнав о слежке, продолжать пользоваться “опасными” программами, - 60% оказались готовы.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно