Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Те, кто зачем-то, как мы, следит за работой Госдумы, знают: одно из самых популярных слов в дебатах между фракциями - популизм. Если коммунист предлагает изъять сверхдоходы госкорпораций в пользу поддержания Вечного огня в орловской деревеньке, для прочих он “популист”. Когда единороссы замораживают индексацию пенсий, но раздают по 5 тысяч рублей к Новому году, они (внезапно) - “партия популистов”. Если “Справедливая Россия” предлагает запретить ЛДПР... В общем, под занавес думской осенней сессии “Солидарность” решила покопаться в законопроектах и выяснить, какие настоящие популистские методы могут в них применяться.
Группа депутатов от “Справедливой России” внесла в Госдуму законопроект, призванный “незамедлительно и существенно” поправить дела в отечественной системе образования. Для этого, считают авторы, надо “обеспечить должный статус” педагогического работника. Или, в переводе, платить ему больше денег и предоставлять больше привилегий.
Есть среди предложений, например, право на сокращенную продолжительность рабочего времени. (Что, правда, повлечет за собой установление права работодателя и платить поменьше.) Предлагается ввести также удлиненные отпуска: ежегодный - сроком на усмотрение правительства и раз в десять лет - аж на целый год. При этом, по мысли депутатов, у педагогов должно появиться право и на досрочное назначение страховой пенсии по старости. А также - на предоставление им вне очереди жилья по договорам социального найма и из специализированного жилищного фонда. И детей в садик - “в первоочередном порядке”. (Интересно, что будет написано в аналогичном законопроекте “СР” о статусе, скажем, медиков или работников культуры - “в очередь за педагогами”?)
Среди прочего: ежемесячные надбавки в четверть оклада, столько же за работу на селе или звание “народного”, плюс еще 3% за каждого ученика сверх нормы наполняемости класса, да плюс 5 тысяч рублей за кандидата и 10 тысяч за доктора наук (но последнее только в учреждениях федерального подчинения). Личный компьютер с компенсацией платы за интернет и “иные трудовые права” прилагаются. Чашки киселя из Молочной реки “за вредность” в списке нет, но, как обычно говорят в Госдуме, поправки можно подготовить ко второму чтению.
Законопроект “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании” прекрасен, согласитесь. Однако предложения касаются не столько даже образования, сколько сферы оплаты труда - то есть Трудового кодекса. На что уже успело вполне справедливо указать в своем (отрицательном, конечно) заключении правительство. “Предлагаемые меры вступают в противоречие с нормами Трудового кодекса, которыми установлены общие принципы формирования заработной платы”, - указано в отзыве. Тогда как справороссы прямо утверждают, что никаких изменений в [другие] законодательные акты их инициатива не потребует. Между тем, среди авторов законопроекта есть многоопытные депутаты. В том числе, член комитета (сюрприз) по труду Олег Шеин. Можно ли было забыть о такой “мелочи” как Трудовой кодекс? Можно - если нарочно. Чтобы, например, при случае ссылаться на свою грандиозную инициативу в общении с избирателями-педагогами и пенять на козни злого правительства.
Но бывают законопроекты, обоснованные не только в стиле “хорошо бы”, а куда более обстоятельно. И притом - действительно нужные и без кисельных берегов. Такой 27 ноября внес в Госдуму депутат от ЛДПР Андрей Андрейченко. Избравшийся от Приморья законодатель озаботился проблемой неравенства доходов среди пенсионеров Дальневосточного федерального округа.
Напомним, в российском законодательстве есть понятие “районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности”. Жители этих территорий имеют ряд льгот. Прежде всего речь идет о районных коэффициентах - прибавке к зарплатам, пенсиям, пособиям. Но в пределах одного региона встречаются разные климатические районы. Соответственно, при одинаковых ценах жители соседних городов могут иметь льготы, а могут и не иметь. В том же ДФО это касается Приморья, Хабаровского края, Амурской области, Забайкалья и Бурятии. И вот Андрейченко предлагает “установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии” на коэффициент 1,3 жителям “нельготных” районов ДФО. По его подсчетам, это потребует меньше 16,5 млрд рублей в год из бюджета Пенсионного фонда. (Притом что из бюджета-2017 на этот год перешло около 235 млрд остатков.)
Нужный законопроект? Нужный. Справедливый? Скорее всего. Финансово обоснованный? Да, причем скрупулезно и построчно по категориям получателей, на пять страниц текста. Так что же он тогда делает в нашей подборке?
Здесь надо обратить внимание на даты. В том же финансово-экономическом обосновании сказано: “…необходимо будет предусмотреть дополнительные расходы при разработке правительством проектов законов о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов”. При этом в Госдуму свой законопроект депутат Андрейченко внес 27 ноября. А федеральный бюджет был принят в третьем (окончательном) чтении еще 21-го! Бюджет Пенсионного фонда - 20 ноября, и оба документа - “на 2019 и плановый период 2020 - 2021 годов”. Кроме того, даже когда документ дойдет до ответственного комитета (по труду), там обязательно скажут: это дискриминация - давать деньги одним только жителям ДФО, когда в Тюмени, Перми, Иркутске, Красноярске та же история. И, скорее всего, порекомендуют законопроект отклонить.
Из чего можно сделать вывод: депутат вносил законопроект не с тем, чтобы его приняли. А с тем, чтобы было что потом показать избирателям: “Я хотя бы попытался”. Оговоримся, что конкретного Андрейченко ни в чем не обвиняем, но на примере его инициативы популистская схема представляется рабочей.
Последний в нашем микрокаталоге пример, на первый взгляд, не имеет отношения к социальной тематике и уж тем более - к трудовой. Но мы с вами быстро убедимся, что это не так. Пресс-служба Госдумы сообщает:
“С 26 ноября по соглашению РФ и Ямайки российские туристы смогут посещать это островное государство на срок до 90 дней без визы. Оформить ее понадобится, если вы собираетесь провести на Ямайке более 90 дней или для осуществления трудовой деятельности. Такие же правила будут действовать для граждан Ямайки при посещении России”.
Понятно, что соглашение правительств двух стран - это не законопроект в чистом виде, но Госдума ратифицирует международные соглашения. (К слову, и возглавляет правительство глава “Единой России”.) Так вот, через депутатов прошли и такие строчки мотивировочной части документа: “...руководствуясь желанием развивать дружественные отношения между двумя государствами, стремясь упростить порядок взаимных поездок граждан...” Это ведь хорошо все - дружба, тем более с такой страной, как “Джаа-мааа-ааай-ка!”, простой порядок поездок - правда? Предложение в высшей мере “популярное”.
А теперь вбиваем в поисковик “Ямайка тур” и видим, что семь дней пребывания российского туриста в этой стране обойдутся ему в среднем в 400 тысяч рублей. 90 дней, следовательно, в сумму больше 5 миллионов. То есть нам с вами отдых на Ямайке точно не грозит. Зато как звучит - Ямайка...
Из рубрики “Парламентская хроника”
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно