Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи может в ближайшее время рассмотреть и предложить на обсуждение коллегам по депутатскому корпусу законопроект о смене “прописки” сим-карт мобильных телефонов.
Продуктовые карточки, которые в России с 2017 года планируется выдавать малоимущим гражданам, будут выпущены в электронном формате. И на них государство будет начислять по 1400 рублей в месяц. Об этом 10 ноября в ходе круглого стола рассказал представитель Минпромторга Александр Лифинцев.
- Это средняя расчетная сумма субсидии на одного члена домохозяйства в месяц в 2017 году, она рассчитывается как дефицит доходов домохозяйств до величины прожиточного минимума с учетом расходов на продовольственные товары, - пояснил господин Лифинцев.
Предполагается, что терминалы на кассах магазинов будут подключены к специальной процессинговой системе. Магазинам, считает Лифинцев, такое подключение будет только выгодно, поскольку позволит конкурировать друг с другом за деньги, выделяемые на программу продовольственной помощи.
Чиновник уточнил и порядок получения карточек: подаешь заявление в муниципальный собес, проходишь собеседование, а поданные документы проверку, и затем выдается карта. При этом безработные льготники будут обязаны трудоустроиться “в определенные сроки” (которые, похоже, еще не определены).
По подсчетам ведомства, сейчас в России около 20 млн малоимущих граждан, имеющих право на продовольственную помощь. Но получат карточки не все. Например, “у кого-то может быть малый доход, но на самом деле две-три машины красивые, дорогие”, - пояснил чиновник. В Минпромторге Александр Лифинцев возглавляет отдел регионального развития и народных художественных промыслов, так что о красивых вещах представление имеет.
Как уточнила зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт, на решение выделить помощь будет влиять не только материальный, но и имущественный статус граждан. Кроме того, в Минпромторге и не ожидают, что все малоимущие бросятся получать эти карточки одновременно. Так что систему, возможно, еще успеют довести до ума по ходу дела.
- Власти активно прорабатывают вопрос создания и внедрения системы адресной продовольственной помощи нуждающимся гражданам. Прежде всего, речь идет о программе дополнительного питания, которая называется “Электронный продовольственный сертификат”, - делился успехами властей Лифинцев.
В свою очередь, его личному успеху мог бы позавидовать министр труда Максим Топилин: господину Лифинцеву удалось в связном предложении упомянуть модные теперь в правительстве понятия “адресность” и “нуждаемость”. Примечательно, что употребляются они чиновниками именно что в контексте распределения льгот - профсоюзы опасаются, что под этим соусом льготам может готовиться урезание. Если предположить, что то же самое происходит в сфере продовольственного обеспечения, то 20 млн россиян не позавидуешь. Настороженность усугубляется словами Ирины Гехт о том, что “концепция развития внутренней продовольственной помощи населению повлечет за собой изменение самого подхода к оказанию социальной поддержки”.
- Суть программы заключается в предоставлении отдельным категориям граждан денежных средств путем их зачисления на электронный продовольственный сертификат, - объясняет Александр Лифинцев. - Эти средства могут быть потрачены только на продукты питания, причем исключительно отечественного производства. Купить сигареты, алкоголь, другие не предусмотренные программой продукты не получится. Так же как не получится обналичить в банкомате эти средства.
Основной же смысл программы, говорит чиновник, состоит в том, чтобы дать возможность нуждающимся “улучшить свой рацион”. И не просто улучшить, а именно за счет свежих продуктов вопреки народной привычке “накапливать продукты про запас”. Имеется в виду, в первую очередь, еда с маленьким сроком годности. Крупы и консервы, например, из программы исключены. А включены - мясные, молочные и рыбные продукты, овощи, фрукты, ягоды, зелень, мясо птицы и яйца.
Сметливый бедняк сможет все-таки накупить “на все” ягод, фруктов и овощей, а затем коварно наделать нескоропортящихся разносолов да варенья, - но не хочется наводить власти на лишние мысли. Тем более, как сообщил господин Лифинцев, как раз сейчас “более детально прорабатывается допустимый ассортимент”. Пока, правда, есть повод для осторожного оптимизма: в список могут включить и замороженное мясо с рыбой.
Так или иначе, власти рассчитывают на то, что система будет иметь глобальный характер и вовлечет в свою работу магазины любых размеров, а также рынки, автолавки и “стационарные торговые объекты”. Должно быть, имеются в виду ларьки, хотя даже в Москве в них до сих пор нельзя рассчитаться обычной банковской картой, что уж говорить о будущих продуктовых... Впрочем, в столице и ларьков-то с недавних пор не осталось, так что и проблем с этим не будет.
Замминистра сельского хозяйства Сергей Левин сообщил в ходе круглого стола о том, что внутренняя продовольственная помощь - “это употребляемый во всем мире один из сильнейших инструментов как поддержки национального сельскохозяйственного производства, так и оказания помощи нуждающимся”. То есть одним выстрелом по нуждаемости можно убить сразу двух зайцев: и голод, и сельское хозяйство. Вернее, его проблемы, конечно.
Что касается непосредственно поддержки агропрома, то она, признал Сергей Левин, может оказываться разными способами:
- Один из наиболее распространенных инструментов - это оказание прямой поддержки производителям сельхозпродукции, - пояснил он.
Этот способ, добавим от себя, хорошо известен российским аграриям. Так, в феврале вышло скандальное распоряжение правительства “О распределении в 2015 году субсидий на поддержку сельского хозяйства”. На весь агропром в результате выделили 50 млрд рублей. В то время как банкам (в том числе и с формулировкой “на кредиты сельхозпредприятиям”) досталось больше триллиона. Что касается распространенности метода, то тут чиновник прав: госпрограмма “развития” сельского хозяйства, в рамках которой происходила раздача слонов, рассчитана на период до 2020 года.
В общем, судя по всему, в Минсельхозе осознают, что отрасли в борьбе за кусок из бюджета большего не светит, и теперь видят спасение в новой госпрограмме.
- Это, по своей сути, система государственной помощи населению в форме прямых поставок продуктов питания нуждающимся гражданам или предоставления им денег непосредственно на цель приобретения продуктов питания, - начал объяснять Сергей Левин.
Имеется в виду, что если гражданам продукты достаются безвозмездно, даром, - то государство, чтобы передать их нуждающимся, все-таки вынуждено платить производителям. И хорошо бы, конечно, отечественным, о чем говорил выше Лифинцев. Опять же, это было бы и в тренде пресловутого импортозамещения.
Вот только эксперты полагают, что для успешности программы импортозамещения в сельском хозяйстве государство должно было субсидировать отрасль в объеме, вдвое превышающем фактические субсидии. Об этом, в частности, заявлял 25 сентября этого года зампредседателя комитета Торгово-промышленной палаты по развитию АПК и директор ЗАО “Совхоз имени Ленина” Павел Грудинин.
Соответственно, возникают большие сомнения в том, что отечественные производители в состоянии обеспечить нуждающихся россиян всем ассортиментом необходимой сельхозпродукции. Учитывая, что проблемы возникают и просто с обеспечением россиян в целом. Отсюда напрашивается вывод, что без достаточной прямой поддержки агропрома предложенная Сергеем Левиным опосредованная работать как “двузайцевая” не будет. Но что-то подсказывает, что сама психология правительства не позволит нам дождаться от него эффективных шагов в этом направлении:
- Понимаете, если оказывать помощь нуждающимся путем предоставления им просто денежных средств, они могут потратить их самыми разными способами, и не обязательно эти деньги пойдут на улучшение питательного баланса, - считает замминистра сельского хозяйства. - С другой стороны, поддержка производителя сельхозпродукции на первом этапе начинает упираться в увеличение платежеспособного спроса. Можно произвести больше продовольствия, но его нужно продать, на него нужно иметь обеспеченный платежеспособный спрос. [Системой внутренней] продовольственной помощи мы эту задачу решаем, потому что она, не искажая рыночную среду, создает дополнительную обеспеченную платежеспособность, спрос именно на продукцию отечественного сельхозпроизводителя. Вот почему эта программа в своем смысле уникальна, именно поэтому она в большинстве развитых стран мира приобрела такой масштаб.
Во-первых, Сергей Левин правильно говорит именно о развитых странах, к которым Россия, к сожалению, пока не относится (а относится к развивающимся).
Во-вторых, если подобная программа и помогла развитым странам стать таковыми, то на это должны были уйти годы и годы упорной работы. Мы же, получается, привыкли опускать руки еще “на первом этапе”, когда “поддержка начинает упираться”.
В-третьих, с утверждением, что вмешательство государства в рынок путем предоставления преференций определенной группе производителей не искажает рыночную среду, с удовольствием поспорили бы адепты свободной конкуренции. Возможно, среди них оказался бы и Александр Лифинцев, который выше как раз говорил о пользе конкуренции среди продуктовых магазинов.
Ну и, наконец, разрабатывать программу оттого, что не веришь своим гражданам, - “возьмут за деньги не то” - и обеспечивать “питательный баланс” практически силой... А вот агропром, скажем, - ему тоже денег не дают, потому что в него не верят? Если так, то остается только посмотреть, где сейчас этот самый агропром, и прикинуть, где будут нуждающиеся россияне в 2017 году.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно